ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 сентября 2017 года N 698-п
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ОБЛАСТИ ОТ 18.02.2015 N 145-П
В соответствии с пунктом 29 Плана мероприятий по реализации Концепции повышения эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на 2015 - 2020 годы, утвержденного заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Голодец О.Ю. 26.10.2015 N 7011п-П12,
ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Внести в постановление Правительства области от 18.02.2015 N 145-п "О программе "Улучшение условий и охраны труда в Ярославской области" на 2015 - 2018 годы" следующие изменения:
1.1. Пункт 4 изложить в следующей редакции:
"5. Контроль за исполнением постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства области Костина В.Г.".
1.2. Программу "Улучшение условий и охраны труда в Ярославской области" на 2015 - 2018 годы, утвержденную постановлением, изложить в новой редакции (прилагается).
2. Постановление вступает в силу с момента подписания.
Председатель
Правительства области
Д.А.СТЕПАНЕНКО
Утверждена
постановлением
Правительства области
от 18.02.2015 N 145-п
(в редакции постановления
Правительства области
от 07.09.2017 N 698-п)
ПРОГРАММА "УЛУЧШЕНИЕ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА В ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2015 - 2018 ГОДЫ
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование Программы | программа "Улучшение условий и охраны труда в Ярославской области" на 2015 - 2018 годы (далее - Программа) |
Куратор | первый заместитель Председателя Правительства области Костин Виктор Геннадьевич, тел. (4852) 40-14-83 |
Ответственный исполнитель Программы | департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области, |
Исполнители (участники) Программы | органы исполнительной власти Ярославской области и муниципальные образования Ярославской области, имеющие в функциональном подчинении организации (по согласованию); |
Программно-целевые инструменты | бюджетное финансирование, межведомственное взаимодействие и меры государственного регулирования, передача отдельных государственных полномочий, обеспечение управления реализацией мероприятий Программы и контроля за их реализацией |
Цели | снижение уровней производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работников организаций, расположенных на территории Ярославской области |
Задачи | - улучшение условий и охраны труда, в том числе: |
Целевые индикаторы (показатели) | - уровень производственного травматизма и профессиональной заболеваемости: |
Сроки реализации Программы | 2015 - 2018 годы |
Объемы бюджетных ассигнований | общий объем бюджетных ассигнований на 2015 - 2018 годы - 118287,49 тыс. руб., в том числе за счет средств: |
Прогнозная оценка расходов государственных внебюджетных фондов и юридических лиц | общий объем финансирования из внебюджетных источников - 1698661,45 тыс. руб., |
Ожидаемые результаты реализации Программы | в результате реализации Программы планируется обеспечить социальный эффект, выражающийся в защите конституционных прав трудящихся на безопасные условия труда, сохранение жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности, а именно: |
Ответственные лица для контактов | первый заместитель директора департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области Аминов Дмитрий Владимирович, тел. (4852) 40-04-06; |
Электронный адрес размещения Программы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | http://www.yarregion.ru/Pages/doc_projects.aspx |
Введение
Программа разработана и актуализирована во исполнение статей 210, 216 Трудового кодекса Российской Федерации, Указа Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года", приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 декабря 2014 года N 1197 "О проведении общероссийского мониторинга условий и охраны труда", пунктов 28 и 29 Плана мероприятий по реализации Концепции повышения эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на 2015 - 2020 годы, утвержденного заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Голодец О.Ю. 26.10.2015 N 7011п-П12, на основании рекомендованной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации типовой государственной программы субъекта Российской Федерации (подпрограммы государственной программы) по улучшению условий и охраны труда.
Программа представляет собой комплексный план мероприятий органов исполнительной власти Ярославской области и органов местного самоуправления муниципальных образований области, государственных внебюджетных фондов и юридических лиц по созданию благоприятных условий труда в Ярославской области.
Программа не относится к категории областных целевых программ, поскольку требования к ней установлены непосредственно Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, и не создает расходных обязательств областного и местных бюджетов по заявленным мероприятиям, так как расходные обязательства установлены другими целевыми программами Ярославской области и муниципальными программами муниципальных образований Ярославской области.
