____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2019 года на основании Постановления Правительства Иркутской области от 26.10.2018 N 769-пп.
____________________________________________________________________
(с изменениями на 23 ноября 2018 года)
(в ред. Постановлений Правительства Иркутской области от 29.12.2014 N 691-пп, от 13.02.2015 N 52-пп, от 19.03.2015 N 85-пп, от 15.06.2015 N 297-пп, от 06.07.2015 N 333-пп, от 10.09.2015 N 453-пп, от 20.10.2015 N 524-пп, от 27.10.2015 N 537-пп, от 12.11.2015 N 564-пп, от 11.12.2015 N 639-пп, от 24.02.2016 N 103-пп, от 20.05.2016 N 291-пп, от 22.07.2016 N 446-пп, от 30.09.2016 N 626-пп, от 18.11.2016 N 743-пп, от 15.12.2016 N 802-пп, от 02.03.2017 N 126-пп, от 21.04.2017 N 266-пп, от 14.06.2017 N 391-пп, от 03.08.2017 N 515-пп, от 27.10.2017 N 699-пп, от 16.11.2017 N 745-пп, от 20.12.2017 N 847-пп, от 28.12.2017 N 903-пп, от 15.02.2018 N 110-пп, от 16.03.2018 N 200-пп, от 19.07.2018 N 520-пп, от 10.10.2018 N 734-пп, от 23.11.2018 N 851-пп)
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Положением о порядке принятия решений о разработке государственных программ Иркутской области и их формирования и реализации, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 26 июля 2013 года N 282-пп, руководствуясь статьей 67 Устава Иркутской области, Правительство Иркутской области постановляет:
1. Утвердить государственную программу Иркутской области "Управление государственными финансами Иркутской области" на 2015 - 2020 годы (прилагается).
2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.
Исполняющий обязанности
Губернатора Иркутской области
В.В.ИГНАТЕНКО
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ "УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2015 - 2020 ГОДЫ
(в ред. Постановлений Правительства Иркутской области от 29.12.2014 N 691-пп, от 13.02.2015 N 52-пп, от 19.03.2015 N 85-пп, от 15.06.2015 N 297-пп, от 06.07.2015 N 333-пп, от 10.09.2015 N 453-пп, от 20.10.2015 N 524-пп, от 27.10.2015 N 537-пп, от 12.11.2015 N 564-пп, от 11.12.2015 N 639-пп, от 24.02.2016 N 103-пп, от 20.05.2016 N 291-пп, от 22.07.2016 N 446-пп, от 30.09.2016 N 626-пп, от 18.11.2016 N 743-пп, от 15.12.2016 N 802-пп, от 02.03.2017 N 126-пп, от 21.04.2017 N 266-пп, от 14.06.2017 N 391-пп, от 03.08.2017 N 515-пп, от 27.10.2017 N 699-пп, от 16.11.2017 N 745-пп, от 20.12.2017 N 847-пп, от 28.12.2017 N 903-пп, от 15.02.2018 N 110-пп, от 16.03.2018 N 200-пп, от 19.07.2018 N 520-пп, от 10.10.2018 N 734-пп, от 23.11.2018 N 851-пп)
Иркутск, 2014 год
Наименование государственной программы | "Управление государственными финансами Иркутской области" на 2015 - 2020 годы |
Ответственный исполнитель государственной программы | Министерство финансов Иркутской области |
Соисполнители государственной программы | Министерство по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области; служба государственного финансового контроля Иркутской области; министерство финансов Иркутской области |
Участники государственной программы | Министерство по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области; служба государственного финансового контроля Иркутской области; министерство финансов Иркутской области |
Цель государственной программы | Повышение качества управления государственными финансами, создание условий для эффективного и ответственного управления муниципальными финансами |
Задачи государственной программы | 1. Обеспечение сбалансированности и устойчивости областного бюджета. 2. Повышение эффективности бюджетных расходов в Иркутской области. 3. Содействие развитию местного самоуправления Иркутской области, решению вопросов местного значения и реализации переданных полномочий. 4. Обеспечение осуществления внутреннего государственного финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений и контроля за соблюдением законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг в Иркутской области. 5. Совершенствование деятельности в сфере контрактной системы Иркутской области |
Сроки реализации государственной программы | 2015 - 2020 годы |
Целевые показатели государственной программы | 1. Степень качества управления региональными финансами. 2. Уровень государственного долга Иркутской области. 3. Динамика налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Иркутской области |
Подпрограммы государственной программы | 1. "Управление государственными финансами Иркутской области, организация составления и исполнения областного бюджета" на 2015 - 2020 годы (приложение 1 к государственной программе). 2. "Повышение эффективности бюджетных расходов в Иркутской области" на 2015 - 2020 годы (приложение 2 к государственной программе). 3. "Создание условий для эффективного и ответственного управления муниципальными финансами, повышения устойчивости бюджетов муниципальных образований Иркутской области" на 2015 - 2020 годы (приложение 3 к государственной программе). 4. "Организация и осуществление внутреннего государственного финансового контроля и контроля в сфере закупок в Иркутской области" на 2015 - 2020 годы (приложение 4 к государственной программе). 5. "Реализация государственной политики по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области" на 2015 - 2020 годы (приложение 5 к государственной программе) |
