Недействующий

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

от 1 ноября 2005 года N 107-ЗРТ

    

ОБ УЧАСТИИ ГРАЖДАН В ОБЕСПЕЧЕНИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
закона Республики Татарстан от 16 января 2015 года N 4-ЗРТ
____________________________________________________________________

     
Принят
Государственным Советом
Республики Татарстан
9 сентября 2005 года


(в ред. Законов РТ от 08.11.2007 N 52-ЗРТ,
от 23.06.2008 N 25-ЗРТ, от 12.06.2014 N 53-ЗРТ,
с изм., внесенными Законами РТ от 30.11.2006 N 71-ЗРТ,
от 26.12.2007 N 65-ЗРТ, от 20.12.2008 N 124-ЗРТ
(ред. 29.12.2009), от 15.12.2009 N 64-ЗРТ,
от 21.12.2010 N 94-ЗРТ (ред. 30.12.2011),
от 30.11.2011N 96-ЗРТ, от 30.11.2012 N 80-ЗРТ,
от 25.11.2013 N 94-ЗРТ, от 24.07.2014 N 76-ЗРТ)


Настоящий Закон определяет правовые основы, принципы и формы участия граждан в обеспечении общественного порядка в Республике Татарстан.

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона


1. Предметом регулирования настоящего Закона являются общественные отношения, возникающие в связи с участием граждан и их общественных формирований (народных дружин) в охране общественного порядка в Республике Татарстан.

2. Действие настоящего Закона не распространяется на правоотношения, возникающие в связи с деятельностью правоохранительных органов, частной детективной и охранной деятельностью, и правоотношения, регулируемые другими законами.

 Статья 2. Правовая основа участия граждан в охране общественного порядка


Правовую основу участия граждан в охране общественного порядка составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Конституция Республики Татарстан, настоящий Закон и иные нормативные правовые акты органов государственной власти Республики Татарстан, а также акты органов местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий.

 Статья 3. Основные принципы участия граждан в обеспечении общественного порядка


Участие граждан в обеспечении общественного порядка основывается на принципах законности, добровольности, демократизма, гуманизма, уважения личности, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, объективности.

Глава 2. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ УЧАСТИЯ ГРАЖДАН В ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА

 Статья 4. Основные полномочия Государственного Совета Республики Татарстан в сфере участия граждан в обеспечении общественного порядка


К основным полномочиям Государственного Совета Республики Татарстан относится законодательное регулирование общественных отношений, возникающих в связи с участием граждан и их общественных формирований (народных дружин) в охране общественного порядка в Республике Татарстан, в том числе:

1) определение форм участия граждан в обеспечении общественного порядка;

2) определение целей и видов деятельности народных дружин;

3) определение порядка взаимодействия народных дружин с правоохранительными органами;

4) регулирование иных вопросов, отнесенных в соответствии с законодательством к ведению и полномочиям Государственного Совета Республики Татарстан.

 Статья 5. Основные полномочия Кабинета Министров Республики Татарстан в сфере участия граждан в обеспечении общественного порядка


К основным полномочиям Кабинета Министров Республики Татарстан в сфере участия граждан в обеспечении общественного порядка относятся:

1) утверждение типовых положений об общественном пункте охраны порядка, о народной дружине;

2) определение мероприятий по обеспечению общественного порядка с участием народных дружин;

3) утверждение положения об удостоверении народного дружинника, его образце и описании;

4) осуществление контроля за деятельностью граждан, связанной с их участием в обеспечении общественного порядка;

5) решение иных вопросов, отнесенных законодательством к ведению и полномочиям Кабинета Министров Республики Татарстан.

 Статья 6. Полномочия органов местного самоуправления в сфере участия граждан в обеспечении общественного порядка


К основным полномочиям органов местного самоуправления в сфере участия граждан в обеспечении общественного порядка относятся:

1) решение вопросов о создании народных дружин;

2) осуществление методического руководства деятельностью народных дружин;

3) определение мероприятий по обеспечению общественного порядка с участием народных дружин;

4) применение мер поощрения за участие в обеспечении общественного порядка;

5) осуществление контроля за деятельностью народных дружин, участвующих в обеспечении общественного порядка;

6) осуществление иных полномочий в соответствии с законодательством.

Статья 6.1. Полномочия органов местного самоуправления поселений и городских округов в сфере участия населения в обеспечении общественного порядка

(введена Законом РТ от 08.11.2007 N 52-ЗРТ)

Органы местного самоуправления поселений и городских округов создают условия для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка.