1. Характеристика сферы реализации Программы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз развития
В таблицах 1 - 4 представлены статистические данные, свидетельствующие о том, что в течение последних лет значения показателей производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в Ярославской области имеют следующую динамику:
Таблица 1
Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом в 2010 - 2015 годах (по данным ГИТ)
Территория | Годы | |||||
2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | |
Ярославская область | 24 | 66 | 30 | 20 | 22 | 21 |
Таблица 2
Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более в 2010 - 2015 годах (по данным ФСС)
Территория | Годы | |||||
2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | |
Ярославская область | 869 | 721 | 641 | 524 | 580 | 521 |
Таблица 3
Количество дней временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве в расчете на 1 пострадавшего в 2010 - 2015 годах (по данным ФСС)
Территория | Годы | |||||
2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | |
Ярославская область | 57,18 | 60,69 | 63,75 | 71,68 | 56,12 | 57,62 |
Таблица 4
Численность лиц с впервые установленным профессиональным заболеванием в 2010 - 2015 годах (по данным Роспотребнадзора)
Территория | Годы | |||||
2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | |
Ярославская область | 48 | 69 | 71 | 63 | 69 | 35 |
Анализ причин и условий возникновения большинства несчастных случаев на производстве в Ярославской области показывает, что основной причиной их возникновения является неудовлетворительная организация производства работ (отсутствие четких должностных инструкций персонала при выполнении производственных функций).
К другим причинам несчастных случаев на производстве относятся:
- недостатки в организации и проведении подготовки работников по охране труда;
- нарушение технологического процесса;
- нарушение Правил дорожного движения;
- неудовлетворительное содержание и недостатки в организации рабочих мест;
- эксплуатация неисправных машин, механизмов, оборудования.
Анализ групповых несчастных случаев, в том числе со смертельным и тяжелым исходами, показывает, что среди видов происшествий преобладают падение работника с высоты, воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, падение, обрушение, обвалы предметов, материалов, земли, дорожно-транспортные происшествия. В разрезе основных видов экономической деятельности наиболее травмоопасными являются обрабатывающие производства, транспорт и связь, сельское и лесное хозяйство, строительство, добыча полезных ископаемых, здравоохранение и предоставление социальных услуг.
Важным механизмом стимулирования работодателей к контролю и улучшению условий труда на рабочих местах, а также созданию эффективных рабочих мест с безопасными условиями труда является оценка условий труда на рабочих местах.
Анализ проведения аттестации рабочих мест (далее - АРМ) по условиям труда и СОУТ в организациях области показал, что за последние 2 года во всех отраслях экономической деятельности отмечена положительная динамика проведения СОУТ, однако темпы ее проведения все же недостаточные, а в организациях, относящихся к субъектам малого предпринимательства, СОУТ практически не проводилась.
В таблицах 5, 6 приведена динамика проведения в организациях области АРМ и СОУТ.
Таблица 5
Количество рабочих мест, на которых проведены АРМ и СОУТ в 2010 - 2015 годах (по данным департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области)
Территория | АРМ | СОУТ | ||||
2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | |
Ярославская область | 16073 | 31204 | 53711 | 90175 | 5965 | 57274 |
Таблица 6
Удельный вес рабочих мест, на которых проведены АРМ и СОУТ, в общем количестве рабочих мест в 2010 - 2015 годах (рассчитывается на основе данных таблицы 5)
Территория | АРМ | СОУТ | ||||
2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | |
Ярославская область | 3,54 | 7,8 | 13,4 | 22,6 | 1,5 | 14,3 |
Анализ удельной численности работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, позволяет сделать следующие выводы.
В 2015 году тенденция к росту удельного веса работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, наметившаяся в последние годы, не изменилась. Во многом это объясняется тем, что с увеличением количества проводимых информационно-разъяснительных мероприятий, увеличилось количество рабочих мест, прошедших аттестацию и СОУТ, вследствие чего работодатели стали предоставлять в органы ФСС более точную информацию о количестве работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда. По данным ФСС, удельный вес числа работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, на конец 2015 года составил 22,94 процента (в 2014 году - 22,38 процента). При этом необходимо учитывать сокращение численности работников, занятых на крупных и средних базовых предприятиях Ярославской области с вредными и опасными условиями труда, более чем на 3 процента.