(с изменениями на 18 декабря 2018 года)
(в ред. Постановлений Правительства Ярославской области от 15.02.2016 N 143-п, от 07.09.2017 N 698-п, от 18.12.2018 N 920-п)
Во исполнение статей 210, 216 Трудового кодекса Российской Федерации, Указа Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года", приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 декабря 2014 года N 1197 "О проведении общероссийского мониторинга условий и охраны труда" и поручения Правительственной комиссии по вопросам охраны здоровья граждан от 9 июня 2014 года N 3
ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую программу "Улучшение условий и охраны труда в Ярославской области" на 2015 - 2020 годы (далее - Программа).
(в ред. Постановления Правительства Ярославской области от 18.12.2018 N 920-п)
2. Органам исполнительной власти Ярославской области обеспечить выполнение мероприятий Программы.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований области предусматривать в местных бюджетах средства на выполнение мероприятий Программы.
4. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области, курирующего вопросы здравоохранения, труда и социальной защиты, семейной и демографической политики.
(п. 4 в ред. Постановления Правительства Ярославской области от 18.12.2018 N 920-п)
5. Постановление вступает в силу с момента подписания.
(п. 5 в ред. Постановления Правительства Ярославской области от 18.12.2018 N 920-п)
Губернатор области
С.Н.ЯСТРЕБОВ
ПРОГРАММА "УЛУЧШЕНИЕ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА В ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2015 - 2020 ГОДЫ
(в ред. Постановления Правительства Ярославской области от 18.12.2018 N 920-п)
Наименование Программы | программа "Улучшение условий и охраны труда в Ярославской области" на 2015 - 2020 годы (далее - Программа) |
Куратор Программы | заместитель Председателя Правительства области Селезнев Игорь Юрьевич, тел. (4852) 40-14-83 |
Ответственный исполнитель Программы | департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области (далее - ДТиСПН ЯО), директор ДТиСПН ЯО Андреева Лариса Михайловна, тел. (4852) 40-04-04 |
Исполнители (участники) Программы | органы исполнительной власти Ярославской области и муниципальные образования Ярославской области, имеющие в функциональном подчинении организации (по согласованию); Государственная инспекция труда в Ярославской области (далее - ГИТ) (по согласованию); государственное учреждение Ярославское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС) (по согласованию); Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ярославской области (далее - Роспотребнадзор) (по согласованию); союз "Объединение организаций профсоюзов Ярославской области" (по согласованию); союз "Торгово-промышленная палата Ярославской области" (по согласованию); организации, оказывающие услуги в области охраны труда, аккредитованные в установленном порядке (по согласованию); ассоциация "Экономический совет Ярославской области (объединение работодателей Ярославской области)" и работодатели (по согласованию) |
Программно-целевые инструменты | бюджетное финансирование, межведомственное взаимодействие и меры государственного регулирования, передача отдельных государственных полномочий, обеспечение управления реализацией мероприятий Программы и контроля за реализацией мероприятий Программы |
Цели Программы | снижение уровней производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работников организаций, расположенных на территории Ярославской области |
Задачи Программы | - улучшение условий и охраны труда, в том числе: обеспечение оценки условий труда работников и получения работниками объективной информации об условиях и охране труда на рабочих местах; реализация превентивных мер, направленных на улучшение условий труда работников, снижение уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, включая совершенствование лечебно-профилактического обслуживания и обеспечение современными высокотехнологичными средствами индивидуальной и коллективной защиты работающего населения; обеспечение непрерывной подготовки работников по охране труда на основе современных технологий обучения; содействие внедрению современной высокотехнологичной продукции и технологий, способствующих улучшению условий и охраны труда; совершенствование нормативной правовой базы Ярославской области в области охраны труда; информационное обеспечение и пропаганда охраны труда; переход на оформление трудовых отношений с работниками с учетом принципов эффективного контракта в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. N 2190-р и приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 26 апреля 2013 г. N 167н "Об утверждении рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта"; разработка и внедрение в организациях Ярославской области программ "нулевого травматизма", основанных на принципах ответственности руководителей и каждого работника за безопасность, соблюдения всех обязательных требований охраны труда, вовлечения работников в обеспечение безопасных условий и охраны труда, обеспечения выявления опасностей, оценки рисков на производстве и контроля за ними, проведения регулярных аудитов безопасности, непрерывного обучения и информирования персонала по вопросам охраны труда; - повышение эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права |
