Недействующий

КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 августа 2000 года N 229

О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПРОГРАММЕ УЛУЧШЕНИЯ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА НА 2001-2005 ГОДЫ

В соответствии с Законом Республики Башкортостан "Об охране труда в Республике Башкортостан" и в целях реализации государственной политики в области охраны труда Кабинет Министров Республики Башкортостан

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Республиканскую программу улучшения условий и охраны труда на 2001-2005 годы.

2. Определить государственным заказчиком по реализации мероприятий Республиканской программы улучшения условий и охраны труда на 2001-2005 годы Министерство труда, занятости и социальной защиты населения Республики Башкортостан.

Премьер - министр
Р.И.БАЙДАВЛЕТОВ

Управляющий Делами
И.У.ЗАБИРОВ


Утверждена
Постановлением Кабинета Министров
Республики Башкортостан
от 8 августа 2000 года N 229

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ПРОГРАММА УЛУЧШЕНИЯ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА НА 2001-2005 ГОДЫ

Паспорт Республиканской программы улучшения условий и охраны труда на 2001-2005 годы


Наименование Программы    Республиканская программа      улучшения
                          условий и охраны труда на 2001-2005 годы
                          (далее - Программа)

Основание для разработки  Закон Республики   Башкортостан   от   5
Программы                 ноября  1993  года  N  21/25  "Об охране
                          труда   в   Республике    Башкортостан",
                          поручение  Кабинета Министров Республики
                          Башкортостан от 22 сентября 1999 года  N
                          151-10537

Государственный заказчик  Министерство труда,      занятости     и
                          социальной защиты  населения  Республики
                          Башкортостан

Разработчики              Управление охраны   труда   Министерства
                          труда,  занятости  и  социальной  защиты
                          населения    Республики    Башкортостан,
                          республиканские министерства,  комитеты,
                          ведомства,  органы  надзора  и контроля,
                          Федерация профсоюзов          Республики
                          Башкортостан,          научно          -
                          исследовательские,    высшие     учебные
                          заведения     и    другие    организации
                          республики

Цели и задачи Программы   Реализация государственной  политики   в
                          области   охраны   труда  работников  на
                          производстве; снижение производственного
                          травматизма      и      профессиональной
                          заболеваемости;    создание     условий,
                          обеспечивающих    сохранение   жизни   и
                          здоровья работников в процессе  трудовой
                          деятельности;  повышение уровня гарантий
                          социальной    защиты    работников    от
                          профессиональных     рисков;    усиление
                          эффективности правовой защиты работников
                          в области охраны труда

Сроки         реализации  2001-2005 годы
Программы

Основные     программные  Нормативно - правовое обеспечение охраны
мероприятия               труда.
                          Социальная, медицинская                и
                          профессиональная    реабилитация    лиц,
                          пострадавших      на       производстве,
                          совершенствование            социального
                          партнерства  в  области  охраны   труда.
                          Совершенствование средств индивидуальной
                          и коллективной защиты, приборов контроля
                          вредных   и   опасных   производственных
                          факторов.   Информационное   обеспечение
                          охраны труда,  совершенствование системы
                          непрерывного                образования.
                          Организационное       и      техническое
                          обеспечение охраны труда

Исполнители            и  Министерство труда,     занятости      и
соисполнители             социальной  защиты  населения Республики
                          Башкортостан,            республиканские
                          министерства,  ведомства, органы надзора
                          и   контроля,    Федерация    профсоюзов
                          Республики  Башкортостан,  организации -
                          исполнители на конкурсной основе

Объемы и       источники  Общий объем финансирования  Программы  -
финансирования Программы  300,0    млн.   руб.,   в   том   числе:
                          республиканский бюджет - 5,0 млн.  руб.,
                          средства организаций - 295,0 млн. руб.

Ожидаемые       конечные  Снижение производственного  травматизма,
результаты    реализации  профессиональной и общей заболеваемости,
Программы                 сокращение  на  этой  основе  расходов и
                          улучшение     социального      положения
                          работников

Организация   исполнения  Министерство труда,      занятости     и
Программы и контроль  за  социальной защиты  населения  Республики
ходом ее реализации       Башкортостан

1. Основания разработки Программы


1.1. Закон Республики Башкортостан от 5 ноября 1993 года N 21/25 "Об охране труда в Республике Башкортостан".

