ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
от 1 ноября 2005 года N 107-ЗРТ
ОБ УЧАСТИИ ГРАЖДАН В ОБЕСПЕЧЕНИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
закона Республики Татарстан от 16 января 2015 года N 4-ЗРТ
____________________________________________________________________
Принят
Государственным Советом
Республики Татарстан
9 сентября 2005 года
(в ред. Законов РТ от 08.11.2007 N 52-ЗРТ,
от 23.06.2008 N 25-ЗРТ, от 12.06.2014 N 53-ЗРТ,
с изм., внесенными Законами РТ от 30.11.2006 N 71-ЗРТ,
от 26.12.2007 N 65-ЗРТ, от 20.12.2008 N 124-ЗРТ
(ред. 29.12.2009), от 15.12.2009 N 64-ЗРТ,
от 21.12.2010 N 94-ЗРТ (ред. 30.12.2011),
от 30.11.2011N 96-ЗРТ, от 30.11.2012 N 80-ЗРТ,
от 25.11.2013 N 94-ЗРТ, от 24.07.2014 N 76-ЗРТ)
Настоящий Закон определяет правовые основы, принципы и формы участия граждан в обеспечении общественного порядка в Республике Татарстан.
1. Предметом регулирования настоящего Закона являются общественные отношения, возникающие в связи с участием граждан и их общественных формирований (народных дружин) в охране общественного порядка в Республике Татарстан.
2. Действие настоящего Закона не распространяется на правоотношения, возникающие в связи с деятельностью правоохранительных органов, частной детективной и охранной деятельностью, и правоотношения, регулируемые другими законами.
Правовую основу участия граждан в охране общественного порядка составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Конституция Республики Татарстан, настоящий Закон и иные нормативные правовые акты органов государственной власти Республики Татарстан, а также акты органов местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий.
Участие граждан в обеспечении общественного порядка основывается на принципах законности, добровольности, демократизма, гуманизма, уважения личности, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, объективности.
К основным полномочиям Государственного Совета Республики Татарстан относится законодательное регулирование общественных отношений, возникающих в связи с участием граждан и их общественных формирований (народных дружин) в охране общественного порядка в Республике Татарстан, в том числе:
1) определение форм участия граждан в обеспечении общественного порядка;
2) определение целей и видов деятельности народных дружин;
3) определение порядка взаимодействия народных дружин с правоохранительными органами;
4) регулирование иных вопросов, отнесенных в соответствии с законодательством к ведению и полномочиям Государственного Совета Республики Татарстан.
К основным полномочиям Кабинета Министров Республики Татарстан в сфере участия граждан в обеспечении общественного порядка относятся:
1) утверждение типовых положений об общественном пункте охраны порядка, о народной дружине;
2) определение мероприятий по обеспечению общественного порядка с участием народных дружин;
3) утверждение положения об удостоверении народного дружинника, его образце и описании;
4) осуществление контроля за деятельностью граждан, связанной с их участием в обеспечении общественного порядка;
5) решение иных вопросов, отнесенных законодательством к ведению и полномочиям Кабинета Министров Республики Татарстан.
К основным полномочиям органов местного самоуправления в сфере участия граждан в обеспечении общественного порядка относятся:
1) решение вопросов о создании народных дружин;
2) осуществление методического руководства деятельностью народных дружин;
3) определение мероприятий по обеспечению общественного порядка с участием народных дружин;
4) применение мер поощрения за участие в обеспечении общественного порядка;
5) осуществление контроля за деятельностью народных дружин, участвующих в обеспечении общественного порядка;
6) осуществление иных полномочий в соответствии с законодательством.
Статья 6.1. Полномочия органов местного самоуправления поселений и городских округов в сфере участия населения в обеспечении общественного порядка
(введена Законом РТ от 08.11.2007 N 52-ЗРТ)
Органы местного самоуправления поселений и городских округов создают условия для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка.