Глава 3. УЧАСТИЕ ГРАЖДАН В ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА

 Статья 7. Участие граждан в обеспечении общественного порядка


1. Каждый гражданин в Республике Татарстан имеет право принимать участие в обеспечении общественного порядка в целях защиты своей жизни, достоинства и собственности, а также жизни, достоинства и собственности других лиц от противоправных посягательств, используя все способы и средства, не запрещенные законом.

2. Участие граждан в обеспечении общественного порядка может быть индивидуальным и коллективным.

3. Граждане участвуют в обеспечении общественного порядка совместно с сотрудниками органов внутренних дел.

(в ред. Закона РТ от 23.06.2008 N 25-ЗРТ)

 Статья 8. Формы индивидуального участия граждан в обеспечении общественного порядка


1. Индивидуальное участие граждан в обеспечении общественного порядка может осуществляться в следующих формах:

1) пропаганда правовых знаний;

2) содействие правоохранительным органам в профилактической работе с лицами, склонными к совершению правонарушений;

3) содействие в работе по предупреждению детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

4) иное участие в обеспечении общественного порядка.

2. Формой индивидуального участия граждан в охране общественного порядка может быть внештатное сотрудничество с правоохранительными органами - добровольное участие граждан, которые не состоят в штате правоохранительных органов и действуют под руководством их должностных лиц (далее - внештатные сотрудники правоохранительных органов).

 Статья 9. Формы коллективного участия граждан в охране общественного порядка


1. Коллективное участие граждан в охране общественного порядка может осуществляться в следующих формах:

1) общественные объединения, уставные цели которых предусматривают оказание содействия правоохранительным органам в обеспечении общественного порядка;

2) народные дружины;

3) общественные пункты охраны порядка.

2. Общественные объединения, уставные цели которых предусматривают оказание содействия правоохранительным органам, создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с федеральным законодательством.

3. Народные дружины представляют собой добровольные объединения граждан, образованные для участия в обеспечении общественного порядка.

 Статья 10. Общественные пункты охраны порядка


1. Общественные пункты создаются для обеспечения взаимодействия народных дружин, общественных объединений, уставные цели которых предусматривают оказание содействия правоохранительным органам, органов местного самоуправления, правоохранительных органов, предприятий и учреждений в целях обеспечения общественного порядка.

2. Общественные пункты образуются по решению органов местного самоуправления при содействии органов внутренних дел, предприятий и учреждений и действуют по территориальному принципу.

3. В работе общественных пунктов охраны порядка могут участвовать представители коллективов организаций, указанных в части первой настоящей статьи.

Глава 4. НАРОДНЫЕ ДРУЖИНЫ

 Статья 11. Создание народных дружин


1. Народные дружины создаются по инициативе граждан решением органов местного самоуправления и действуют в соответствии с настоящим Законом и принимаемыми на его основе иными нормативными правовыми актами.

2. При народных дружинах могут образовываться молодежные объединения, порядок деятельности и полномочия которых устанавливаются народными дружинами. Члены молодежных объединений в возрасте от 16 до 18 лет под руководством членов народных дружин могут участвовать, в целях поддержания общественного порядка, на молодежных и детских праздниках, в мероприятиях, проводимых в образовательных организациях, в профилактической работе с несовершеннолетними.

(в ред. Закона РТ от 12.06.2014 N 53-ЗРТ)

3. Положение о народных дружинах в Республике Татарстан утверждается представительными органами муниципального образования.

4. Указанное положение определяет:

1) цели, задачи, виды деятельности народной дружины;

2) структуру и порядок формирования народной дружины;

3) порядок взаимодействия народной дружины с правоохранительными органами;

4) условия и порядок приема в народную дружину и отчисления из нее;

5) образцы удостоверения и форменной одежды народного дружинника.

5. В народную дружину принимаются на добровольной основе в индивидуальном порядке граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, способные по состоянию здоровья, деловым и моральным качествам исполнять обязанности народного дружинника.

6. Прием в народную дружину и отчисление из нее осуществляются по решению штаба народной дружины.

 Статья 12. Ограничения, связанные с участием граждан в обеспечении общественного порядка


1. В народную дружину не могут быть приняты граждане:

1) имеющие неснятую или непогашенную судимость;

2) состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;

3) признанные по решению суда недееспособными или ограниченно дееспособными;

4) подвергнутые административным взысканиям за правонарушения, посягающие на общественный порядок или установленный порядок управления;

5) не имеющие регистрации по месту жительства.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»