(в ред. Постановления Правительства Иркутской области от 12.11.2015 N 564-пп) | |
Прогнозная (справочная) оценка ресурсного обеспечения реализации государственной программы | Общий объем финансирования по годам реализации составляет: 2015 год - 6 437 147,3 тыс. рублей; 2016 год - 8 452 876,0 тыс. рублей; 2017 год - 9 551 852,3 тыс. рублей; 2018 год - 10 432 137,0 тыс. рублей; 2019 год - 9 268 144,4 тыс. рублей; 2020 год - 10 031 464,9 тыс. рублей. Объем финансирования за счет средств областного бюджета по годам реализации составляет: 2015 год - 6 172 995,1 тыс. рублей; 2016 год - 7 892 032,5 тыс. рублей; 2017 год - 9 245 108,9 тыс. рублей; 2018 год - 10 212 428,2 тыс. рублей; 2019 год - 8 917 196,5 тыс. рублей; 2020 год - 9 678 239,8 тыс. рублей. Объем финансирования за счет средств местных бюджетов по годам реализации составляет: 2015 год - 206 278,0 тыс. рублей; 2016 год - 504 113,5 тыс. рублей; 2017 год - 250 215,6 тыс. рублей; 2018 год - 150 916,3 тыс. рублей; 2019 год - 289 557,4 тыс. рублей; 2020 год - 289 557,4 тыс. рублей. Объем финансирования за счет средств федерального бюджета по годам реализации составляет: 2015 год - 57 874,2 тыс. рублей; 2016 год - 56 730,0 тыс. рублей; 2017 год - 56 527,8 тыс. рублей; 2018 год - 68 792,5 тыс. рублей; 2019 год - 61 390,5 тыс. рублей; 2020 год - 63 667,7 тыс. рублей |
(в ред. Постановления Правительства Иркутской области от 23.11.2018 N 851-пп) | |
Ожидаемые конечные результаты реализации государственной программы | 1. Степень качества управления региональными финансами - 1. 2. Уровень государственного долга Иркутской области - 20%. 3. Динамика налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Иркутской области - 103,6% |
(в ред. Постановления Правительства Иркутской области от 10.10.2018 N 734-пп) |
Эффективная система управления государственными финансами является важнейшим условием социально-экономического развития и поддержания политической стабильности в регионе.
Современное состояние и развитие системы управления государственными финансами в Иркутской области характеризуется проведением ответственной и прозрачной бюджетной политики в полном соответствии с требованиями бюджетного законодательства, направленной на эффективное использование бюджетных средств в рамках поставленных приоритетных задач государственной политики на федеральном и областном уровнях, обеспечение устойчивости и сбалансированности регионального бюджета в среднесрочной перспективе.
За последние пять лет в сфере управления государственными финансами Иркутской области были достигнуты существенные изменения.
С целью обеспечения финансовой устойчивости бюджетной системы Иркутской области осуществлялись мероприятия по повышению собираемости доходов от налогов и сборов и неналоговых доходов, развитию налоговой базы, ограничению роста дефицита областного бюджета, поддержанию объема государственного долга Иркутской области на экономически безопасном для региона уровне.
Реализация эффективной бюджетной политики позволила достойно выйти региону из трудной финансовой ситуации в период мирового финансового кризиса 2008 года и посткризисный период.
Своевременно принятые Правительством Иркутской области антикризисные меры позволили не только стабилизировать состояние в бюджетной сфере в минимальные сроки, но и смягчить воздействие кризиса на экономику региона в целом, обеспечив значительное сокращение государственного долга Иркутской области и объема кредиторской задолженности в консолидированном бюджете Иркутской области.
Однако, в связи с решением главной задачи по обеспечению выполнения социальной составляющей "майских" указов Президента Российской Федерации 2012 года, ухудшением общей макроэкономической ситуации в стране и изменением в законодательстве Российской Федерации в части перераспределения полномочий между уровнями власти, с 2013 года наблюдается нарастание напряженности в сфере исполнения бюджетных обязательств, постепенно увеличивается размер государственного долга Иркутской области.
В этой связи с 2013 года активизирована работа по обеспечению ликвидности и сбалансированности областного бюджета, направленная на повышение поступлений в областной бюджет, оптимизацию расходной части областного бюджета, повышение качества управления средствами областного бюджета.
С целью перехода с 2014 года на программный бюджет в Иркутской области была проведена масштабная работа по внедрению системы бюджетирования, ориентированного на результат, которая включала в себя разработку и утверждение системы целеполагания социально-экономического развития Иркутской области, разработку государственных программ Иркутской области, планов деятельности ведомств и учреждений, смет и планов финансово-хозяйственной деятельности учреждений.
