ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

от 16 января 2015 года N 4-ЗРТ

ОБ УЧАСТИИ ГРАЖДАН В ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

(в ред. Закона РТ от 14.05.2018 N 34-ЗРТ)


Принят
Государственным Советом
Республики Татарстан
24 декабря 2014 года

 Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона


1. Настоящий Закон принят в соответствии с Федеральным законом от 2 апреля 2014 года N 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка" (далее - Федеральный закон) и регулирует вопросы, связанные с организацией участия граждан в охране общественного порядка на территории Республики Татарстан.

2. Настоящий Закон устанавливает образец и порядок выдачи удостоверения народного дружинника, образец отличительной символики народного дружинника, порядок создания и деятельности координирующих органов (штабов) народных дружин.

 Статья 2. Основные термины и понятия


В настоящем Законе основные термины и понятия используются в том же значении, что и в Федеральном законе.

 Статья 3. Правовая основа участия граждан в охране общественного порядка


Правовую основу участия граждан в охране общественного порядка составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, федеральные конституционные законы, Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Конституция Республики Татарстан, настоящий Закон и иные нормативные правовые акты органов государственной власти Республики Татарстан, муниципальные нормативные правовые акты.

 Статья 4. Полномочия Кабинета Министров Республики Татарстан в сфере регулирования участия граждан в охране общественного порядка


1. Кабинет Министров Республики Татарстан в сфере регулирования участия граждан в охране общественного порядка осуществляет следующие полномочия:

1) принимает нормативные правовые акты в сфере регулирования участия граждан в охране общественного порядка;

2) оказывает поддержку гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка;

3) создает Республиканский штаб по координации деятельности народных дружин в Республике Татарстан;

4) размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации общедоступную информацию о лицах, пропавших без вести, месте их предполагаемого поиска, контактную информацию координаторов мероприятий по поиску лиц, пропавших без вести, иную общедоступную информацию, необходимую для эффективного поиска лиц, пропавших без вести;

5) осуществляет информационно-методическую поддержку граждан и их объединений, участвующих в охране общественного порядка;

6) осуществляет личное страхование народных дружинников на период их участия в мероприятиях по охране общественного порядка;

(в ред. Закона РТ от 14.05.2018 N 34-ЗРТ)

7) осуществляет иные полномочия в сфере регулирования участия граждан в охране общественного порядка, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством Республики Татарстан.

2. Порядок осуществления полномочий, установленных в настоящей статье, определяется Кабинетом Министров Республики Татарстан в соответствии с законодательством.

 Статья 5. Полномочия органов местного самоуправления в сфере регулирования участия граждан в охране общественного порядка


1. Органы местного самоуправления в Республике Татарстан (далее - органы местного самоуправления) в соответствии с полномочиями, установленными Федеральным законом, Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другими федеральными законами, настоящим Законом и муниципальными правовыми актами, оказывают поддержку гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка, создают условия для деятельности народных дружин.

2. В целях содействия гражданам, участвующим в поиске лиц, пропавших без вести, органы местного самоуправления размещают на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации общедоступную информацию о лицах, пропавших без вести, месте их предполагаемого поиска, контактную информацию координаторов мероприятий по поиску лиц, пропавших без вести, иную общедоступную информацию, необходимую для эффективного поиска лиц, пропавших без вести.

Порядок размещения такой информации определяется муниципальными правовыми актами.

3. Органы местного самоуправления определяют порядок направления рекомендаций органов местного самоуправления гражданам, участвующим в поиске лиц, пропавших без вести, для решения вопросов формирования организованных групп, определения маршрута и места предполагаемого поиска, иных вопросов.

4. Представительные органы соответствующих муниципальных образований в Республике Татарстан устанавливают границы территории, на которой может быть создана народная дружина.

5. Органы местного самоуправления могут выделять средства на финансирование материально-технического обеспечения деятельности народных дружин, предоставлять народным дружинам помещения, технические и иные материальные средства, необходимые для осуществления их деятельности.

6. Органы местного самоуправления за счет средств соответствующих местных бюджетов могут осуществлять материальное стимулирование деятельности народных дружинников, предоставлять народным дружинникам проездные билеты на все виды общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (за исключением такси) в пределах территории муниципального образования, устанавливать дополнительные льготы и компенсации, гарантии правовой и социальной защиты для народных дружинников и членов их семей, а также использовать иные формы их материальной заинтересованности, не противоречащие федеральному законодательству и законодательству Республики Татарстан.

Порядок предоставления органами местного самоуправления льгот и компенсаций народным дружинникам определяется муниципальными правовыми актами.

 Статья 6. Координирующие органы (штабы) народных дружин


1. В целях осуществления координации деятельности народных дружин на территории Республики Татарстан и их взаимодействия с органами государственной власти Республики Татарстан, органами местного самоуправления, а также органами внутренних дел (полицией) и иными правоохранительными органами создается Республиканский штаб по координации деятельности народных дружин в Республике Татарстан (далее - Республиканский штаб).

2. Республиканский штаб создается Кабинетом Министров Республики Татарстан и является постоянно действующим коллегиальным органом. Структура и состав Республиканского штаба утверждаются Кабинетом Министров Республики Татарстан.

