ПРАВИТЕЛЬСТВО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 октября 2014 года N 719
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 25.09.2013 N 598
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании постановления Правительства РО от 29.11.2018 N 760, вступающего в силу со дня официального опубликования (опубликовано на Официальном портале правовой информации Ростовской области http://pravo.donland.ru - 30.11.2018), но не ранее 1 января 2019 года.
____________________________________________________________________
В целях оптимизации бюджетных расходов, предусмотренных на реализацию утвержденных мероприятий государственной программы Ростовской области "Энергоэффективность и развитие энергетики", а также в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.04.2014 N 499-р Правительство Ростовской области
постановляет:
1. Внести в приложение N 1 к постановлению Правительства Ростовской области от 25.09.2013 N 598 "Об утверждении государственной программы Ростовской области "Энергоэффективность и развитие энергетики" изменение, изложив его в редакции согласно приложению.
2. Контроль за выполнением постановления возложить на министра промышленности и энергетики Тихонова М.М.
Вице-губернатор
Ростовской области
С.И.ГОРБАНЬ
Постановление вносит
министерство промышленности
и энергетики Ростовской области
Приложение
к постановлению
Правительства
Ростовской области
от 30.10.2014 N 719
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ И РАЗВИТИЕ ЭНЕРГЕТИКИ"
ПАСПОРТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ И РАЗВИТИЕ ЭНЕРГЕТИКИ"
Наименование государственной программы Ростовской области | - | государственная программа Ростовской области "Энергоэффективность и развитие энергетики" (далее - государственная программа) |
Ответственный исполнитель государственной программы Ростовской области | - | министерство промышленности и энергетики Ростовской области |
Соисполнители государственной программы Ростовской области | - | отсутствуют |
Участники государственной программы Ростовской области | - | министерство по физической культуре и спорту Ростовской области; |
Подпрограммы государственной программы Ростовской области | - | 1. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Ростовской области. |
Программно-целевые инструменты государственной программы Ростовской области | - | отсутствуют |
Цели государственной программы Ростовской области | - | улучшение качества жизни населения Ростовской области за счет перехода экономики области, бюджетной и коммунальной сфер на энергосберегающий путь развития и рационального использования ресурсов при производстве, передаче, потреблении; |
Задачи государственной программы Ростовской области | - | обновление основных производственных фондов экономики области на базе новых ресурсосберегающих технологий и автоматизированных систем учета; |
Целевые индикаторы и показатели государственной программы Ростовской области | - | энергоемкость валового регионального продукта |
Этапы и сроки реализации государственной программы Ростовской области | - | 2014-2020 годы. |
Ресурсное обеспечение государственной программы Ростовской области | - | общий объем финансирования государственной программы составляет 8299114,4 тыс. рублей: |
Ожидаемые результаты реализации государственной программы Ростовской области | - | повышение энергетической эффективности экономики и снижение энергоемкости валового регионального продукта |
Раздел 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ ЭНЕРГЕТИКИ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственная программа реализуется в сферах социально-экономического развития, затрагивающих такие направления, как энергетическая инфраструктура, электроэнергетика, газификация, промышленность, малое и среднее предпринимательство, и оказывает значительное влияние на валовый региональный продукт Ростовской области.
Ростовская область наряду с другими субъектами Российской Федерации, входящими в состав Южного федерального округа, располагает большим потенциалом повышения энергетической эффективности, который оценивается в 40 процентов от уровня потребления энергоресурсов.
Реализация мер по повышению энергетической эффективности позволит задействовать указанный потенциал и обеспечить рост таких ключевых отраслей экономики, как инфраструктурное развитие Ростовской области, машиностроительный комплекс, агропромышленный и рыбохозяйственный комплекс.
В Указе Президента Российской Федерации от 04.06.2008 N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики" подчеркивается, что Российская Федерация располагает одним из самых больших в мире технических потенциалов повышения энергетической эффективности, который оценивается в 40 процентов от уровня потребления энергоресурсов, или 403 млн. тонн условного топлива (далее - т у.т.). Значительный объем данного потенциала во многом объясняется тем, что снижению энергоемкости валового внутреннего продукта (далее - ВВП) в последние десятилетия не уделялось достаточного внимания, в результате чего в настоящее время этот показатель в 2,5 раза превышает среднемировой уровень, а по сравнению с энергоемкостью ВВП развитых стран мира - в 3,5 раза. В качестве одного из основных показателей эффективности потребления энергоресурсов используется энергоемкость валового регионального продукта (далее - ВРП), которая определяется в сопоставимых ценах как отношение суммарного объема потребляемых энергоносителей (в т у.т.) к объему ВРП (в млн. рублей).
Государственная программа разработана на основе Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон), Указа Президента Российской Федерации от 13.05.2010 N 579 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности", Распоряжения Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 1830-р, направленных на реализацию Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 17.02.2010 N 61 "Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности", постановления Правительства Ростовской области от 31.07.2013 N 485 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Ростовской области", распоряжения Правительства Ростовской области от 31.07.2013 N 297 "Об утверждении Перечня государственных программ Ростовской области".
