ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 сентября 2017 года N 698-п


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ОБЛАСТИ ОТ 18.02.2015 N 145-П


В соответствии с пунктом 29 Плана мероприятий по реализации Концепции повышения эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на 2015 - 2020 годы, утвержденного заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Голодец О.Ю. 26.10.2015 N 7011п-П12,

ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Внести в постановление Правительства области от 18.02.2015 N 145-п "О программе "Улучшение условий и охраны труда в Ярославской области" на 2015 - 2018 годы" следующие изменения:

1.1. Пункт 4 изложить в следующей редакции:

"5. Контроль за исполнением постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства области Костина В.Г.".

1.2. Программу "Улучшение условий и охраны труда в Ярославской области" на 2015 - 2018 годы, утвержденную постановлением, изложить в новой редакции (прилагается).

2. Постановление вступает в силу с момента подписания.

Председатель
Правительства области
Д.А.СТЕПАНЕНКО



Утверждена
постановлением
Правительства области
от 18.02.2015 N 145-п
(в редакции постановления
Правительства области
от 07.09.2017 N 698-п)

ПРОГРАММА "УЛУЧШЕНИЕ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА В ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2015 - 2018 ГОДЫ

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование Программы

программа "Улучшение условий и охраны труда в Ярославской области" на 2015 - 2018 годы (далее - Программа)

Куратор

первый заместитель Председателя Правительства области Костин Виктор Геннадьевич, тел. (4852) 40-14-83

Ответственный исполнитель Программы

департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области,
директор департамента Андреева Лариса Михайловна,
тел. (4852) 40-04-04

Исполнители (участники) Программы

органы исполнительной власти Ярославской области и муниципальные образования Ярославской области, имеющие в функциональном подчинении организации (по согласованию);
Государственная инспекция труда в Ярославской области (далее - ГИТ) (по согласованию);
государственное учреждение Ярославское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС) (по согласованию);
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ярославской области (далее - Роспотребнадзор) (по согласованию);
союз "Объединение организаций профсоюзов Ярославской области" (по согласованию);
союз "Торгово-промышленная палата Ярославской области" (по согласованию);
организации, оказывающие услуги в области охраны труда, аккредитованные в установленном порядке (по согласованию);
ассоциация "Экономический совет Ярославской области (объединение работодателей Ярославской области)" и работодатели (по согласованию)

Программно-целевые инструменты

бюджетное финансирование, межведомственное взаимодействие и меры государственного регулирования, передача отдельных государственных полномочий, обеспечение управления реализацией мероприятий Программы и контроля за их реализацией

Цели

снижение уровней производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работников организаций, расположенных на территории Ярославской области

Задачи

- улучшение условий и охраны труда, в том числе:
обеспечение оценки условий труда работников и получения работниками объективной информации об условиях и охране труда на рабочих местах;
реализация превентивных мер, направленных на улучшение условий труда работников, снижение уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, включая совершенствование лечебно-профилактического обслуживания и обеспечение современными высокотехнологичными средствами индивидуальной и коллективной защиты работающего населения;
обеспечение непрерывной подготовки работников по охране труда на основе современных технологий обучения;
содействие внедрению современной высокотехнологичной продукции и технологий, способствующих улучшению условий и охраны труда;
совершенствование нормативной правовой базы Ярославской области в области охраны труда;
информационное обеспечение и пропаганда охраны труда;
переход на оформление трудовых отношений с работниками с учетом принципов эффективного контракта в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. N 2190-р и приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 26 апреля 2013 г. N 167н "Об утверждении рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта";
разработка и внедрение в организациях Ярославской области программ "нулевого травматизма", основанных на принципах ответственности руководителей и каждого работника за безопасность, соблюдения всех обязательных требований охраны труда, вовлечения работников в обеспечение безопасных условий и охраны труда, обеспечения выявления опасностей, оценки рисков на производстве и контроля за ними, проведения регулярных аудитов безопасности, непрерывного обучения и информирования персонала по вопросам охраны труда;
- повышение эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

Целевые индикаторы (показатели)

