ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

от 11 октября 2006 года 374-З N 761-III


О территориальных избирательных комиссиях в Республике Саха (Якутия)

(с изменениями на 3 мая 2023 года)

(в ред. Законов РС(Я) от 19.06.2007 459-З N 933-III, от 08.11.2007 506-З N 1029-III, от 18.06.2009 700-З N 309-IV, от 17.11.2009 750-З N 387-IV, от 26.05.2010 826-З N 543-IV, от 15.12.2010 891-З N 671-IV, от 09.10.2014 1349-З N 253-V, от 17.06.2015 1473-З N 503-V, от 22.11.2017 1916-З N 1389-V, от 26.04.2018 1979-З N 1517-V, от 25.04.2019 2126-З N 163-VI, от 21.11.2019 2197-З N 305-VI, от 16.06.2021 2368-З N 647-VI, от 09.12.2022 2570-З N 1051-VI, от 03.05.2023 2630-З N 1171-VI, с изм., внесенными решениями Верховного суда РС(Я) от 13.07.2007 N 3-21\07, от 29.05.2015 N 3-28/15)



Принят
постановлением
Государственного Собрания Ил Тумэн
Республики Саха (Якутия)
от 11.10.2006 З N 762-III


Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ



Статья 1. Пределы действия настоящего закона


1. Настоящий закон в соответствии с федеральным законодательством определяет правовые основы организации и деятельности территориальных избирательных комиссий в Республике Саха (Якутия), их место в системе государственных органов Республики Саха (Якутия).


2. Настоящий закон имеет прямое действие.


3. В случае внесения в настоящий закон изменений, которыми определяется порядок подготовки и проведения выборов и референдумов, в период проведения избирательной кампании, кампании референдума они применяются к выборам, которые назначены после их вступления в силу, и к референдуму, инициатива проведения которого выдвинута после вступления в силу указанных изменений.


(в ред. Закона РС(Я) от 17.06.2015 1473-З N 503-V)


4. Основные понятия и термины, используемые в настоящем законе, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").



Статья 2. Правовая основа организации и деятельности территориальных избирательных комиссий


Статус, порядок формирования, порядок деятельности и полномочия территориальных избирательных комиссий в Республике Саха (Якутия) в системе избирательных комиссий в Российской Федерации регулируются Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", другими федеральными законами, настоящим законом, иными законами Республики Саха (Якутия), решениями вышестоящих избирательных комиссий, принятых в пределах их компетенции.



Статья 3. Задачи территориальных избирательных комиссий


Территориальные избирательные комиссии формируются для обеспечения реализации и защиты избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, осуществления подготовки и проведения выборов и референдумов на соответствующей территории Республики Саха (Якутия).



Статья 4. Принципы организации и деятельности территориальных избирательных комиссий


1. Организация и деятельность территориальных избирательных комиссий осуществляются открыто и гласно.


2. Деятельность территориальных избирательных комиссий осуществляется коллегиально.


3. Территориальные избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления. Вмешательство в деятельность территориальных избирательных комиссий со стороны законодательных и исполнительных органов, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается.


(в ред. Закона РС(Я) от 09.12.2022 2570-З N 1051-VI)


4. Информация о деятельности территориальных избирательных комиссий является открытой, за исключением информации, отнесенной законом к категории ограниченного доступа.



Глава 2. СТАТУС ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ



Статья 5. Правовой статус территориальных избирательных комиссий


1. Территориальные избирательные комиссии являются государственными органами Республики Саха (Якутия).


2. Территориальные избирательные комиссии формируются и осуществляют свои полномочия в пределах улусов (районов), города республиканского значения Якутска, с учетом границ муниципальных образований.


3. Территориальные избирательные комиссии действуют на постоянной основе. Срок полномочий территориальной избирательной комиссии - пять лет. Если срок полномочий территориальной избирательной комиссии истекает в период избирательной кампании, после назначения референдума и до окончания кампании референдума, в которых участвует данная комиссия, срок ее полномочий продлевается до окончания этой избирательной кампании, кампании референдума.


(в ред. Закона РС(Я) от 15.12.2010 891-З N 671-IV)


4. Срок полномочий территориальной избирательной комиссии исчисляется со дня ее первого заседания. Полномочия территориальной избирательной комиссии прекращаются со дня первого заседания территориальной избирательной комиссии в новом составе.


Абзац утратил силу. - Закон РС(Я) от 21.11.2019 2197-З N 305-VI.


Часть 5 утратила силу. - Закон РС(Я) от 21.11.2019 2197-З N 305-VI.


6. Территориальные избирательные комиссии не вправе осуществлять деятельность коммерческого, а также благотворительного характера.


7. При проведении референдума Российской Федерации, республиканского референдума территориальные избирательные комиссии действуют в качестве комиссий референдума, а в случаях, предусмотренных законом, при проведении местного референдума территориальные избирательные комиссии действуют в качестве комиссий местного референдума на основании решения Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия).



Статья 6. Обязательность решений и иных актов территориальных избирательных комиссий


1. Решения и иные акты территориальных избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для нижестоящих избирательных комиссий.


2. Решения территориальных избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для исполнения органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, государственными учреждениями, кандидатами, избирательными объединениями, общественными объединениями, организациями, должностными лицами, избирателями и участниками референдума. Решения и иные акты территориальных избирательных комиссий не подлежат государственной регистрации.