Целевые индикаторы (показатели) Программы | - уровень производственного травматизма и профессиональной заболеваемости: численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом (по данным ГИТ); численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более (по данным ФСС); количество дней временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве в расчете на 1 пострадавшего (по данным ФСС); численность работников с впервые установленным профессиональным заболеванием (по данным Роспотребнадзора); - динамика оценки условий труда: количество рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда (далее - СОУТ) (по данным федеральной государственной информационной системы учета результатов проведения СОУТ (далее - ФГИС СОУТ) и ГИТ); удельный вес рабочих мест, на которых проведена СОУТ, в общем количестве рабочих мест; количество рабочих мест, на которых улучшены условия труда по результатам СОУТ (по данным ГИТ); - условия труда: общая численность работников, из них: численность работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда (по данным ФСС); удельный вес работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, от общей численности работников (по данным ФСС) |
Сроки реализации Программы | 2015 - 2020 годы |
Объемы бюджетных ассигнований | общий объем бюджетных ассигнований на 2015 - 2020 годы - 162901,09 тыс. руб., в том числе за счет средств: - областного бюджета - 92358,74 тыс. руб., из них: 2015 год - 19996,27 тыс. руб.; 2016 год - 16416,00 тыс. руб.; 2017 год - 15353,37 тыс. руб.; 2018 год - 13751,70 тыс. руб.; 2019 год - 14066,50 тыс. руб.; 2020 год - 12774,90 тыс. руб.; - бюджетов муниципальных образований Ярославской области - 70542,35 тыс. руб., из них: 2015 год - 15053,75 тыс. руб.; 2016 год - 9013,10 тыс. руб.; 2017 год - 12219,10 тыс. руб.; 2018 год - 16484,20 тыс. руб.; 2019 год - 9484,80 тыс. руб.; 2020 год - 8287,40 тыс. руб. |
Прогнозная оценка расходов государственных внебюджетных фондов и юридических лиц | общий объем финансирования из внебюджетных источников - 3009825,95 тыс. руб., в том числе: - средства ФСС - 821422,34 тыс. руб., из них: 2015 год - 119665,00 тыс. руб.; 2016 год - 138901,60 тыс. руб.; 2017 год - 132792,92 тыс. руб.; 2018 год - 140544,82 тыс. руб.; 2019 год - 142301,40 тыс. руб.; 2020 год - 147216,60 тыс. руб.; - средства работодателей - 2188403,61 тыс. руб. (на весь срок реализации Программы), в том числе по годам: 2015 год - 264943,00 тыс. руб.; 2016 год - 270746,50 тыс. руб.; 2017 год - 348983,32 тыс. руб.; 2018 год - 282084,29 тыс. руб.; 2019 год - 502874,80 тыс. руб.; 2020 год - 518771,70 тыс. руб. |
Ожидаемые результаты реализации Программы | в результате реализации Программы планируется обеспечить социальный эффект, выражающийся в защите конституционных прав трудящихся на безопасные условия труда, сохранение жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности, а именно: - снижение уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости: снижение численности пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом с 20 до 13 человек; снижение численности пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более с 580 до 510 человек; снижение количества дней временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве в расчете на 1 пострадавшего с 63,45 до 61,7 единицы; снижение численности работников с впервые установленным профессиональным заболеванием с 61 человека до 45 человек; - динамика оценки условий труда: увеличение количества рабочих мест, на которых проведена СОУТ, с 5965 до 254500 единиц; увеличение удельного веса рабочих мест, на которых проведена СОУТ, в общем количестве рабочих мест с 1,5 до 75,0 процента; увеличение количества рабочих мест, на которых улучшены условия труда по результатам СОУТ, с 1312 до 23000 единиц; - условия труда: уменьшение численности работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда (по данным ФСС), с 127685 до 120500 человек; уменьшение удельного веса работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, от общей численности работников (по данным ФСС) с 22,38 до 21,6 процента |
Ответственные лица для контактов | первый заместитель директора ДТиСПН ЯО Аминов Дмитрий Владимирович, тел. (4852) 40-04-06; заместитель начальника отдела социально-трудовых отношений и охраны труда ДТиСПН ЯО Серова Светлана Владимировна, тел. (4852) 40-03-64 |
Электронный адрес размещения Программы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | http://www.yarregion.ru/depts/dtspn/default.aspx |
Программа разработана и актуализирована во исполнение статей 210, 216 Трудового кодекса Российской Федерации, Указа Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года", приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 декабря 2014 года N 1197 "О проведении общероссийского мониторинга условий и охраны труда", пунктов 28 и 29 Плана мероприятий по реализации Концепции повышения эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на 2015 - 2020 годы, утвержденного поручением заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Голодец О.Ю. от 26.10.2015 N 7011п-П12, на основании рекомендованной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации типовой государственной программы субъекта Российской Федерации (подпрограммы государственной программы) по улучшению условий и охраны труда.