В настоящее время в Иркутской области реализуется 19 государственных программ Иркутской области, охватывающих 99% всех расходов областного бюджета.
При подготовке государственных программ для обеспечения сбалансированности областного бюджета был проведен комплекс мероприятий по оптимизации расходов областного бюджета. Объем малоэффективных, непервоочередных расходов был сокращен в среднем на 20%.
На постоянной основе в регионе проводится работа по оптимизации бюджетной сети. В 2014 году в условиях падения доходов данная работа активизировалась. Специально созданной рабочей группой рассматриваются вопросы оптимизации сети государственных учреждений и их внутренней структуры, в том числе с учетом необходимости исключения дублирующих функций. В настоящее время ведется работа по реорганизации (ликвидации) 23 учреждений социальной сферы, из них 14 - в сфере здравоохранения.
Кроме того, проводится работа по заключению соглашений с федеральными органами исполнительной власти, предусматривающих обязательное достижение целевых показателей (нормативов) оптимизации сети государственных (муниципальных) учреждений, определенных планами мероприятий ("дорожными картами") по развитию отраслей социальной сферы. Экономия бюджетных средств в результате реализации мероприятий по оптимизации сети будет направляться на выполнение "майских" указов Президента Российской Федерации в части повышения заработной платы.
В целях повышения эффективности деятельности органов государственной власти региона в 2014 году ведется работа по оптимизации системы и структуры исполнительных органов государственной власти с одновременным сокращением численности госслужащих.
Введен мораторий на увеличение штатной численности государственных гражданских служащих в исполнительных органах государственной власти Иркутской области, установленной по состоянию на 1 января 2014 года.
В 2014 году активизирована работа межведомственных рабочих групп по повышению доходов консолидированного бюджета и работе с "мнимо" убыточными налогоплательщиками.
Ведется работа по совершенствованию регионального налогового законодательства:
- дополнительное поступление транспортного налога (более 205 млн. рублей ежегодно) обеспечит принятое в 2013 году решение об увеличении ставок транспортного налога в отношении грузовых автомобилей;
- для возобновления устойчивого экономического роста был принят закон о налоговом стимулировании региональных инвестиционных проектов, который позволит в среднесрочной перспективе снизить сырьевую зависимость бюджета, повысить инвестиционную привлекательность и соперничать с регионами юга и центра страны за привлечение инвестиций в обрабатывающие производства.
Основным направлением реализуемой в Иркутской области налоговой политики является стимулирование инвестиционной деятельности и, как следствие, увеличение собственной доходной базы.
В целях привлечения новых крупных инвесторов в нефтегазодобывающий и нефтегазоперерабатывающий секторы установлены региональные льготы по налогу на прибыль и имущество организаций, чей размер непосредственно зависит от объема инвестиций в основные средства.
Продолжена работа по закреплению в Соглашениях о социально-экономическом сотрудничестве с крупнейшими предприятиями объемов налоговых платежей в бюджет и условий их неснижения. В ходе реализации в 2013 году 30 Соглашений, общий объем договоренностей по перечислению налогов составил более 30 млрд. рублей и исполнению социальных обязательств - 1,36 млрд. рублей.
Долговая политика Иркутской области осуществляется с учетом требований, установленных действующим законодательством Российской Федерации.
На начало 2014 года отношение государственного долга Иркутской области к объему доходов без учета безвозмездных поступлений составило всего 4,2%, что на 28,7 п.п. ниже среднероссийского уровня и является 4 по величине значением среди регионов страны.
Максимального значения государственный долг Иркутской области достигал по состоянию на 1 января 2009 года (12823 млн. рублей), в тот период Иркутская область по уровню долга занимала "лидирующее" 1 место из 12 субъектов в Сибирском федеральном округе.
За 5 последующих лет государственный долг области сокращен в 4 раза, при этом его доля по отношению к собственным доходам сократилась почти в 7 раз (с 31% до 4,2%).
Структура долга переведена в безопасное с точки зрения ликвидности бюджета состояние по всем основным долговым параметрам и по состоянию на 1 января 2014 года представлена среднесрочными долговыми обязательствами: кредиты из федерального бюджета (66,4%) и кредиты кредитных организаций (33,6%).
Вместе с тем, в 2014 - 2016 годах прогнозируется тенденция роста государственного долга Иркутской области в связи с увеличением нагрузки на областной бюджет, в том числе за счет расходов, связанных с реализацией указов Президента Российской Федерации.
Несмотря на существующую негативную тенденцию Иркутская область проводит долговую политику, направленную на обеспечение финансовой устойчивости и платежеспособности Иркутской области. Осуществляются меры по "сдерживанию" долговой нагрузки в пределах параметров, позволяющих надлежащим образом осуществлять финансирование бюджетных обязательств и качественное обслуживание государственного долга Иркутской области.