Крупнейшими промышленными потребителями энергоресурсов в Ростовской области являются: ОАО "Таганрогский металлургический завод", ООО "Ростовский электрометаллургический заводъ", ОАО "Новочеркасский электродный завод", ООО "Комбайновый завод "Ростсельмаш", ОАО "Красный котельщик", ООО "Новочеркасский электровозостроительный завод", ООО "Энергомаш-Атоммаш", ОАО "Роствертол", ООО "Юг Руси - Золотая семечка", ОАО "Алкоа Металлург Рус", ОАО "Донская Водная Компания", ООО "Южная угольная компания".
Сравнительно высокая энергоемкость ВРП области связана, прежде всего, с особенностями структуры экономики и промышленности области. В области доля энергоемких отраслей (электро- и теплоэнергетика, металлургия, машиностроение, добыча угля и прочие) выше, чем в целом по Российской Федерации, в связи с чем разумным выходом из данной ситуации представляется структурная перестройка экономики, рост производительности труда, энерго- и ресурсосбережение. Суммарный технический потенциал области по повышению энергетической эффективности использования всех энергоресурсов будет составлять к 2016 году 20-25 процентов от объема потребления энергоресурсов в 2007 году.
С 1990 года энергоемкость экономики области снижалась за счет сдвига в сторону менее энергоемких отраслей и повышения загрузки производственных мощностей, но к 2009 году этот потенциал снижения энергоемкости был исчерпан.
По экспертным оценкам, для реализации областного потенциала повышения энергоэффективности необходимы государственные и частные инвестиции в 3 раза меньше, чем потребуются для наращивания за аналогичный период производства и потребления энергоресурсов с целью сохранения темпов развития экономики, достигнутых в период с 2000 по 2009 год.
При этом средний срок окупаемости инвестиций составляет 3-4 года, а при модернизации освещения - еще меньше.
Затраты на энергетические ресурсы составляют существенную часть затрат областного бюджета, населения и хозяйствующих субъектов. С учетом постоянного роста тарифов и цен на топливно-энергетические ресурсы бесхозяйственное, энергорасточительное и неэффективное использование последних становится недопустимым. Это обстоятельство является определяющим для того, чтобы проблема энергосбережения и повышения энергетической эффективности стала приоритетной в работе Правительства Ростовской области и органов исполнительной власти Ростовской области.
Повышение энергетической эффективности снизит риски и затраты, связанные с высокой энергоемкостью экономики Ростовской области, и позволит:
сохранить конкурентоспособность промышленности (повышение тарифов ведет к снижению размера прибыли промышленных предприятий, а повышение ими эффективности использования энергоресурсов сможет это предотвратить);
сократить расходы бюджета (более эффективное использование ресурсов в бюджетной сфере приведет к ежегодной экономии 3-5 процентов бюджетных средств).
Политика повышения энергетической эффективности должна сочетать ряд направлений, которые можно выделить в следующие группы: "Меры быстрой отдачи", "Базовые меры" и "Затратные, высокоэффективные меры".
"Меры быстрой отдачи". Эти мероприятия можно разработать менее чем за год, и они будут иметь значительный эффект при умеренных затратах. Ниже приведены некоторые примеры подобных решений:
информационная кампания по повышению уровня осведомленности в вопросах повышения энергетической эффективности;
увеличение сроков бюджетного планирования, введение права распоряжаться сэкономленными ресурсами, а также установление правил закупок, стимулирующих использование энергоэффективных технологий;
реорганизация муниципальных тепловых компаний в коммерческие предприятия или частно-государственные партнерства.
"Базовые меры". Они представляют собой основу политики повышения энергетической эффективности и будут способствовать более быстрому осуществлению финансово оправданных инвестиций:
стандарты энергетической эффективности в таких секторах, как здания, промышленное оборудование, эффективность использования энергоресурсов;
повышение энергетической эффективности как условие предоставления субсидий на проведение капитального ремонта;
скоординированные планы по теплоснабжению и управление спросом;
стимулирование финансирования энергоэффективных проектов банками.
"Затратные, высокоэффективные меры". Данные меры позволят устранить основополагающие причины низкой энергоэффективности и связаны с более высокими начальными затратами, но обеспечат более существенную экономию:
реформа тарифообразования на энергоносители;
либерализация рынков электроэнергии и газа;
планирование работы транспорта и энергетики;
переоснащение промышленности энергоэффективным технологическим оборудованием и внедрение энергосберегающих технологий.
Помимо ограниченности бюджетного финансирования и средств на данные цели у жилищно-коммунальных организаций, неразвитости механизмов ресурсного обеспечения энергосберегающих мер, неопределенности конъюнктуры и неразвитости рынка энергосервисных услуг, зависимости от состояния и конъюнктуры российского рынка энергоресурсов, а также отсутствия долгосрочного тарифообразования, к основным рискам реализации мероприятий по энергосбережению относится то, что значимость энергоэффективности пока сильно недооценивается в секторах экономики, в культуре и социальных нормах жизни.