3. Основными задачами Республиканского штаба являются:

1) координация деятельности народных дружин по вопросам содействия органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам в охране общественного порядка;

2) обобщение и анализ информации о деятельности народных дружин и проведение обучающих семинаров для командиров народных дружин в Республике Татарстан;

3) разработка рекомендаций для народных дружин по вопросам содействия органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам в охране общественного порядка;

4) иные задачи, установленные Кабинетом Министров Республики Татарстан.

4. В целях выполнения основных задач Республиканский штаб осуществляет следующие функции:

1) рассмотрение вопросов и предложений, связанных с координацией деятельности народных дружин и содействием органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам в охране общественного порядка;

2) принятие в пределах своей компетенции решений;

3) оформление, выдача и замена удостоверений командиров народных дружин, их заместителей;

4) иные функции, установленные Кабинетом Министров Республики Татарстан.

5. В целях взаимодействия и координации деятельности народных дружин на территориях соответствующих муниципальных образований органы местного самоуправления могут создавать координирующие органы (штабы) народных дружин.

6. Порядок создания и деятельности координирующих органов (штабов) народных дружин установлен в приложении 1 к настоящему Закону.

 Статья 7. Удостоверение и отличительная символика народного дружинника


1. Народные дружинники при участии в охране общественного порядка должны использовать отличительную символику народного дружинника в виде форменной одежды и (или) нарукавной повязки и иметь при себе удостоверение народного дружинника установленного образца согласно приложениям 2 и 4 к настоящему Закону.

2. Порядок выдачи удостоверения народного дружинника установлен в приложении 3 к настоящему Закону.

3. Форменная одежда народного дружинника представляет собой унифицированный по существенным внешним признакам элемент верхней одежды, предназначенный для ношения народным дружинником при участии в мероприятиях по охране общественного порядка.

4. Форменная одежда и (или) нарукавная повязка выдаются народному дружиннику командиром народной дружины при заступлении на дежурство.

5. При прекращении членства в народной дружине или по истечении срока действия удостоверения оно подлежит сдаче командиру народной дружины.

6. Удостоверение народного дружинника, форменная одежда и нарукавная повязка изготавливаются за счет средств народных дружин.

 Статья 8. Материальное стимулирование и личное страхование народных дружинников


1. Органы государственной власти Республики Татарстан за счет средств бюджета Республики Татарстан могут осуществлять материальное стимулирование деятельности народных дружинников.

2. Кабинет Министров Республики Татарстан осуществляет личное страхование народных дружинников на период их участия в мероприятиях по охране общественного порядка.

(в ред. Закона РТ от 14.05.2018 N 34-ЗРТ)

3. Страховые суммы выплачиваются при наступлении следующих страховых случаев в период участия народного дружинника в мероприятиях по охране общественного порядка:

(в ред. Закона РТ от 14.05.2018 N 34-ЗРТ)

1) гибель народного дружинника;

2) установление народному дружиннику инвалидности;

3) получение народным дружинником телесного повреждения.

 Статья 9. Меры поощрения граждан, участвующих в осуществлении охраны общественного порядка, применяемые органами государственной власти и органами местного самоуправления


1. Народные дружинники за активное участие в осуществлении охраны общественного порядка и борьбе с правонарушениями могут поощряться органами государственной власти Республики Татарстан, органами местного самоуправления путем:

1) объявления благодарности;

2) выдачи денежной премии;

3) награждения ценным подарком;

4) награждения почетными грамотами органов государственной власти Республики Татарстан, почетными грамотами органов местного самоуправления.

2. За особые заслуги в выполнении своего общественного долга и проявленные при этом мужество и героизм граждане, участвующие в осуществлении охраны общественного порядка, могут быть представлены к государственным наградам Российской Федерации и государственным наградам Республики Татарстан в соответствии с законодательством.

3. Меры поощрения применяются органами государственной власти Республики Татарстан и органами местного самоуправления из средств соответствующих бюджетов, добровольных пожертвований физических и юридических лиц и других источников, не запрещенных законом.

 Статья 10. Признание утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Республики Татарстан


Со дня вступления в силу настоящего Закона признать утратившими силу:

1) Закон Республики Татарстан от 1 ноября 2005 года N 107-ЗРТ "Об участии граждан в обеспечении общественного порядка в Республике Татарстан";

2) Закон Республики Татарстан от 8 ноября 2007 года N 52-ЗРТ "О внесении изменения в Закон Республики Татарстан "Об участии граждан в обеспечении общественного порядка в Республике Татарстан";

3) Закон Республики Татарстан от 23 июня 2008 года N 25-ЗРТ "О внесении изменений в статьи 7 и 17 Закона Республики Татарстан "Об участии граждан в обеспечении общественного порядка в Республике Татарстан";

4) статью 17 Закона Республики Татарстан от 12 июня 2014 года N 53-ЗРТ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Татарстан".

 Статья 11. Вступление в силу настоящего Закона


1. Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования.

2. Кабинету Министров Республики Татарстан привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом, а также принять нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию настоящего Закона, в шестимесячный срок со дня его вступления в силу.

Президент
Республики Татарстан
Р.Н.МИННИХАНОВ

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»