ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 8 июня 2015 года N 609-р


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ОТ 22 АПРЕЛЯ 2013 ГОДА N 411-Р "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНОЙ КАРТЫ") "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА УСЛУГ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2013 - 2018 ГОДЫ"


Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года N 2190-р, пункта 1 б перечня поручений по итогам совещания с членами Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 года:

1. Внести следующие изменения в распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 22 апреля 2013 года N 411-р "Об утверждении Плана мероприятий ("Дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Республики Саха (Якутия) на 2013 - 2018 годы":

1.1. Пункт 2 изложить в следующей редакции:

"2. Министерству труда и социального развития Республики Саха (Якутия) (Дружинин А.Н.):".

1.2. Пункт 4 изложить в следующей редакции:

"4. Контроль исполнения настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Дьячковского А.П.".

1.3. Внести изменения в приложение, изложив в новой редакции согласно приложению к настоящему распоряжению.

2. Контроль исполнения настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Дьячковского А.П.

3. Опубликовать настоящее распоряжение в официальных средствах массовой информации Республики Саха (Якутия).

Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
Г.ДАНЧИКОВА






Приложение
к распоряжению Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 8 июня 2015 года N 609-р

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА УСЛУГ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2013 - 2018 ГОДЫ"

I. Общее описание "Дорожной карты"


1. Реализация Плана мероприятий ("Дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Республики Саха (Якутия) на 2013 - 2018 годы" призвана обеспечить доступность, повысить эффективность и качество предоставления населению услуг в сфере социального обслуживания, увязанных с переходом на "эффективный контракт".

Для полного удовлетворения потребностей пожилых граждан в социальных услугах, отвечающих современным требованиям, необходимы модернизация и развитие системы социального обслуживания населения, ее адаптация к изменяющимся правовым, социально-экономическим и демографическим условиям, в том числе путем решения кадровых проблем отрасли.

В целях сохранения кадрового потенциала и повышения престижа профессии социальных работников необходимо провести комплекс мероприятий, в том числе связанных с повышением оплаты труда.

Реформирование и дальнейшее развитие системы социального обслуживания возможно лишь на обновленной законодательной базе, состоящей из федерального законодательства и законодательства Республики Саха (Якутия), гармоничное развитие которых должно представлять собой взаимосвязанный и взаимообусловленный процесс.

Демографическое развитие Республики Саха (Якутия) в 2014 году, по предварительным данным, характеризируется стабильными показателями рождаемости, общей смертности и естественным приростом населения. Общая численность населения республики составила, по предварительным данным, на 1 января 2015 года 956 896 человек.

В республике наметилась тенденция увеличения среднего возраста населения. Если на начало 1990 года средний возраст населения составлял 27,9 лет, то на начало 2013 года - 33,4 года.

Ожидаемая продолжительность жизни в 2013 году по республике составила 69,13 лет.

В сравнении с 2013 годом численность граждан пенсионного возраста увеличилась на 2% и составила 208,9 тыс. граждан пенсионного возраста, также увеличилась численность граждан пожилого возраста на 4,2%, в 2014 году достигнув 138,5 тыс. человек. Доля лиц пенсионного возраста составила за 2014 год 21,8% от общей численности населения, доля пожилых - 14,5%. Согласно прогнозу демографических показателей Республики Саха (Якутия), к 2025 году численность населения пенсионного возраста достигнет 252,6 тыс. человек, а удельный вес в общей численности населения республики составит уже 25,2%.

За 2014 год численность инвалидов в Республике Саха (Якутия) составила 57 135 человек - 6% от всего населения (в 2009 году - 5,3%), в том числе: инвалиды 1 группы - 11 082, инвалиды 2 группы - 18 365, инвалиды 3 группы - 21 503, дети-инвалиды - 6 185 или 2,4% от общей численности детского населения республики (в 2009 г. - 2,5%).

Сеть учреждений социального обслуживания населения республики включает в себя 105 учреждений, из них: 35 управлений социальной защиты населения, 16 домов-интернатов для престарелых и инвалидов, 5 психоневрологических домов-интернатов для престарелых и инвалидов, 1 Детский дом-интернат для умственно отсталых детей, 19 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних детей, 12 центров социальной помощи семье и детям, 8 реабилитационных центров ветеранов, инвалидов и детей-инвалидов, 3 комплексных центра социального обслуживания, 2 центра социально-бытового обслуживания, Республиканский техникум-интернат профессиональной и медико-социальной реабилитации инвалидов, Специальный дом системы социального обслуживания, 1 Центр социальных выплат, государственное бюджетное учреждение "Победа в Великой Отечественной войне".