1. Каждый гражданин в Республике Татарстан имеет право принимать участие в обеспечении общественного порядка в целях защиты своей жизни, достоинства и собственности, а также жизни, достоинства и собственности других лиц от противоправных посягательств, используя все способы и средства, не запрещенные законом.
2. Участие граждан в обеспечении общественного порядка может быть индивидуальным и коллективным.
3. Граждане участвуют в обеспечении общественного порядка совместно с сотрудниками органов внутренних дел.
(в ред. Закона РТ от 23.06.2008 N 25-ЗРТ)
1. Индивидуальное участие граждан в обеспечении общественного порядка может осуществляться в следующих формах:
1) пропаганда правовых знаний;
2) содействие правоохранительным органам в профилактической работе с лицами, склонными к совершению правонарушений;
3) содействие в работе по предупреждению детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
4) иное участие в обеспечении общественного порядка.
2. Формой индивидуального участия граждан в охране общественного порядка может быть внештатное сотрудничество с правоохранительными органами - добровольное участие граждан, которые не состоят в штате правоохранительных органов и действуют под руководством их должностных лиц (далее - внештатные сотрудники правоохранительных органов).
1. Коллективное участие граждан в охране общественного порядка может осуществляться в следующих формах:
1) общественные объединения, уставные цели которых предусматривают оказание содействия правоохранительным органам в обеспечении общественного порядка;
2) народные дружины;
3) общественные пункты охраны порядка.
2. Общественные объединения, уставные цели которых предусматривают оказание содействия правоохранительным органам, создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с федеральным законодательством.
3. Народные дружины представляют собой добровольные объединения граждан, образованные для участия в обеспечении общественного порядка.
1. Общественные пункты создаются для обеспечения взаимодействия народных дружин, общественных объединений, уставные цели которых предусматривают оказание содействия правоохранительным органам, органов местного самоуправления, правоохранительных органов, предприятий и учреждений в целях обеспечения общественного порядка.
2. Общественные пункты образуются по решению органов местного самоуправления при содействии органов внутренних дел, предприятий и учреждений и действуют по территориальному принципу.
3. В работе общественных пунктов охраны порядка могут участвовать представители коллективов организаций, указанных в части первой настоящей статьи.
1. Народные дружины создаются по инициативе граждан решением органов местного самоуправления и действуют в соответствии с настоящим Законом и принимаемыми на его основе иными нормативными правовыми актами.
2. При народных дружинах могут образовываться молодежные объединения, порядок деятельности и полномочия которых устанавливаются народными дружинами. Члены молодежных объединений в возрасте от 16 до 18 лет под руководством членов народных дружин могут участвовать, в целях поддержания общественного порядка, на молодежных и детских праздниках, в мероприятиях, проводимых в образовательных организациях, в профилактической работе с несовершеннолетними.
(в ред. Закона РТ от 12.06.2014 N 53-ЗРТ)
3. Положение о народных дружинах в Республике Татарстан утверждается представительными органами муниципального образования.
4. Указанное положение определяет:
1) цели, задачи, виды деятельности народной дружины;
2) структуру и порядок формирования народной дружины;
3) порядок взаимодействия народной дружины с правоохранительными органами;
4) условия и порядок приема в народную дружину и отчисления из нее;
5) образцы удостоверения и форменной одежды народного дружинника.
5. В народную дружину принимаются на добровольной основе в индивидуальном порядке граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, способные по состоянию здоровья, деловым и моральным качествам исполнять обязанности народного дружинника.
6. Прием в народную дружину и отчисление из нее осуществляются по решению штаба народной дружины.
1. В народную дружину не могут быть приняты граждане:
1) имеющие неснятую или непогашенную судимость;
2) состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;
3) признанные по решению суда недееспособными или ограниченно дееспособными;
4) подвергнутые административным взысканиям за правонарушения, посягающие на общественный порядок или установленный порядок управления;
5) не имеющие регистрации по месту жительства.