ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 февраля 2015 года N 145-п


О программе "Улучшение условий и охраны труда в Ярославской области" на 2015 - 2020 годы

(с изменениями на 18 декабря 2018 года)

(в ред. Постановлений Правительства Ярославской области от 15.02.2016 N 143-п, от 07.09.2017 N 698-п, от 18.12.2018 N 920-п)




Во исполнение статей 210, 216 Трудового кодекса Российской Федерации, Указа Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года", приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 декабря 2014 года N 1197 "О проведении общероссийского мониторинга условий и охраны труда" и поручения Правительственной комиссии по вопросам охраны здоровья граждан от 9 июня 2014 года N 3


ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. Утвердить прилагаемую программу "Улучшение условий и охраны труда в Ярославской области" на 2015 - 2020 годы (далее - Программа).


(в ред. Постановления Правительства Ярославской области от 18.12.2018 N 920-п)


2. Органам исполнительной власти Ярославской области обеспечить выполнение мероприятий Программы.


3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований области предусматривать в местных бюджетах средства на выполнение мероприятий Программы.


4. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области, курирующего вопросы здравоохранения, труда и социальной защиты, семейной и демографической политики.


(п. 4 в ред. Постановления Правительства Ярославской области от 18.12.2018 N 920-п)


5. Постановление вступает в силу с момента подписания.


(п. 5 в ред. Постановления Правительства Ярославской области от 18.12.2018 N 920-п)



Губернатор области
С.Н.ЯСТРЕБОВ



Утверждена
постановлением
Правительства области
от 18.02.2015 N 145-п



ПРОГРАММА "УЛУЧШЕНИЕ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА В ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2015 - 2020 ГОДЫ

(в ред. Постановления Правительства Ярославской области от 18.12.2018 N 920-п)




ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование Программы

программа "Улучшение условий и охраны труда в Ярославской области" на 2015 - 2020 годы (далее - Программа)

Куратор Программы

заместитель Председателя Правительства области Селезнев Игорь Юрьевич, тел. (4852) 40-14-83

Ответственный исполнитель Программы

департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области (далее - ДТиСПН ЯО), директор ДТиСПН ЯО Андреева Лариса Михайловна, тел. (4852) 40-04-04

Исполнители (участники) Программы

органы исполнительной власти Ярославской области и муниципальные образования Ярославской области, имеющие в функциональном подчинении организации (по согласованию);

Государственная инспекция труда в Ярославской области (далее - ГИТ) (по согласованию);

государственное учреждение Ярославское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС) (по согласованию);

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ярославской области (далее - Роспотребнадзор) (по согласованию);

союз "Объединение организаций профсоюзов Ярославской области" (по согласованию);

союз "Торгово-промышленная палата Ярославской области" (по согласованию);

организации, оказывающие услуги в области охраны труда, аккредитованные в установленном порядке (по согласованию);

ассоциация "Экономический совет Ярославской области (объединение работодателей Ярославской области)" и работодатели (по согласованию)

Программно-целевые инструменты

бюджетное финансирование, межведомственное взаимодействие и меры государственного регулирования, передача отдельных государственных полномочий, обеспечение управления реализацией мероприятий Программы и контроля за реализацией мероприятий Программы

Цели Программы

снижение уровней производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работников организаций, расположенных на территории Ярославской области

Задачи Программы

- улучшение условий и охраны труда, в том числе:

обеспечение оценки условий труда работников и получения работниками объективной информации об условиях и охране труда на рабочих местах;

реализация превентивных мер, направленных на улучшение условий труда работников, снижение уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, включая совершенствование лечебно-профилактического обслуживания и обеспечение современными высокотехнологичными средствами индивидуальной и коллективной защиты работающего населения;

обеспечение непрерывной подготовки работников по охране труда на основе современных технологий обучения;

содействие внедрению современной высокотехнологичной продукции и технологий, способствующих улучшению условий и охраны труда;

совершенствование нормативной правовой базы Ярославской области в области охраны труда;

информационное обеспечение и пропаганда охраны труда;

переход на оформление трудовых отношений с работниками с учетом принципов эффективного контракта в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. N 2190-р и приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 26 апреля 2013 г. N 167н "Об утверждении рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта";