Программа представляет собой комплексный план мероприятий органов исполнительной власти Ярославской области и органов местного самоуправления муниципальных образований области, государственных внебюджетных фондов и юридических лиц по созданию благоприятных условий труда в Ярославской области.
Программа не относится к категории областных целевых программ, поскольку требования к ней установлены непосредственно Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, и не создает расходных обязательств областного и местных бюджетов по заявленным мероприятиям, так как расходные обязательства установлены другими целевыми программами Ярославской области и муниципальными программами муниципальных образований Ярославской области.
В таблицах 1 - 4 представлены статистические данные, свидетельствующие о том, что в течение последних лет значения показателей производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в Ярославской области имеют следующую динамику:
Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом в 2010 - 2015 годах (по данным ГИТ)
Территория | Годы | |||||
2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | |
Ярославская область | 24 | 66 | 30 | 20 | 22 | 21 |
Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более в 2010 - 2015 годах (по данным ФСС)
Территория | Годы | |||||
2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | |
Ярославская область | 869 | 721 | 641 | 524 | 580 | 521 |
Количество дней временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве в расчете на 1 пострадавшего в 2010 - 2015 годах (по данным ФСС)
Территория | Годы | |||||
2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | |
Ярославская область | 57,18 | 60,69 | 63,75 | 71,68 | 56,12 | 57,62 |
Численность лиц с впервые установленным профессиональным заболеванием в 2010 - 2015 годах (по данным Роспотребнадзора)
Территория | Годы | |||||
2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | |
Ярославская область | 48 | 69 | 71 | 63 | 69 | 35 |
Анализ причин и условий возникновения большинства несчастных случаев на производстве в Ярославской области показывает, что основной причиной их возникновения является неудовлетворительная организация производства работ (отсутствие четких должностных инструкций персонала при выполнении производственных функций).
К другим причинам несчастных случаев на производстве относятся:
- недостатки в организации и проведении подготовки работников по охране труда;
- нарушение технологического процесса;
- нарушение правил дорожного движения;
- неудовлетворительное содержание и недостатки в организации рабочих мест;
- эксплуатация неисправных машин, механизмов, оборудования.
Анализ групповых несчастных случаев, в том числе со смертельным и тяжелым исходами, показывает, что среди видов происшествий преобладают падение работника с высоты, воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, падение, обрушение, обвалы предметов, материалов, земли, дорожно-транспортные происшествия. В разрезе основных видов экономической деятельности наиболее травмоопасными являются обрабатывающие производства, транспорт и связь, сельское и лесное хозяйство, строительство, добыча полезных ископаемых, здравоохранение и предоставление социальных услуг.
Важным механизмом стимулирования работодателей к контролю и улучшению условий труда на рабочих местах, а также к созданию эффективных рабочих мест с безопасными условиями труда является оценка условий труда на рабочих местах.
Анализ проведения аттестации рабочих мест (далее - АРМ) по условиям труда и СОУТ в организациях области показал, что за последние два года во всех отраслях экономической деятельности отмечена положительная динамика проведения СОУТ, однако темпы ее проведения недостаточны, а в организациях, относящихся к субъектам малого предпринимательства, СОУТ практически не проводилась.