ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 22 апреля 2013 года N 411-р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНОЙ КАРТЫ") "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА УСЛУГ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2013 - 2018 ГОДЫ"

(в редакции распоряжений Правительства РС(Я)  от 10.06.2014 N 604-р, от 08.06.2015 N 609-р)


Во исполнение Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 28 декабря 2012 года N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года N 2190-р, и в целях повышения эффективности деятельности учреждений социального обслуживания и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Республики Саха (Якутия):

1. Утвердить прилагаемый План мероприятий ("Дорожную карту") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Республики Саха (Якутия) на 2013 - 2018 годы".

2. Министерству труда и социального развития Республики Саха (Якутия) (Дружинин А.Н.):

(в ред. распоряжения Правительства Республики Саха (Якутия) от 08.06.2015 N 609-р)

2.1. Обеспечить реализацию Плана мероприятий ("Дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Республики Саха (Якутия) на 2013 - 2018 годы".

2.2. Предоставлять не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации отчет о ходе выполнения Плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Республики Саха (Якутия) на 2013 - 2018 годы".

3. Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (Жондоров В.А.) предусмотреть средства на увеличение заработной платы отдельным категориям работников, необходимые для реализации Плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Республики Саха (Якутия) на 2013 - 2018 годы".

4. Контроль исполнения настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Дьячковского А.П.

(п. 4 в ред. распоряжения Правительства Республики Саха (Якутия) от 08.06.2015 N 609-р)

5. Опубликовать настоящее распоряжение в официальных средствах массовой информации.


Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
Г.ДАНЧИКОВА






Утвержден
распоряжением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 22 апреля 2013 года N 411-р

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА УСЛУГ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2013 - 2018 ГОДЫ"

(в ред. распоряжения Правительства Республики Саха (Якутия) от 08.06.2015 N 609-р)

I. Общее описание "Дорожной карты"


1. Реализация Плана мероприятий ("Дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Республики Саха (Якутия) на 2013 - 2018 годы" призвана обеспечить доступность, повысить эффективность и качество предоставления населению услуг в сфере социального обслуживания, увязанных с переходом на "эффективный контракт".

Для полного удовлетворения потребностей пожилых граждан в социальных услугах, отвечающих современным требованиям, необходимы модернизация и развитие системы социального обслуживания населения, ее адаптация к изменяющимся правовым, социально-экономическим и демографическим условиям, в том числе путем решения кадровых проблем отрасли.

В целях сохранения кадрового потенциала и повышения престижа профессии социальных работников необходимо провести комплекс мероприятий, в том числе связанных с повышением оплаты труда.

Реформирование и дальнейшее развитие системы социального обслуживания возможно лишь на обновленной законодательной базе, состоящей из федерального законодательства и законодательства Республики Саха (Якутия), гармоничное развитие которых должно представлять собой взаимосвязанный и взаимообусловленный процесс.

Демографическое развитие Республики Саха (Якутия) в 2014 году, по предварительным данным, характеризируется стабильными показателями рождаемости, общей смертности и естественным приростом населения. Общая численность населения республики составила, по предварительным данным, на 1 января 2015 года 956 896 человек.

В республике наметилась тенденция увеличения среднего возраста населения. Если на начало 1990 года средний возраст населения составлял 27,9 лет, то на начало 2013 года - 33,4 года.

Ожидаемая продолжительность жизни в 2013 году по республике составила 69,13 лет.

В сравнении с 2013 годом численность граждан пенсионного возраста увеличилась на 2% и составила 208,9 тыс. граждан пенсионного возраста, также увеличилась численность граждан пожилого возраста на 4,2%, в 2014 году достигнув 138,5 тыс. человек. Доля лиц пенсионного возраста составила за 2014 год 21,8% от общей численности населения, доля пожилых - 14,5%. Согласно прогнозу демографических показателей Республики Саха (Якутия), к 2025 году численность населения пенсионного возраста достигнет 252,6 тыс. человек, а удельный вес в общей численности населения республики составит уже 25,2%.

