КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 сентября 1995 года N 363

О НЕОТЛОЖНЫХ МЕРАХ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ТРАВМАТИЗМА И ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ НА ПРОИЗВОДСТВЕ

 (с изм., внесенными Постановлениями Кабинета Министров РБ от 22.10.1996 N 294, от 27.10.1998 N 234)

Несмотря на принимаемые меры в Республике Башкортостан травматизм и профессиональная заболеваемость на производстве продолжают оставаться одной из острейших социально - экономических проблем. Только в 1994 году травмированы более 5,8 тысячи человек, 220 из них погибли, 493 утратили трудоспособность, в том числе 245 человек стали инвалидами. Резко возросло число случаев травматизма среди женщин и подростков.

Потери рабочего времени, связанные с травматизмом на производстве, составили более 187 тысяч человеко - дней.

Выплата по листкам нетрудоспособности, стоимость испорченного оборудования, разрушенных сооружений и другие материальные убытки, возникшие в результате несчастных случаев на производстве, превысили 3,0 млрд. рублей.

Не улучшается положение и в текущем году. За I-ое полугодие 1995 года пострадали на производстве 2329 человек, 99 из них погибли. Ущерб от производственного травматизма превысил 2,7 млрд. рублей.

Высоким остается уровень производственного травматизма в отраслях промышленности: машиностроительной (3 случая на 1000 работающих), лесной (5,4) и химической (2,3), строительстве (3,3), на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве (5,9).

Серьезную тревогу вызывает состояние производственного травматизма в агропромышленном комплексе. Удельный вес работающих в отрасли составляет 0,23, доля общего травматизма 0,59, а травматизм со смертельным исходом - 0,43.

Основными причинами несчастных случаев на производстве являются низкая производственная и технологическая дисциплина на предприятиях, отсутствие ограждений опасных зон и недостаточная обеспеченность работающих средствами индивидуальной защиты.

В экономике республики складывается опасная тенденция ускоренного износа основных фондов, что приводит к авариям, разрушениям, повышает уровень травматизма. Наглядным примером этому служат трагедия в поселке Тирлянский г. Белорецка (1994 год), авария в НГДУ "Арланнефть", происшедшая 17 июля 1995 года, несчастный случай со слесарем - ремонтником АО "Сода", имевший место 19 марта 1995 года.

Большое количество несчастных случаев связано с дорожно - транспортными происшествиями, обслуживанием и ремонтом автотранспортной, сельскохозяйственной и другой техники. В 1994 году по этим обстоятельствам пострадало 1387 человек.

В республике 105,9 тысячи человек (из них 31,4 тысячи женщин) продолжают работать в условиях, не отвечающих санитарно - гигиеническим нормам. Около 18 тысяч рабочих (из них 3,7 тысячи женщин) заняты тяжелым физическим трудом.

По-прежнему высок уровень профессиональной заболеваемости, что связано с неблагоприятными условиями труда. В 1994 году зарегистрировано 167 случаев профессиональных заболеваний с утратой трудоспособности (48 человек стали инвалидами, 20 человек получили острые отравления). За шесть месяцев текущего года установлено 68 первичных диагнозов хронических профессиональных заболеваний.

Самая высокая заболеваемость, которая связана со специфическими условиями труда, отмечается в горно - металлургической и угольной отраслях промышленности, машиностроении, металлообработке и строительстве.

Все это является следствием сокращения финансирования мероприятий по охране труда и ослабления работы по профилактике профессиональной заболеваемости. Так, на одного работающего в 1990 году было выделено 62,9 рубля, в 1994 году, с учетом инфляции, эта сумма составила 39,9 рубля.

Основными причинами ослабления работы по профилактике травматизма и заболеваемости на производстве явились неудовлетворительная организация этой работы руководителями предприятий (организаций, хозяйств) и сокращение работников служб охраны труда. В настоящее время потребность специалистов этого направления превышает 2000 человек. В Управлении охраны труда Министерства труда и занятости населения Республики Башкортостан также недостаточна численность государственных инспекторов охраны труда. Особенно тяжелое положение сложилось с обслуживанием предприятий агропромышленного комплекса, где одному государственному инспектору охраны труда приходится контролировать 4-5 сельских районов.

Возникли трудности у предприятий в приобретении нормативной документации по вопросам охраны труда (правила, ГОСТы, инструкции), многие нормативные акты устарели и требуют пересмотра.

В целях реализации Закона Республики Башкортостан "Об охране труда в Республике Башкортостан" с учетом фактического состояния условий и охраны труда, анализа причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости на предприятиях и в организациях республики разработана Республиканская программа по охране и улучшению условий труда на 1995-1998 годы, которая позволит в значительной степени улучшить работу в этой области.

На основании вышеизложенного и в целях обеспечения безопасных условий труда на предприятиях республики Кабинет Министров Республики Башкортостан

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Республиканскую программу по охране и улучшению условий труда на 1995-1998 годы (далее Программа).

2. Министерству финансов Республики Башкортостан при составлении проекта республиканского бюджета предусмотреть на 1996 год ассигнования на охрану труда в соответствии с утвержденной Программой.

3. Правлению Фонда государственного социального страхования Республики Башкортостан при составлении бюджета фонда на 1996 год совместно с Министерством финансов Республики Башкортостан предусмотреть средства для финансирования мероприятий Программы.

4. Министерству труда и занятости населения Республики Башкортостан внести до 1 ноября 1995 года в Кабинет Министров Республики Башкортостан предложения о создании в республике научно - исследовательского центра охраны труда.