1.2. Постановление Правительства Российской Федерации от 10 ноября 1997 года N 1409 "О Федеральной целевой программе улучшения условий и охраны труда на 1998-2000 годы" (пункт 5).

1.3. Поручение Кабинета Министров Республики Башкортостан от 22 сентября 1999 года N 151-10537.

2. Цели и задачи Программы


2.1. Целью Программы является разработка комплекса мер правового, социально - экономического, медико - биологического, технического и организационного характера, направленных на реализацию государственной политики в области улучшения условий и охраны труда.

2.2. Задачи Программы:

усиление координации деятельности республиканских органов государственной власти, органов местного государственного управления и местного самоуправления, органов надзора и контроля, управляющих охраной труда;

совершенствование законодательной и нормативной базы по условиям и охране труда;

повышение заинтересованности работодателей в обеспечении безопасных условий труда и предупреждении производственных рисков;

усиление социальной защиты работников, в том числе пострадавших на производстве.

3. Состояние условий и охраны труда в республике


Принимаемые в настоящее время Правительством Республики Башкортостан меры позволили несколько улучшить состояние охраны труда и добиться снижения количества несчастных случаев на производстве.

Реализация Закона Республики Башкортостан "Об охране труда в Республике Башкортостан", постановления Кабинета Министров Республики Башкортостан от 28 сентября 1995 года N 363 "О неотложных мерах по предупреждению травматизма и заболеваемости на производстве", мероприятий Республиканской программы по охране и улучшению условий труда на 1995-1998, 1999-2000 годы, решений Межведомственной комиссии по охране труда Республики Башкортостан позволила активизировать деятельность республиканских органов государственной власти, органов местного государственного управления и местного самоуправления, органов надзора и контроля, организаций по обеспечению безопасных условий труда, дальнейшему совершенствованию нормативной и правовой базы в области охраны труда.

Вместе с тем состояние условий и охраны труда во многих организациях продолжает оставаться неудовлетворительным. Несмотря на снижение общей численности работников в отраслях промышленности, транспорта, строительства и связи, доля работающих на производстве с вредными и опасными условиями труда возрастает в среднем на 1 процент в год и в 1999 году составила более 15% от числа всех работников.

Особенно велика доля работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно - гигиеническим требованиям, в медицинской промышленности, - 41,3%, в организациях электроэнергетической отрасли - 35,9%, черной и цветной металлургии соответственно - 35,4% и 31,6%, деревообрабатывающей промышленности - 20,5%, в производстве промстройматериалов - 20,0%.

В 1999 году в республике произошло 2473 несчастных случая, при которых от травм на производстве пострадали 2498 человек, в том числе 553 женщины, 24 подростка, при этом 148 человек погибли, из них 13 женщин и 2 подростка, 230 человек получили инвалидность.

Всего в связи с производственным травматизмом потеряно 81239 человеко - дней и нанесен убыток республике в сумме 18,8 млн. рублей.

В течение ряда лет в силу сложной экономической ситуации в организациях республики произошло старение основных производственных фондов, таких как технологическое оборудование, автотракторный парк, трубопроводный транспорт. Это явилось основной причиной многочисленных аварий, которые пока обходятся без больших человеческих жертв.

Износ оборудования во многих отраслях народного хозяйства Республики Башкортостан значительно превысил допустимые по нормам границы безопасности. В целом по промышленности износ оборудования превышает 52%, а в топливно - энергетическом комплексе составляет 61%.

Аналогичная ситуация сложилась и в большинстве других отраслей и производств.

Анализ причин производственного травматизма свидетельствует о недостаточном внимании работодателей и руководителей предприятий к реконструкции и модернизации производств, соблюдению сроков проведения ремонта и замены устаревшего оборудования; отсутствии надежных систем предупреждения и локализации аварий, приборов контроля и средств защиты, просчетах при проектировании оборудования и технологических процессов.

По - прежнему основными причинами травматизма на производстве остается нарушение технологических процессов и эксплуатация неисправных машин, механизмов, оборудования, нарушение правил дорожного движения, неудовлетворительная организация производства работ и обучения персонала безопасным приемам труда, нарушение трудовой, производственной и технологической дисциплины. Растет число пострадавших в результате алкогольного опьянения.

