(с изменениями на 3 декабря 2019 года)
(в ред. Постановлений Правительства Ярославской области от 07.08.2015 N 886-п, от 16.11.2015 N 1231-п, от 17.02.2016 N 151-п, от 17.03.2016 N 280-п, от 06.06.2016 N 651-п, от 21.02.2017 N 134-п, от 06.07.2017 N 547-п, от 08.08.2017 N 627-п, от 25.10.2017 N 780-п, от 22.12.2017 N 955-п, от 20.02.2018 N 82-п, от 16.04.2018 N 259-п, от 09.08.2018 N 596-п, от 07.02.2019 N 70-п, от 25.03.2019 N 204-п, от 03.12.2019 N 828-п)
В целях повышения качества работы органов местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области посредством структурных преобразований и оптимизации управленческих процессов
ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Реформирование принципов организации деятельности органов местного самоуправления Ярославской области" на 2015 - 2019 годы.
2. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области, курирующего вопросы внутренней политики.
(в ред. Постановлений Правительства Ярославской области от 07.08.2015 N 886-п, от 17.03.2016 N 280-п, от 21.02.2017 N 134-п, от 20.02.2018 N 82-п)
3. Постановление вступает в силу с момента подписания.
Губернатор области
С.Н.ЯСТРЕБОВ
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РЕФОРМИРОВАНИЕ ПРИНЦИПОВ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2015 - 2019 ГОДЫ
(в ред. Постановлений Правительства Ярославской области от 07.08.2015 N 886-п, от 16.11.2015 N 1231-п, от 17.02.2016 N 151-п, от 17.03.2016 N 280-п, от 06.06.2016 N 651-п, от 21.02.2017 N 134-п, от 06.07.2017 N 547-п, от 08.08.2017 N 627-п, от 25.10.2017 N 780-п, от 22.12.2017 N 955-п, от 20.02.2018 N 82-п, от 16.04.2018 N 259-п, от 09.08.2018 N 596-п, от 07.02.2019 N 70-п, от 25.03.2019 N 204-п, от 03.12.2019 N 828-п)
(в ред. Постановления Правительства Ярославской области от 07.02.2019 N 70-п)
Сроки реализации областной целевой программы "Реформирование принципов организации деятельности органов местного самоуправления Ярославской области" на 2015 - 2019 годы (далее - ОЦП) | 2015 - 2019 годы | |
Куратор ОЦП | заместитель Губернатора области Шабалин Андрей Юрьевич, тел. (4852) 78-60-23 | |
Ответственный исполнитель ОЦП | департамент региональной политики и взаимодействия с органами местного самоуправления Ярославской области (далее - департамент) | директор департамента Иванов Артем Вячеславович, тел. (4852) 40-10-58 |
Исполнители ОЦП | управление государственной службы и кадровой политики Правительства области | начальник управления государственной службы и кадровой политики Правительства области Балакирева Наталья Георгиевна, тел. (4852) 78-60-17 |
управление массовых коммуникаций Правительства области | начальник управления массовых коммуникаций Правительства области - пресс-секретарь Губернатора области Горюнова Ирина Михайловна, тел. (4852) 40-07-86 | |
правовое управление Правительства области | начальник правового управления Правительства области Хонина Ольга Михайловна, тел. (4852) 40-18-84 | |
(в ред. Постановления Правительства Ярославской области от 03.12.2019 N 828-п) | ||
Электронный адрес размещения ОЦП в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | http://www.yarregion.ru/depts/drp |
(в ред. Постановления Правительства Ярославской области от 03.12.2019 N 828-п)
Источники финансирования | Плановый объем финансирования, тыс. руб. | |||||
всего | 2015 год | 2016 год | 2017 год | 2018 год | 2019 год | |
Предусмотрено законом об областном бюджете: | ||||||
- областные средства | 32979,3 | 14722 | 6893,3 | 6126,2 | 3956,4 | 1281,4 |
Справочно (за рамками закона об областном бюджете): | ||||||
- местные бюджеты | 875 | 500 | 375 | - | - | - |
Итого по ОЦП | 33854,3 | 15222 | 7268,3 | 6126,2 | 3956,4 | 1281,4 |
1. Потребность в реформировании принципов организации деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области (далее - органы местного самоуправления) обусловлена новациями Федерального закона от 27 мая 2014 года N 136-ФЗ "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и принятого в соответствии с ним Закона Ярославской области от 16 октября 2014 г. N 59-з "О сроках полномочий, наименованиях, порядке формирования, иных вопросах организации и деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области" (далее - Закон Ярославской области N 59-з), Стратегией социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства области от 06.03.2014 N 188-п "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года" (далее - Стратегия социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года).