В сфере социального обслуживания заняты 4 804,5 штатные единицы, из них 23,4% - в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, 18,6% - в управлениях социальной защиты населения, 16,7% - в психоневрологических домах-интернатах, 15,2% - в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, 14% - в реабилитационных центрах для инвалидов, детей-инвалидов и ветеранов, 9,3% - в центрах социально-бытового обслуживания и комплексных центрах социального обслуживания, 2,8% - в центрах социальной помощи семье и детям.

2. Проблемы, сложившиеся в сфере социального обслуживания населения, обусловлены следующими обстоятельствами:

2.1. Действующая сеть учреждений социального обслуживания не позволяет в полной мере удовлетворить потребности населения в социальных услугах. Об этом свидетельствуют недостаточная доступность предоставления социальных услуг, сохраняющиеся в республике на протяжении длительного времени очереди на получение социальных услуг на дому и в стационарных условиях.

Очередность на получение надомных социальных услуг на 2015 год составляет 767 человек, на получение стационарных - 456 человек, в том числе для устройства в интернаты психоневрологического типа 205 человек (в том числе больше года - 137), общего типа - 241 человек (в том числе больше года - 111), для детей-инвалидов - 10 (в том числе больше года - 5) человек. По сравнению с 2014 годом наблюдается снижение очередности на стационарное обслуживание на 6,9% и на надомное обслуживание на 43%.

Вместе с тем, количество имеющихся мест в стационарных организациях социального обслуживания республики составляет 53,3% от норматива, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 ноября 2014 года N 934-н "Об утверждении методических рекомендаций по расчету потребностей субъектов РФ в развитии сети организаций социального обслуживания".

В целях сокращения очередности в учреждениях стационарного и надомного социального обслуживания, сохранения домашних условий пребывания, снижения нагрузки на стационарные учреждения социального обслуживания и оптимизации бюджетных расходов, связанных с дорогостоящим стационарным социальным обслуживанием, в республике внедряются стационар замещающие технологии:

в 15 улусах (районах) республики созданы 50 приемных семей для граждан пожилого возраста;

созданы 22 социальные мобильные бригады, оказывающие социальные услуги для граждан, проживающих в труднодоступных отдаленных населенных пунктах;

реализуются меры социальной помощи по предоставлению ветеранам Великой Отечественной войны специализированной услуги экстренной социальной помощи "тревожная кнопка".

Достижение к 2018 году полной ликвидации очереди на получение надомных услуг планируется путем увеличения нагрузки на одного социального работника, в среднем с 5,4 до 7,2 получателей социальных услуг (в сельской местности - 6,2; в городской - 9,4), а также за счет привлечения негосударственного сектора путем передачи государственного заказа.

При имеющейся мощности коечного фонда психоневрологических интернатов очередность на социальные услуги для пожилых и инвалидов не будет ликвидирована в полной мере.

В целях внедрения комплексного подхода к организации социальных служб подготовлен План оптимизации действующей сети учреждений социального обслуживания населения на 2014 - 2015 годы, согласно которому будут оптимизированы малокомплектные учреждения социального обслуживания с созданием филиальной сети учреждений социального обслуживания и центров социального обслуживания населения. В течение 2015 года будет доработана перспективная схема развития и размещения стационарных учреждений социального обслуживания населения Республики Саха (Якутия) до 2020 года.

2.2. В системе социального обслуживания Республики Саха (Якутия) обеспеченность штатами стационарных учреждений социального обслуживания от нормативов, определенных в приказе Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия) от 5 декабря 2014 года N 951-ОД, составляет 80%. В домах-интернатах для престарелых и инвалидов и психоневрологических интернатах на данный момент - более 1 600 шт. ед., в то время как потребность по расчетам в соответствии с указанным приказом составляет более 2 тысяч штатных единиц.