За 2014 год численность инвалидов в Республике Саха (Якутия) составила 57 135 человек - 6% от всего населения (в 2009 году - 5,3%), в том числе: инвалиды 1 группы - 11 082, инвалиды 2 группы - 18 365, инвалиды 3 группы - 21 503, дети-инвалиды - 6 185 или 2,4% от общей численности детского населения республики (в 2009 г. - 2,5%).

Сеть учреждений социального обслуживания населения республики включает в себя 105 учреждений, из них: 35 управлений социальной защиты населения, 16 домов-интернатов для престарелых и инвалидов, 5 психоневрологических домов-интернатов для престарелых и инвалидов, 1 Детский дом-интернат для умственно отсталых детей, 19 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних детей, 12 центров социальной помощи семье и детям, 8 реабилитационных центров ветеранов, инвалидов и детей-инвалидов, 3 комплексных центра социального обслуживания, 2 центра социально-бытового обслуживания, Республиканский техникум-интернат профессиональной и медико-социальной реабилитации инвалидов, Специальный дом системы социального обслуживания, 1 Центр социальных выплат, государственное бюджетное учреждение "Победа в Великой Отечественной войне".

В сфере социального обслуживания заняты 4 804,5 штатные единицы, из них 23,4% - в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, 18,6% - в управлениях социальной защиты населения, 16,7% - в психоневрологических домах-интернатах, 15,2% - в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, 14% - в реабилитационных центрах для инвалидов, детей-инвалидов и ветеранов, 9,3% - в центрах социально-бытового обслуживания и комплексных центрах социального обслуживания, 2,8% - в центрах социальной помощи семье и детям.

2. Проблемы, сложившиеся в сфере социального обслуживания населения, обусловлены следующими обстоятельствами:

2.1. Действующая сеть учреждений социального обслуживания не позволяет в полной мере удовлетворить потребности населения в социальных услугах. Об этом свидетельствуют недостаточная доступность предоставления социальных услуг, сохраняющиеся в республике на протяжении длительного времени очереди на получение социальных услуг на дому и в стационарных условиях.

Очередность на получение надомных социальных услуг на 2015 год составляет 767 человек, на получение стационарных - 456 человек, в том числе для устройства в интернаты психоневрологического типа 205 человек (в том числе больше года - 137), общего типа - 241 человек (в том числе больше года - 111), для детей-инвалидов - 10 (в том числе больше года - 5) человек. По сравнению с 2014 годом наблюдается снижение очередности на стационарное обслуживание на 6,9% и на надомное обслуживание на 43%.

Вместе с тем, количество имеющихся мест в стационарных организациях социального обслуживания республики составляет 53,3% от норматива, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 ноября 2014 года N 934-н "Об утверждении методических рекомендаций по расчету потребностей субъектов РФ в развитии сети организаций социального обслуживания".

В целях сокращения очередности в учреждениях стационарного и надомного социального обслуживания, сохранения домашних условий пребывания, снижения нагрузки на стационарные учреждения социального обслуживания и оптимизации бюджетных расходов, связанных с дорогостоящим стационарным социальным обслуживанием, в республике внедряются стационар замещающие технологии:

в 15 улусах (районах) республики созданы 50 приемных семей для граждан пожилого возраста;

созданы 22 социальные мобильные бригады, оказывающие социальные услуги для граждан, проживающих в труднодоступных отдаленных населенных пунктах;

реализуются меры социальной помощи по предоставлению ветеранам Великой Отечественной войны специализированной услуги экстренной социальной помощи "тревожная кнопка".

Достижение к 2018 году полной ликвидации очереди на получение надомных услуг планируется путем увеличения нагрузки на одного социального работника, в среднем с 5,4 до 7,2 получателей социальных услуг (в сельской местности - 6,2; в городской - 9,4), а также за счет привлечения негосударственного сектора путем передачи государственного заказа.

При имеющейся мощности коечного фонда психоневрологических интернатов очередность на социальные услуги для пожилых и инвалидов не будет ликвидирована в полной мере.

В целях внедрения комплексного подхода к организации социальных служб подготовлен План оптимизации действующей сети учреждений социального обслуживания населения на 2014 - 2015 годы, согласно которому будут оптимизированы малокомплектные учреждения социального обслуживания с созданием филиальной сети учреждений социального обслуживания и центров социального обслуживания населения. В течение 2015 года будет доработана перспективная схема развития и размещения стационарных учреждений социального обслуживания населения Республики Саха (Якутия) до 2020 года.