разработка и внедрение в организациях Ярославской области программ "нулевого травматизма", основанных на принципах ответственности руководителей и каждого работника за безопасность, соблюдения всех обязательных требований охраны труда, вовлечения работников в обеспечение безопасных условий и охраны труда, обеспечения выявления опасностей, оценки рисков на производстве и контроля за ними, проведения регулярных аудитов безопасности, непрерывного обучения и информирования персонала по вопросам охраны труда;

- повышение эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

Целевые индикаторы (показатели) Программы

- уровень производственного травматизма и профессиональной заболеваемости:

численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом (по данным ГИТ);

численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более (по данным ФСС);

количество дней временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве в расчете на 1 пострадавшего (по данным ФСС);

численность работников с впервые установленным профессиональным заболеванием (по данным Роспотребнадзора);

- динамика оценки условий труда:

количество рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда (далее - СОУТ) (по данным федеральной государственной информационной системы учета результатов проведения СОУТ (далее - ФГИС СОУТ) и ГИТ);

удельный вес рабочих мест, на которых проведена СОУТ, в общем количестве рабочих мест;

количество рабочих мест, на которых улучшены условия труда по результатам СОУТ (по данным ГИТ);

- условия труда:

общая численность работников, из них:

численность работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда (по данным ФСС);

удельный вес работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, от общей численности работников (по данным ФСС)

Сроки реализации Программы

2015 - 2020 годы

Объемы бюджетных ассигнований

общий объем бюджетных ассигнований на 2015 - 2020 годы - 162901,09 тыс. руб., в том числе за счет средств:

- областного бюджета - 92358,74 тыс. руб., из них:

2015 год - 19996,27 тыс. руб.;

2016 год - 16416,00 тыс. руб.;

2017 год - 15353,37 тыс. руб.;

2018 год - 13751,70 тыс. руб.;

2019 год - 14066,50 тыс. руб.;

2020 год - 12774,90 тыс. руб.;

- бюджетов муниципальных образований Ярославской области - 70542,35 тыс. руб.,

из них:

2015 год - 15053,75 тыс. руб.;

2016 год - 9013,10 тыс. руб.;

2017 год - 12219,10 тыс. руб.;

2018 год - 16484,20 тыс. руб.;

2019 год - 9484,80 тыс. руб.;

2020 год - 8287,40 тыс. руб.

Прогнозная оценка расходов государственных внебюджетных фондов и юридических лиц

общий объем финансирования из внебюджетных источников - 3009825,95 тыс. руб.,

в том числе:

- средства ФСС - 821422,34 тыс. руб.,

из них:

2015 год - 119665,00 тыс. руб.;

2016 год - 138901,60 тыс. руб.;

2017 год - 132792,92 тыс. руб.;

2018 год - 140544,82 тыс. руб.;

2019 год - 142301,40 тыс. руб.;

2020 год - 147216,60 тыс. руб.;

- средства работодателей - 2188403,61 тыс. руб. (на весь срок реализации Программы),

в том числе по годам:

2015 год - 264943,00 тыс. руб.;

2016 год - 270746,50 тыс. руб.;

2017 год - 348983,32 тыс. руб.;

2018 год - 282084,29 тыс. руб.;

2019 год - 502874,80 тыс. руб.;

2020 год - 518771,70 тыс. руб.

Ожидаемые результаты реализации Программы

в результате реализации Программы планируется обеспечить социальный эффект, выражающийся в защите конституционных прав трудящихся на безопасные условия труда, сохранение жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности, а именно:

- снижение уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости:

снижение численности пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом с 20 до 13 человек;

снижение численности пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более с 580 до 510 человек;

снижение количества дней временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве в расчете на 1 пострадавшего с 63,45 до 61,7 единицы;

снижение численности работников с впервые установленным профессиональным заболеванием с 61 человека до 45 человек;

- динамика оценки условий труда:

увеличение количества рабочих мест, на которых проведена СОУТ, с 5965 до 254500 единиц;

увеличение удельного веса рабочих мест, на которых проведена СОУТ, в общем количестве рабочих мест с 1,5 до 75,0 процента;

увеличение количества рабочих мест, на которых улучшены условия труда по результатам СОУТ, с 1312 до 23000 единиц;

- условия труда:

уменьшение численности работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда (по данным ФСС), с 127685 до 120500 человек;