По официальным статистическим данным за 2014 год средняя заработная плата социальных работников составила 31 454,0 рублей, или 62% к средней заработной плате по республике (план - 58,0%).

В соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 9 сентября 2014 года N 310 "О мерах по реализации в 2014 году Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 29 августа 2012 года N 1616 "О Концепции повышения заработной платы работников учреждений бюджетного сектора экономики и минимальной заработной платы в Республике Саха (Якутия) на 2012 - 2017 годы" принято повышение фонда оплаты труда социальным работникам с 1 августа 2014 года на 5,8%.

Во исполнение данного постановления приказом Министерства от 18 ноября 2014 года N 885-од "О внесении изменений в Положение об оплате труда работников государственных учреждений, подведомственных Министерству труда и социального развития Республики Саха (Якутия), утвержденное приказом от 16 октября 2013 года N 946-од" утверждены новые размеры должностных окладов и повышающих коэффициентов к окладу.

Приказом Министерства от 10 июля 2014 года N 541-од утвержден перечень должностей, относимых к административно-управленческому персоналу подведомственных учреждений министерства. На основании данного приказа для поддержания уровня соотношения средней заработной платы основного и вспомогательного персонала учреждений социального обслуживания населения разработан проект приказа об обеспечении соотношения средней заработной платы основного и вспомогательного персонала учреждений социального обслуживания населения до 1:0,7 - 1:0,5 с учетом типа учреждения и установления предельной (не более 40%) доли оплаты труда работников административно-управленческого и вспомогательного персонала в фонде оплаты труда учреждений социального обслуживания населения.

С 1 января 2014 года государственная гарантия по оплате труда в республике доведена до уровня прожиточного минимума трудоспособного населения и составила 12 515 рублей.

В соответствии с профессиональными стандартами в республике разработаны новые требования к должностным обязанностям социальных работников, специалистов по социальной работе, социальных педагогов в соответствии с федеральными профессиональными стандартами.

В целях формирования кадрового потенциала отрасли действует ведомственная целевая программа "Развитие кадрового потенциала Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2016 годы". Программа определяет основные направления кадровой политики министерства в сфере подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников учреждений, подготовки кадрового резерва министерства и учреждений. Кадровая политика отрасли нацелена на обеспечение условий для неуклонного повышения престижа и социального статуса работников отрасли.

В целях перевода на "эффективный контракт", со всеми руководителями государственных учреждений подписаны дополнительные соглашения к трудовому договору, где конкретизированы должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг, а также меры социальной поддержки.

В целях повышения качества услуг, оказываемых социальными работниками, ежегодно проводятся обучающие семинары, конференции, разрабатываются методические пособия. Для поднятия престижа профессии социального работника проводятся ежегодные конкурсы "Лучший социальный работник в системе социального обслуживания", "Лучшее учреждение социального обслуживания".

2.3. Существующая материально-техническая база действующих учреждений социального обслуживания Республики Саха (Якутия) не в полной мере отвечает требованиям санитарных и строительных норм и правил, из общего числа зданий в ветхом состоянии и требующих реконструкции находятся 20 зданий, что составляет 26,3% от общего количества зданий.

В рамках Инвестиционной программы Республики Саха (Якутия) в 2014 году введены в эксплуатацию следующие объекты социального обслуживания населения: Дом-интернат для престарелых и инвалидов в г. Нюрбе на 90 коек, Амгинский реабилитационный центр для инвалидов и детей-инвалидов в с. Бетюнь Амгинского улуса на 30 коек, здание отделения временного пребывания для лиц без определенного места жительства Комплексного центра социального обслуживания населения в г. Якутске, приобретено здание для размещения ГКУ Республики Саха (Якутия) "Алданский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" на 15 коек.

В 2015 году планируется ввод в эксплуатацию трех объектов социального обслуживания населения: спальный корпус на 100 мест Олекминского психоневрологического дома-интерната на 376 коек (I очередь) в г. Олекминске Олекминского улуса; реконструкция здания МОУ "Национальная гимназия" для размещения ГБУ Республики Саха (Якутия) "Олекминский реабилитационный центр для инвалидов и детей-инвалидов" в п. Нефтебаза Олекминского улуса на 30 коек; 2-я очередь реабилитационного центра ветеранов Великой Отечественной войны и локальных боевых действий в г. Якутске на 60 койко-мест, ввод которого приурочен к празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне.