2.2. В системе социального обслуживания Республики Саха (Якутия) обеспеченность штатами стационарных учреждений социального обслуживания от нормативов, определенных в приказе Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия) от 5 декабря 2014 года N 951-ОД, составляет 80%. В домах-интернатах для престарелых и инвалидов и психоневрологических интернатах на данный момент - более 1 600 шт. ед., в то время как потребность по расчетам в соответствии с указанным приказом составляет более 2 тысяч штатных единиц.

По официальным статистическим данным за 2014 год средняя заработная плата социальных работников составила 31 454,0 рублей, или 62% к средней заработной плате по республике (план - 58,0%).

В соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 9 сентября 2014 года N 310 "О мерах по реализации в 2014 году Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 29 августа 2012 года N 1616 "О Концепции повышения заработной платы работников учреждений бюджетного сектора экономики и минимальной заработной платы в Республике Саха (Якутия) на 2012 - 2017 годы" принято повышение фонда оплаты труда социальным работникам с 1 августа 2014 года на 5,8%.

Во исполнение данного постановления приказом Министерства от 18 ноября 2014 года N 885-од "О внесении изменений в Положение об оплате труда работников государственных учреждений, подведомственных Министерству труда и социального развития Республики Саха (Якутия), утвержденное приказом от 16 октября 2013 года N 946-од" утверждены новые размеры должностных окладов и повышающих коэффициентов к окладу.

Приказом Министерства от 10 июля 2014 года N 541-од утвержден перечень должностей, относимых к административно-управленческому персоналу подведомственных учреждений министерства. На основании данного приказа для поддержания уровня соотношения средней заработной платы основного и вспомогательного персонала учреждений социального обслуживания населения разработан проект приказа об обеспечении соотношения средней заработной платы основного и вспомогательного персонала учреждений социального обслуживания населения до 1:0,7 - 1:0,5 с учетом типа учреждения и установления предельной (не более 40%) доли оплаты труда работников административно-управленческого и вспомогательного персонала в фонде оплаты труда учреждений социального обслуживания населения.

С 1 января 2014 года государственная гарантия по оплате труда в республике доведена до уровня прожиточного минимума трудоспособного населения и составила 12 515 рублей.

В соответствии с профессиональными стандартами в республике разработаны новые требования к должностным обязанностям социальных работников, специалистов по социальной работе, социальных педагогов в соответствии с федеральными профессиональными стандартами.

В целях формирования кадрового потенциала отрасли действует ведомственная целевая программа "Развитие кадрового потенциала Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2016 годы". Программа определяет основные направления кадровой политики министерства в сфере подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников учреждений, подготовки кадрового резерва министерства и учреждений. Кадровая политика отрасли нацелена на обеспечение условий для неуклонного повышения престижа и социального статуса работников отрасли.

В целях перевода на "эффективный контракт", со всеми руководителями государственных учреждений подписаны дополнительные соглашения к трудовому договору, где конкретизированы должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг, а также меры социальной поддержки.

В целях повышения качества услуг, оказываемых социальными работниками, ежегодно проводятся обучающие семинары, конференции, разрабатываются методические пособия. Для поднятия престижа профессии социального работника проводятся ежегодные конкурсы "Лучший социальный работник в системе социального обслуживания", "Лучшее учреждение социального обслуживания".

2.3. Существующая материально-техническая база действующих учреждений социального обслуживания Республики Саха (Якутия) не в полной мере отвечает требованиям санитарных и строительных норм и правил, из общего числа зданий в ветхом состоянии и требующих реконструкции находятся 20 зданий, что составляет 26,3% от общего количества зданий.

В рамках Инвестиционной программы Республики Саха (Якутия) в 2014 году введены в эксплуатацию следующие объекты социального обслуживания населения: Дом-интернат для престарелых и инвалидов в г. Нюрбе на 90 коек, Амгинский реабилитационный центр для инвалидов и детей-инвалидов в с. Бетюнь Амгинского улуса на 30 коек, здание отделения временного пребывания для лиц без определенного места жительства Комплексного центра социального обслуживания населения в г. Якутске, приобретено здание для размещения ГКУ Республики Саха (Якутия) "Алданский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" на 15 коек.