Характерными являются травмы, связанные с обслуживанием технологического оборудования с нарушением соответствующих норм и правил, с недостатками инструктажа и обучения работающих. Часто люди травмируются при ликвидации технологических неполадок, ремонте оборудования, при устранении аварийных ситуаций, при погрузочно - разгрузочных работах и транспортировке грузов.

Ухудшается положение с обеспечением работающих необходимыми средствами защиты. Основная причина - это разрушение ранее действующей системы разработки, производства, контроля за качеством, снабжением предприятий и непосредственной выдачей работникам средств индивидуальной защиты.

Не на должном уровне осуществляется финансирование мероприятий по охране труда в организациях и в отдельных отраслях. Организациями республики в текущем году на улучшение условий и охраны труда выделено и освоено более 700,0 млн. рублей, однако этих средств явно недостаточно, чтобы изменить ситуацию к лучшему коренным образом.

Решение многих проблем по охране труда сдерживается отсутствием соответствующей нынешним условиям законодательной, нормативной и методической базы в этой области. Не отработан еще механизм, побуждающий работодателя принимать эффективные меры по обеспечению здоровых и безопасных условий труда и создающий устойчивую финансово - экономическую основу для реализации требований норм и правил по охране труда.

Не стимулирует работодателя к созданию здоровых и безопасных

условий труда и действующая система льгот и компенсаций за ведение тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда.

Формирование рыночных отношений предопределяет необходимость развития социального партнерства в выработке и реализации главных направлений создания нормальных условий жизнедеятельности человека на производстве, сохранения его жизни и здоровья, обеспечения социальной защиты, совершенствования соответствующей законодательной и нормативной правовой базы.

Однако возможности развития такого партнерства в деле охраны труда используются пока не в полной мере, и еще не сформирован надежный механизм обеспечения социальной защиты работающих от производственных травм и профессиональных заболеваний.

Необходимо особо отметить, что пока еще в республике не изменено сложившееся отношение к созданию здоровых и безопасных условий труда как к проблеме второстепенной. Такое отношение в сочетании с уже существующими реальными техническими и организационными предпосылками для резкого роста аварийности и травматизма может уже в ближайшем будущем привести к еще большему обострению ситуации в этой области.

4. Основные направления и программные мероприятия


Республиканская программа улучшения условий и охраны труда на 2001-2005 годы разработана Управлением охраны труда Министерства труда, занятости и социальной защиты населения Республики Башкортостан при содействии республиканских министерств, комитетов, ведомств, органов надзора и контроля, Федерации профсоюзов Республики Башкортостан, научно - исследовательских, высших учебных заведений и других организаций республики.

Мероприятия Программы определены исходя из необходимости реализации Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации", Закона Республики Башкортостан "Об охране труда в Республике Башкортостан" с учетом фактического состояния условий и охраны труда, на основе анализа причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в организациях республики.

Настоящая Программа объединяет работы по следующим направлениям (разделам).

1) Нормативно - правовое обеспечение охраны труда


Действующая в настоящее время нормативная правовая база в области охраны труда не позволяет в полной мере обеспечивать правовое решение вопросов условий и охраны труда, вследствие этого по данному направлению будет продолжена работа по ее совершенствованию, включая пересмотр ряда действующих и разработку новых документов.

Предполагается также по этому направлению предложить механизмы, направленные на усиление ответственности работодателей в создании безопасных условий и охраны труда.

2) Социальная, медицинская и профессиональная реабилитация лиц, пострадавших на производстве, совершенствование социального партнерства в области охраны труда

 

Реализация Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" требует разработки мер по социальной, медицинской и профессиональной реабилитации лиц, пострадавших на производстве, по совершенствованию социального партнерства в области охраны труда.

В составе мероприятий данного направления предусмотрены работы по изучению закономерностей формирования профессиональных и профессионально обусловленных заболеваний, по разработке методических основ классификации рабочих мест по вредным и опасным производственным факторам, исследованию условий труда отдельных категорий работающих с разработкой соответствующих мероприятий, по созданию регионального центра учета и контроля доз облучения граждан при воздействии различных источников ионизирующего излучения, по организации и проведению санитарно - гигиенической паспортизации канцерогенно-опасных производств.

3) Совершенствование средств индивидуальной и коллективной защиты, приборов контроля вредных и опасных производственных факторов


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»