(в ред. Постановления Правительства Ярославской области от 09.08.2018 N 596-п)
2. Направления и сферы деятельности местной власти, в отношении которых осуществляется реформирование основ местного самоуправления в Ярославской области.
2.1. В Ярославской области с момента принятия и начала реализации Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) представительные органы и главы муниципальных образований области избирались на муниципальных выборах. Иные способы формирования органов местного самоуправления не получили достаточного распространения на территории Ярославской области.
В соответствии с Федеральным законом от 27 мая 2014 года N 136-ФЗ "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Законом Ярославской области N 59-з установлен порядок формирования представительных органов муниципальных образований Ярославской области:
- представительный орган муниципального района Ярославской области образуется из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава исходя из численности населения поселения;
- представительный орган сельского поселения, городского поселения, городского округа Ярославской области избирается на муниципальных выборах.
Законом Ярославской области N 59-з определен следующий порядок избрания глав муниципальных образований Ярославской области:
- главы муниципальных районов, городских поселений, являющихся административными центрами муниципальных районов, а также глава городского округа, являющегося административным центром Ярославской области, избираются представительными органами из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляют местную администрацию;
(в ред. Постановления Правительства Ярославской области от 21.02.2017 N 134-п)
- главы городских округов в соответствии с уставом соответствующего муниципального образования избираются на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании и возглавляют местную администрацию либо представительным органом этого муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляют местную администрацию;
(абзац введен Постановлением Правительства Ярославской области от 08.08.2017 N 627-п)
- главы городских поселений, не являющихся административными центрами муниципальных районов, главы сельских поселений в соответствии с уставом соответствующего муниципального образования избираются на муниципальных выборах и возглавляют местную администрацию либо избираются представительным органом муниципального образования из своего состава и исполняют полномочия его председателя.
(в ред. Постановлений Правительства Ярославской области от 21.02.2017 N 134-п, от 08.08.2017 N 627-п)
Таким образом, для 2 городских округов, 16 муниципальных районов и 14 поселений Ярославской области централизованно изменяется порядок формирования органов местного самоуправления.
(в ред. Постановлений Правительства Ярославской области от 21.02.2017 N 134-п, от 09.08.2018 N 596-п)
Федеральным законом N 131-ФЗ допускается возможность образования администрации муниципального района области, на которую возлагается исполнение полномочий администрации городского поселения, являющегося административным центром муниципального района. Одновременно с реформированием порядка формирования органов местного самоуправления в 2018 году планируется образована единая администрация Тутаевского муниципального района и городского поселения Тутаев.
(в ред. Постановлений Правительства Ярославской области от 21.02.2017 N 134-п, от 07.02.2019 N 70-п)
Реализация законодательных новаций позволит сократить расходы на проведение муниципальных выборов, оптимизировать затраты на содержание органов местного самоуправления, упростить оказание муниципальных услуг в поселениях, являющихся административными центрами муниципальных районов области.
Ввиду кардинальности изменений принципов формирования органов местного самоуправления, определенных Законом Ярославской области N 59-з, процессы реформирования требуют организационной поддержки со стороны органов исполнительной власти области.
2.2. В соответствии с Законом Ярославской области от 21 декабря 2004 г. N 65-з "О наименованиях, границах и статусе муниципальных образований Ярославской области" на территории Ярославской области образовано 16 муниципальных районов.
(в ред. Постановления Правительства Ярославской области от 09.08.2018 N 596-п)
Средняя численность населения муниципальных районов области составляет около 25,5 тысячи человек, что ниже среднего показателя по России (около 32 тысяч человек) и по Центральному федеральному округу (около 33,5 тысячи человек). Численность населения по городским округам, поселениям Ярославской области превосходит аналогичные показатели по России и Центральному федеральному округу.
Между муниципальными районами области имеются существенные различия по численности населения. Дифференциация между муниципальными районами области с минимальным и максимальным числом жителей составляет более 9 раз.
Численность населения определяет потенциал социально-экономического развития территории. Чем больше численность населения, тем выше уровень экономической активности, больше доходы бюджета и уровень финансовой самостоятельности территории.
Указанные факты являются основанием для преобразования территориальной организации местного самоуправления в Ярославской области на районном уровне путем объединения муниципальных районов области.