В 2015 году планируется ввод в эксплуатацию трех объектов социального обслуживания населения: спальный корпус на 100 мест Олекминского психоневрологического дома-интерната на 376 коек (I очередь) в г. Олекминске Олекминского улуса; реконструкция здания МОУ "Национальная гимназия" для размещения ГБУ Республики Саха (Якутия) "Олекминский реабилитационный центр для инвалидов и детей-инвалидов" в п. Нефтебаза Олекминского улуса на 30 коек; 2-я очередь реабилитационного центра ветеранов Великой Отечественной войны и локальных боевых действий в г. Якутске на 60 койко-мест, ввод которого приурочен к празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне.

В соответствии с Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 18 августа 2014 года N 2826 "О социально-экономическом развитии города Якутска - столицы Республики Саха (Якутия) на период 2015 - 2019 годы" начато строительство объекта "Республиканский детский реабилитационный центр в г. Якутске на 100 койко-мест и 150 мест дневного пребывания".

В 2012 - 2014 годах проведены работы по обеспечению доступности на 112 объектах (здравоохранение, культура, образование, социальная защита),

В 2014 году республика получила софинансирование из федерального бюджета в размере 42 053 тысяч рублей на мероприятия по обеспечению доступности приоритетных объектов. В учреждениях социальной защиты и социального обслуживания обеспечены условия доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения: приобретены подъемники, пандусы, средства доступности для слабовидящих и слабослышащих инвалидов, приобретено медицинское и реабилитационное оборудование.

2.4. В Республике Саха (Якутия) недостаточно развит рынок социальных услуг, отмечается незначительное участие в предоставлении социальных услуг негосударственного сектора, социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворителей и добровольцев. Из общего числа учреждений социального обслуживания, оказывающих социальные услуги пожилым гражданам и инвалидам, основная часть находится в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации, и только 4,5% учреждений являются негосударственными.

Рынок социальных услуг требует дальнейшего развития, в том числе в части привлечения к предоставлению социальных услуг социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворителей и добровольцев, что требует дополнительного законодательного регулирования.

Для формирования системы государственной поддержки некоммерческих организаций и общественных объединений, в том числе оказывающих социальные услуги гражданам, с 2011 по 2013 годы была реализована Проектная программа предоставления поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям в Республике Саха (Якутия).

По результатам проведенных конкурсов поддержку в виде субсидии в 2013 году получили свыше 80 социально ориентированных некоммерческих организаций на сумму 98,3 млн. рублей, в том числе за счет федерального бюджета 13,6 млн. рублей, за счет государственного бюджета 84,7 млн. рублей.

Министерством труда и социального развития Республики Саха (Якутия) в 2014 году в пилотном режиме в Комплексных центрах социального обслуживания населения г. Якутска и Хангаласского улуса социальное обслуживание на дому 204 граждан пожилого возраста и инвалидов передано негосударственному сектору на основе государственного заказа.

С 2013 года проводятся мероприятия по поэтапному переводу непрофильных функций учреждений социального обслуживания на аутсорсинг, с учетом эффективности бюджетных расходов и качества оказываемых услуг аутсорсерами.

Утверждены методические рекомендации по заключению договоров аутсорсинга обеспечивающих функций, перечень обеспечивающих функций государственных учреждений социального обслуживания населения, рекомендованных к передаче на аутсорсинг, первоочередной План мероприятий по переходу на аутсорсинг обеспечивающих функций государственных учреждений социального обслуживания населения.

Приказом Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия) от 10 января 2014 года N 6-од в 7 учреждениях социального обслуживания часть непрофильных функций передана на аутсорсинг.

2.5. Для повышения качества предоставления социальных услуг в Республике Саха (Якутия) принято распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 2 августа 2013 года N 826-р "Об организации работы по формированию независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, в Республике Саха (Якутия) на 2013 - 2015 годы", определены уполномоченные исполнительные органы государственной власти Республики Саха (Якутия) по организации независимой системы оценки качества работы государственных (муниципальных) организаций, оказывающих социальные услуги.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»