В соответствии с Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 18 августа 2014 года N 2826 "О социально-экономическом развитии города Якутска - столицы Республики Саха (Якутия) на период 2015 - 2019 годы" начато строительство объекта "Республиканский детский реабилитационный центр в г. Якутске на 100 койко-мест и 150 мест дневного пребывания".

В 2012 - 2014 годах проведены работы по обеспечению доступности на 112 объектах (здравоохранение, культура, образование, социальная защита),

В 2014 году республика получила софинансирование из федерального бюджета в размере 42 053 тысяч рублей на мероприятия по обеспечению доступности приоритетных объектов. В учреждениях социальной защиты и социального обслуживания обеспечены условия доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения: приобретены подъемники, пандусы, средства доступности для слабовидящих и слабослышащих инвалидов, приобретено медицинское и реабилитационное оборудование.

2.4. В Республике Саха (Якутия) недостаточно развит рынок социальных услуг, отмечается незначительное участие в предоставлении социальных услуг негосударственного сектора, социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворителей и добровольцев. Из общего числа учреждений социального обслуживания, оказывающих социальные услуги пожилым гражданам и инвалидам, основная часть находится в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации, и только 4,5% учреждений являются негосударственными.

Рынок социальных услуг требует дальнейшего развития, в том числе в части привлечения к предоставлению социальных услуг социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворителей и добровольцев, что требует дополнительного законодательного регулирования.

Для формирования системы государственной поддержки некоммерческих организаций и общественных объединений, в том числе оказывающих социальные услуги гражданам, с 2011 по 2013 годы была реализована Проектная программа предоставления поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям в Республике Саха (Якутия).

По результатам проведенных конкурсов поддержку в виде субсидии в 2013 году получили свыше 80 социально ориентированных некоммерческих организаций на сумму 98,3 млн. рублей, в том числе за счет федерального бюджета 13,6 млн. рублей, за счет государственного бюджета 84,7 млн. рублей.

Министерством труда и социального развития Республики Саха (Якутия) в 2014 году в пилотном режиме в Комплексных центрах социального обслуживания населения г. Якутска и Хангаласского улуса социальное обслуживание на дому 204 граждан пожилого возраста и инвалидов передано негосударственному сектору на основе государственного заказа.

С 2013 года проводятся мероприятия по поэтапному переводу непрофильных функций учреждений социального обслуживания на аутсорсинг, с учетом эффективности бюджетных расходов и качества оказываемых услуг аутсорсерами.

Утверждены методические рекомендации по заключению договоров аутсорсинга обеспечивающих функций, перечень обеспечивающих функций государственных учреждений социального обслуживания населения, рекомендованных к передаче на аутсорсинг, первоочередной План мероприятий по переходу на аутсорсинг обеспечивающих функций государственных учреждений социального обслуживания населения.

Приказом Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия) от 10 января 2014 года N 6-од в 7 учреждениях социального обслуживания часть непрофильных функций передана на аутсорсинг.

2.5. Для повышения качества предоставления социальных услуг в Республике Саха (Якутия) принято распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 2 августа 2013 года N 826-р "Об организации работы по формированию независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, в Республике Саха (Якутия) на 2013 - 2015 годы", определены уполномоченные исполнительные органы государственной власти Республики Саха (Якутия) по организации независимой системы оценки качества работы государственных (муниципальных) организаций, оказывающих социальные услуги.

Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 25 декабря 2013 года N 481 утвержден порядок организации изучения мнения населения о качестве услуг, предоставляемых государственными учреждениями Республики Саха (Якутия) в сферах образования, социальной защиты, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта.

В рамках реализации мероприятий по формированию независимой системы оценки качества работы учреждений социального обслуживания населения:

с 2014 года создаются общественные советы при управлениях социальной защиты и труда при Министерстве труда и социального развития Республики Саха (Якутия) в целях проведения независимой оценки качества учреждений социального обслуживания на местах (постановление коллегии Министерства от 11 декабря 2013 года N 45 "О ходе реализации Плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013 - 2018 годы)" (на данный момент создано 33 из 35 общественных советов при управлениях социальной защиты и труда);

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»