Энергосистема Ростовской области располагает суммарной установленной мощностью генерирующих источников электрической энергии около 5 тысяч мегаватт и является крупнейшей на территории Южного федерального округа. На территории области представлены все основные виды электрогенерации - атомная, теплоэлектроцентрали, газотурбинные, тепловые угольные, гидроэлектростанции.
Энергосистема Ростовской области является устойчивой, ведется постепенное наращивание мощностей. Самыми крупными объектами генерации являются Ростовская АЭС и Новочеркасская ГРЭС.
После ввода в эксплуатацию второго энергоблока Ростовской АЭС Ростовская область перестала быть энергодефицитной - суммарная максимальная потребляемая мощность электроэнергии составляет примерно 3/5 от объема ее выработки.
Производство электроэнергии в области также осуществляют:
ООО "Шахтинская ГТЭС" - крупнейшая в области газотурбинная электростанция с установленной мощностью 94,3 МВт;
ООО "Лукойл-Экоэнерго", основным видом деятельности которого является производство и реализация электрической энергии с использованием возобновляемых источников. В Ростовской области компания эксплуатирует Цимлянскую ГЭС с установленной мощностью 209 МВт.
Энергосистема Ростовской области входит в Единую энергетическую систему России (ЕЭС) и связана с Краснодарской, Калмыцкой, Воронежской и Волгоградской энергосистемами, а также с Украиной по межсистемным связям напряжением 220-500 кВ.
Магистральные сети напряжением 220 кВ и выше на территории области находятся под контролем филиала ОАО "ФСК ЕЭС" Ростовское предприятие МЭС, в эксплуатации которого находятся 3950 км линий электропередачи, 26 подстанций напряжением 220-500 кВ.
Филиалом ОАО "МРСК Юга" - "Ростовэнерго" эксплуатируются распределительные сети до 110 кВ включительно общей протяженностью воздушных и кабельных линий электропередачи 75000 км, более 230 подстанций напряжением 110 кВ, 330 подстанций напряжением 35 кВ, более 13700 трансформаторных подстанций 6,10/04 кВ. В зоне ответственности филиала ОАО "МРСК Юга" - "Ростовэнерго" находятся 8 производственных отделений.
Суммарная установленная мощность трансформаторов 110-500 кВ составляет 16433,5 МВА.
Электросетевая компания ОАО "Донэнерго" также осуществляет передачу электрической энергии на напряжении до 110 кВ по воздушным и кабельным линиям протяженностью 18,9 тыс. км, эксплуатирует 5458 трансформаторных подстанций и распределительных пунктов. В состав общества входит филиал "Тепловые сети" и 11 филиалов межрайонных электрических сетей.
Кроме указанных электросетевых компаний услуги по передаче электрической энергии на территории области также оказывают порядка 38 смежных электросетевых организаций.
На территории Ростовской области осуществляют свою деятельность 2 энергосбытовые компании: ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго" и ОАО "Оборонэнергосбыт", имеющие статус гарантирующих поставщиков электрической энергии. На долю ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго" приходится около 85 процентов розничного рынка электрической энергии.
Также на территории Ростовской области осуществляют деятельность следующие независимые энергосбытовые компании: ООО "Русэнергосбыт", ОАО "Нижноватомэнергосбыт", ОАО "Энергосбытовая Компания "Восток", ООО "Русэнергоресурс", ООО "Мечел-Энерго", ОАО "Мосэнергосбыт", ООО "Энерголинк", ЗАО "Евразийская энергетическая компания", ООО "Дизаж М", ООО "ЭнергоЭффективность".
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 N 823 "О схемах и программах перспективного развития электроэнергетики" и Положению о министерстве обязанность по разработке схемы и программы возложена на органы исполнительной власти субъекта Федерации, в Ростовской области - на министерство промышленности и энергетики Ростовской области. При этом предусмотрена ежегодная корректировка схемы и программы с целью ее актуализации.
Наибольшим техническим потенциалом повышения энергоэффективности обладают жилые здания, производство электроэнергии и промышленность области. Потенциал энергосбережения можно разделить на виды: технически возможный (реализуемый на уровне современных технологий), экономически целесообразный (окупаемый) и финансово оправданный (со средними сроками окупаемости).
Потенциал повышения энергетической эффективности Ростовской области в секторах конечного потребления значительно выше, чем в производстве энергии. В частности, финансовый потенциал в секторах конечного потребления в 4 раза выше, чем в производстве электроэнергии и в системах теплоснабжения вместе взятых. Более того, экономия энергии у конечных потребителей сопровождается дополнительным снижением потребления первичной энергии по всей системе производства и передачи энергоресурсов. В секторах со значительным финансовым потенциалом (промышленность и транспорт), в первую очередь, следует осуществить меры, которые не оказывают влияния на уровень цен и не предполагают субсидирования, но направлены на устранение нефинансовых барьеров. В секторах с низким финансовым потенциалом повышения энергетической эффективности (производство тепла и электроэнергии) для достижения экономии необходимо, прежде всего, скорректировать цены или предложить другие инструменты, которые повысят привлекательность инвестиций в данные отрасли.