Статья 7. Порядок рассмотрения обращений территориальными избирательными комиссиями


1. Территориальные избирательные комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании, кампании референдума обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Если факты, содержащиеся в обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Если обращение указывает на нарушение закона кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума, эти кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума или его (ее) уполномоченные представители должны быть незамедлительно оповещены о поступившем обращении и вправе давать объяснения по существу обращения, а представленные ими письменные объяснения и иные документы должны быть приобщены к обращению.


2. Решение и иные акты территориальной избирательной комиссии, противоречащие закону либо принятые с превышением установленной компетенции, подлежат отмене вышестоящей избирательной комиссией или судом. При этом вышестоящая избирательная комиссия вправе принять решение по существу вопроса или направить территориальной избирательной комиссии, решение которой было отменено, соответствующие материалы на повторное рассмотрение. В случае, если территориальная избирательная комиссия повторно не рассмотрит вопрос, решение по существу данного вопроса вправе принять вышестоящая избирательная комиссия.


3. В случае принятия жалобы (заявления) к рассмотрению судом и обращения того же заявителя с аналогичной жалобой (аналогичным заявлением) в территориальную избирательную комиссию эта комиссия приостанавливает рассмотрение жалобы (заявления) до вступления решения суда в законную силу. В случае вынесения судом решения по существу жалобы (заявления) избирательная комиссия прекращает ее (его) рассмотрение и извещает об этом автора жалобы (заявления).


(в ред. Закона РС(Я) от 21.11.2019 2197-З N 305-VI)



Статья 8. Представления и предупреждения территориальных избирательных комиссий


1. Территориальные избирательные комиссии вправе, в том числе в связи с обращениями, указанными в статье 7 настоящего закона, обращаться с представлениями о проведении соответствующих проверок и пресечении нарушений закона в правоохранительные органы, органы исполнительной власти. Указанные органы обязаны в пятидневный срок, а если представление получено за пять и менее дней до дня голосования, - не позднее дня, предшествующего дню голосования, а если в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно принять меры по пресечению этих нарушений и незамедлительно проинформировать о результатах обратившуюся территориальную избирательную комиссию. Если факты, содержащиеся в представлении, требуют дополнительной проверки, указанные меры принимаются не позднее чем в десятидневный срок.


2. В случае нарушения кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума положений федерального избирательного законодательства, избирательного законодательства Республики Саха (Якутия) территориальная избирательная комиссия вправе внести этим участникам избирательного процесса предупреждение, которое доводится до сведения избирателей, участников референдума через средства массовой информации либо иным способом.


(в ред. Закона РС(Я) от 21.11.2019 2197-З N 305-VI)



Статья 9. Контроль за соблюдением законодательства о выборах и референдумах


1. Территориальная избирательная комиссия обязана контролировать соблюдение требований законодательства о выборах и референдумах. Осуществляемый территориальной избирательной комиссией контроль не может ограничиваться рассмотрением жалоб (заявлений) о нарушениях избирательных прав и права на участие в референдуме. При выявлении нарушений законодательства территориальная избирательная комиссия обязана немедленно принимать предусмотренные законами меры по их устранению.


2. Решение нижестоящей избирательной комиссии, противоречащее закону либо принятое с превышением установленной компетенции, подлежит отмене территориальной избирательной комиссией либо судом. При отмене решения нижестоящей избирательной комиссии территориальная избирательная комиссия вправе принять решение по существу вопроса либо обязать нижестоящую избирательную комиссию, принявшую отмененное решение, повторно рассмотреть вопрос.


3. Территориальная избирательная комиссия вправе признать незаконными действия или бездействие нижестоящих избирательных комиссий (их должностных лиц). При признании действий или бездействия незаконными территориальная избирательная комиссия обязывает соответствующую избирательную комиссию (соответствующее должностное лицо) совершить необходимые действия в соответствии с требованиями закона. В целях устранения нарушений избирательного законодательства территориальная избирательная комиссия вправе совершить необходимые действия, входящие в ее полномочия, не запрещенные законодательством.


4. При рассмотрении вопросов о нарушении законных прав и интересов граждан и организаций территориальная избирательная комиссия должна исходить из необходимости немедленного восстановления нарушенного права.


5. В составе территориальной избирательной комиссии должен быть член территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса, уполномоченный решением территориальной избирательной комиссии составлять протоколы об административных правонарушениях.



Статья 10. Содействие в реализации территориальными избирательными комиссиями их полномочий


1. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, а также их должностные лица обязаны оказывать территориальным избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности, на безвозмездной основе предоставлять необходимые помещения, в том числе для хранения избирательной документации и документации референдума до передачи указанной документации в архив либо уничтожения по истечении сроков хранения, установленных законом, обеспечивать охрану предоставляемых помещений и указанной документации, а также предоставлять на безвозмездной основе транспортные средства, средства связи, техническое оборудование.


2. Организации, в уставном (складочном) капитале которых доля (вклад) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований превышает 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, официального опубликования решения о назначении референдума, их должностные лица обязаны оказывать территориальным избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности, предоставлять транспортные средства, средства связи, техническое оборудование, помещения.


3. Государственные и муниципальные организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, и (или) редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий обязаны предоставлять территориальным избирательным комиссиям бесплатное эфирное время для информирования в установленном законом порядке избирателей, участников референдума, а также бесплатную печатную площадь для опубликования их решений и актов, размещения иной печатной информации. При этом расходы организаций телерадиовещания и редакций периодических печатных изданий, связанные с предоставлением бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади, относятся на результаты деятельности этих организаций и редакций.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»