уменьшение удельного веса работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, от общей численности работников (по данным ФСС) с 22,38 до 21,6 процента

Ответственные лица для контактов

первый заместитель директора ДТиСПН ЯО Аминов Дмитрий Владимирович, тел. (4852) 40-04-06;

заместитель начальника отдела социально-трудовых отношений и охраны труда ДТиСПН ЯО Серова Светлана Владимировна, тел. (4852) 40-03-64

Электронный адрес размещения Программы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"

http://www.yarregion.ru/depts/dtspn/default.aspx



Введение


Программа разработана и актуализирована во исполнение статей 210, 216 Трудового кодекса Российской Федерации, Указа Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года", приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 декабря 2014 года N 1197 "О проведении общероссийского мониторинга условий и охраны труда", пунктов 28 и 29 Плана мероприятий по реализации Концепции повышения эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на 2015 - 2020 годы, утвержденного поручением заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Голодец О.Ю. от 26.10.2015 N 7011п-П12, на основании рекомендованной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации типовой государственной программы субъекта Российской Федерации (подпрограммы государственной программы) по улучшению условий и охраны труда.


Программа представляет собой комплексный план мероприятий органов исполнительной власти Ярославской области и органов местного самоуправления муниципальных образований области, государственных внебюджетных фондов и юридических лиц по созданию благоприятных условий труда в Ярославской области.


Программа не относится к категории областных целевых программ, поскольку требования к ней установлены непосредственно Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, и не создает расходных обязательств областного и местных бюджетов по заявленным мероприятиям, так как расходные обязательства установлены другими целевыми программами Ярославской области и муниципальными программами муниципальных образований Ярославской области.



1. Характеристика сферы реализации Программы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз развития


В таблицах 1 - 4 представлены статистические данные, свидетельствующие о том, что в течение последних лет значения показателей производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в Ярославской области имеют следующую динамику:



Таблица 1



Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом в 2010 - 2015 годах (по данным ГИТ)

Территория

Годы

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Ярославская область

24

66

30

20

22

21



Таблица 2



Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более в 2010 - 2015 годах (по данным ФСС)

Территория

Годы

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Ярославская область

869

721

641

524

580

521



Таблица 3



Количество дней временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве в расчете на 1 пострадавшего в 2010 - 2015 годах (по данным ФСС)

Территория

Годы

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Ярославская область

57,18

60,69

63,75

71,68

56,12

57,62



Таблица 4



Численность лиц с впервые установленным профессиональным заболеванием в 2010 - 2015 годах (по данным Роспотребнадзора)

Территория

Годы

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Ярославская область

48

69

71

63

69

35


Анализ причин и условий возникновения большинства несчастных случаев на производстве в Ярославской области показывает, что основной причиной их возникновения является неудовлетворительная организация производства работ (отсутствие четких должностных инструкций персонала при выполнении производственных функций).


К другим причинам несчастных случаев на производстве относятся:


- недостатки в организации и проведении подготовки работников по охране труда;


- нарушение технологического процесса;


- нарушение правил дорожного движения;


- неудовлетворительное содержание и недостатки в организации рабочих мест;


- эксплуатация неисправных машин, механизмов, оборудования.


Анализ групповых несчастных случаев, в том числе со смертельным и тяжелым исходами, показывает, что среди видов происшествий преобладают падение работника с высоты, воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, падение, обрушение, обвалы предметов, материалов, земли, дорожно-транспортные происшествия. В разрезе основных видов экономической деятельности наиболее травмоопасными являются обрабатывающие производства, транспорт и связь, сельское и лесное хозяйство, строительство, добыча полезных ископаемых, здравоохранение и предоставление социальных услуг.


Важным механизмом стимулирования работодателей к контролю и улучшению условий труда на рабочих местах, а также к созданию эффективных рабочих мест с безопасными условиями труда является оценка условий труда на рабочих местах.


Анализ проведения аттестации рабочих мест (далее - АРМ) по условиям труда и СОУТ в организациях области показал, что за последние два года во всех отраслях экономической деятельности отмечена положительная динамика проведения СОУТ, однако темпы ее проведения недостаточны, а в организациях, относящихся к субъектам малого предпринимательства, СОУТ практически не проводилась.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»