- уровень производственного травматизма и профессиональной заболеваемости:
численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом (по данным ГИТ);
численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более;
количество дней временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве в расчете на 1 пострадавшего;
численность работников с впервые установленным профессиональным заболеванием (по данным Роспотребнадзора);
- динамика оценки условий труда:
количество рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда (далее - СОУТ) (по данным федеральной государственной информационной системы учета результатов проведения СОУТ (далее - ФГИС СОУТ) и ГИТ);
удельный вес рабочих мест, на которых проведена СОУТ, в общем количестве рабочих мест;
количество рабочих мест, на которых улучшены условия труда по результатам СОУТ;
- условия труда:
общая численность работников, из них:
численность работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда (по данным ФСС);
удельный вес работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, от общей численности работников (по данным ФСС)

Сроки реализации Программы

2015 - 2018 годы

Объемы бюджетных ассигнований

общий объем бюджетных ассигнований на 2015 - 2018 годы - 118287,49 тыс. руб., в том числе за счет средств:
- областного бюджета - 65517,34 тыс. руб., из них:
2015 год - 19996,27 тыс. руб.;
2016 год - 16416,00 тыс. руб.;
2017 год - 15353,37 тыс. руб.;
2018 год - 13751,70 тыс. руб.;
- бюджетов муниципальных образований Ярославской области - 52770,15 тыс. руб., из них:
2015 год - 15053,75 тыс. руб.;
2016 год - 9013,10 тыс. руб.;
2017 год - 12219,10 тыс. руб.;
2018 год - 16484,20 тыс. руб.

Прогнозная оценка расходов государственных внебюджетных фондов и юридических лиц

общий объем финансирования из внебюджетных источников - 1698661,45 тыс. руб.,
в том числе:
- средства ФСС - 531904,34 тыс. руб., из них:
2015 год - 119665,00 тыс. руб.;
2016 год - 138901,60 тыс. руб.;
2017 год - 132792,92 тыс. руб.;
2018 год - 140544,82 тыс. руб.;
- средства работодателей - 1166757,11 тыс. рублей (на весь срок реализации Программы),
в том числе по годам:
2015 год - 264943,00 тыс. руб.;
2016 год - 270746,50 тыс. руб.;
2017 год - 348983,32 тыс. руб.;
2018 год - 282084,29 тыс. руб.

Ожидаемые результаты реализации Программы

в результате реализации Программы планируется обеспечить социальный эффект, выражающийся в защите конституционных прав трудящихся на безопасные условия труда, сохранение жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности, а именно:
- снижение уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости:
снижение численности пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом с 20 до 15 человек;
снижение численности пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более с 580 до 530 человек;
снижение количества дней временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве в расчете на 1 пострадавшего с 63,45 до 61,7 единицы;
снижение численности работников с впервые установленным профессиональным заболеванием с 61 человека до 55 человек;
- динамика оценки условий труда:
увеличение количества рабочих мест, на которых проведена СОУТ, с 5965 до 235000 единиц;
увеличение удельного веса рабочих мест, на которых проведена СОУТ, в общем количестве рабочих мест с 1,5 до 60,0 процента;
увеличение количества рабочих мест, на которых улучшены условия труда по результатам СОУТ, с 1312 до 21000 единиц;
- условия труда:
уменьшение численности работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда (по данным ФСС),
с 127685 до 121000 человек;
уменьшение удельного веса работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, от общей численности работников (по данным ФСС) с 22,38 до 21,8 процента

Ответственные лица для контактов

первый заместитель директора департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области Аминов Дмитрий Владимирович, тел. (4852) 40-04-06;
заместитель начальника отдела социально-трудовых отношений и охраны труда департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области Серова Светлана Владимировна, тел. (4852) 40-03-64

Электронный адрес размещения Программы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"

http://www.yarregion.ru/Pages/doc_projects.aspx


 Введение


Программа разработана и актуализирована во исполнение статей 210, 216 Трудового кодекса Российской Федерации, Указа Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года", приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 декабря 2014 года N 1197 "О проведении общероссийского мониторинга условий и охраны труда", пунктов 28 и 29 Плана мероприятий по реализации Концепции повышения эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на 2015 - 2020 годы, утвержденного заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Голодец О.Ю. 26.10.2015 N 7011п-П12, на основании рекомендованной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации типовой государственной программы субъекта Российской Федерации (подпрограммы государственной программы) по улучшению условий и охраны труда.

Программа представляет собой комплексный план мероприятий органов исполнительной власти Ярославской области и органов местного самоуправления муниципальных образований области, государственных внебюджетных фондов и юридических лиц по созданию благоприятных условий труда в Ярославской области.

Программа не относится к категории областных целевых программ, поскольку требования к ней установлены непосредственно Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, и не создает расходных обязательств областного и местных бюджетов по заявленным мероприятиям, так как расходные обязательства установлены другими целевыми программами Ярославской области и муниципальными программами муниципальных образований Ярославской области.


1. Характеристика сферы реализации Программы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз развития


В таблицах 1 - 4 представлены статистические данные, свидетельствующие о том, что в течение последних лет значения показателей производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в Ярославской области имеют следующую динамику:

Таблица 1


 Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом в 2010 - 2015 годах (по данным ГИТ)

Территория

Годы

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Ярославская область

24

66

30

20

22

21


Таблица 2


 Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более в 2010 - 2015 годах (по данным ФСС)

Территория

Годы

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Ярославская область

869

721

641

524

580

521


Таблица 3


 Количество дней временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве в расчете на 1 пострадавшего в 2010 - 2015 годах (по данным ФСС)

Территория

Годы

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Ярославская область

57,18

60,69

63,75

71,68

56,12

57,62


Таблица 4


 Численность лиц с впервые установленным профессиональным заболеванием в 2010 - 2015 годах (по данным Роспотребнадзора)

Территория

Годы

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Ярославская область

48

69

71

63

69

35


Анализ причин и условий возникновения большинства несчастных случаев на производстве в Ярославской области показывает, что основной причиной их возникновения является неудовлетворительная организация производства работ (отсутствие четких должностных инструкций персонала при выполнении производственных функций).

К другим причинам несчастных случаев на производстве относятся:

- недостатки в организации и проведении подготовки работников по охране труда;

- нарушение технологического процесса;

- нарушение Правил дорожного движения;

- неудовлетворительное содержание и недостатки в организации рабочих мест;

- эксплуатация неисправных машин, механизмов, оборудования.

Анализ групповых несчастных случаев, в том числе со смертельным и тяжелым исходами, показывает, что среди видов происшествий преобладают падение работника с высоты, воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, падение, обрушение, обвалы предметов, материалов, земли, дорожно-транспортные происшествия. В разрезе основных видов экономической деятельности наиболее травмоопасными являются обрабатывающие производства, транспорт и связь, сельское и лесное хозяйство, строительство, добыча полезных ископаемых, здравоохранение и предоставление социальных услуг.

Важным механизмом стимулирования работодателей к контролю и улучшению условий труда на рабочих местах, а также созданию эффективных рабочих мест с безопасными условиями труда является оценка условий труда на рабочих местах.

Анализ проведения аттестации рабочих мест (далее - АРМ) по условиям труда и СОУТ в организациях области показал, что за последние 2 года во всех отраслях экономической деятельности отмечена положительная динамика проведения СОУТ, однако темпы ее проведения все же недостаточные, а в организациях, относящихся к субъектам малого предпринимательства, СОУТ практически не проводилась.

В таблицах 5, 6 приведена динамика проведения в организациях области АРМ и СОУТ.

Таблица 5


 Количество рабочих мест, на которых проведены АРМ и СОУТ в 2010 - 2015 годах (по данным департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области)

Территория

АРМ
(нарастающим итогом)

СОУТ
(нарастающим итогом)

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

Ярославская область

16073

31204

53711

90175

5965

57274


Таблица 6


 Удельный вес рабочих мест, на которых проведены АРМ и СОУТ, в общем количестве рабочих мест в 2010 - 2015 годах (рассчитывается на основе данных таблицы 5)

Территория

АРМ
(нарастающим итогом)

СОУТ
(нарастающим итогом)

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

Ярославская область

3,54

7,8

13,4

22,6

1,5

14,3


Анализ удельной численности работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, позволяет сделать следующие выводы.

В 2015 году тенденция к росту удельного веса работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, наметившаяся в последние годы, не изменилась. Во многом это объясняется тем, что с увеличением количества проводимых информационно-разъяснительных мероприятий, увеличилось количество рабочих мест, прошедших аттестацию и СОУТ, вследствие чего работодатели стали предоставлять в органы ФСС более точную информацию о количестве работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда. По данным ФСС, удельный вес числа работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, на конец 2015 года составил 22,94 процента (в 2014 году - 22,38 процента). При этом необходимо учитывать сокращение численности работников, занятых на крупных и средних базовых предприятиях Ярославской области с вредными и опасными условиями труда, более чем на 3 процента.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»