5. Руководителям министерств, ведомств, концернов, ассоциаций и объединений независимо от форм собственности:

- организовать службы охраны труда в соответствии с требованиями Закона Республики Башкортостан "Об охране труда в Республике Башкортостан";

- обеспечить проведение работ по аттестации рабочих мест на подведомственных предприятиях, в учреждениях и организациях.

6. Руководителям предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, сферы хозяйственной деятельности и ведомственной принадлежности, расположенных на территории Республики Башкортостан:

- в I квартале 1996 года проанализировать состояние охраны труда за последние 5 лет и принять необходимые меры по устранению причин травматизма и заболеваемости на производстве;

- привести службы охраны труда в соответствие с требованиями Закона Республики Башкортостан "Об охране труда в Республике Башкортостан";

- пересмотреть функциональные обязанности административно - технического персонала по охране труда и привести их в соответствие с Законом Республики Башкортостан "Об охране труда в Республике Башкортостан" и Трудовым кодексом Республики Башкортостан;

- обеспечить выполнение мероприятий по охране труда, предусмотренных соглашениями, и принимать меры по устранению недостатков;

- завершить аттестацию рабочих мест (срок - 1 января 1997 г.);

- при численности работающих более 10 тысяч человек на своей базе открыть фельдшерские наркологические пункты за счет средств предприятия;

- при автохозяйствах, транспортных цехах с автопарком более 50 машин открыть за счет средств предприятий фельдшерские пункты по определению функционального состояния водителей и наличия у них алкогольного опьянения:

- восстановить службы безопасности дорожного движения в соответствии с действующими нормативами.

7. Увеличить численность работников Управления охраны труда Министерства труда и занятости населения Республики Башкортостан с 1 января 1996 года на 46 единиц должностей государственных инспекторов охраны труда.

8. Руководителям средств массовой информации обеспечить освещение на страницах периодической печати, в передачах радио и телевидения вопросов охраны труда.

Премьер - министр
Республики Башкортостан
Р.С.БАКИЕВ

Управляющий Делами Кабинета Министров
Республики Башкортостан
Н.З.ГАФАРОВ


Утверждена
Постановлением Кабинета Министров
Республики Башкортостан
от 28 сентября 1995 года N 363

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ПРОГРАММА ПО ОХРАНЕ И УЛУЧШЕНИЮ УСЛОВИЙ ТРУДА НА 1995-1998 ГОДЫ

Паспорт Республиканской программы по охране и улучшению условий труда на 1995-1998 годы


Наименование программы         "Республиканская программа       по
                               охране и улучшению условий труда на
                               1995-1998 годы"

Основание для    разработки    Закон Республики  Башкортостан  "Об
программы                      охране     труда    в    Республике
                               Башкортостан"

Государственный заказчик       Министерство труда   и    занятости
                               населения Республики Башкортостан

Исполнители и соисполнители    Министерство труда   и    занятости
                               населения  Республики Башкортостан,
                               Башкирский  округ  Госгортехнадзора
                               России,  Башкирский республиканский
                               центр государственного санитарно  -
                               эпидемиологического надзора,  Центр
                               стандартизации,    метрологии     и
                               сертификации             Республики
                               Башкортостан   и   другие    органы
                               исполнительной  власти  и  надзора,
                               Институт     проблем     прикладной
                               экологии    и    природопользования
                               (ИППЭиП),   Уфимский    научно    -
                               исследовательский институт медицины
                               труда и экологии человека (УфНИИ МТ
                               и   ЭЧ),   другие   организации   и
                               предприятия

Разработчики                   Министерство труда   и    занятости
                               населения  Республики Башкортостан,
                               Институт     проблем     прикладной
                               экологии    и    природопользования
                               (отдел             производственной
                               безопасности)

Сроки реализации программы     1995-1998 годы

Основные        программные    Нормативно -  правовое  обеспечение
мероприятия                    охраны      труда.      Техническое
                               обеспечение      охраны      труда,
                               совершенствование       технических
                               средств и методов контроля  в  этой
                               области.  Разработка  новых,  более
                               совершенных средств  индивидуальной
                               защиты    и   материалов   для   их
                               изготовления.  Обучение работников,
                               подготовка  специалистов  по охране
                               труда, информационное обеспечение в
                               области   охраны   труда.   Научное
                               обеспечение охраны труда

Контроль за     реализацией    Министерство труда   и    занятости
программы                      населения Республики Башкортостан

Ожидаемые          конечные    Снижение          производственного
результаты программы           травматизма,   профессиональной   и
                               общей заболеваемости, сокращение на
                               этой  основе  расходов  и улучшение
                               социального положения работников

Введение


Основание для разработки Республиканской программы по охране и улучшению условий труда на 1995-1998 гг. (далее - Программа). Настоящая Программа разработана Министерством труда и занятости населения Республики Башкортостан совместно с Институтом проблем прикладной экологии и природопользования (отдел производственной безопасности) при участии заинтересованных органов исполнительной власти, органов надзора и контроля, научно - исследовательских учреждений, организаций и предприятий в целях обеспечения реализации Закона Республики Башкортостан "Об охране труда в Республике Башкортостан".

Характеристика проблемы. В Республике Башкортостан в 1994 году в условиях, не отвечающих санитарно - гигиеническим нормативам, работали 211,8 тыс. человек, или 15,3% от числа всех работников, в том числе под воздействием повышенного уровня шума - 67,3 тыс. человек (4,8%), повышенного уровня вибрации - 39,0 тыс. человек (2,8%), повышенной запыленности и загазованности воздуха рабочей зоны с превышением предельно допустимых концентраций - 47,1 тыс. человек (3,4%) и 67,4 тыс. человек (4,9%) соответственно.

В 1994 году в республике на производстве произошло 5423 несчастных случая, при которых пострадали 5863 человека, из них 220 человек погибли и 245 человек получили инвалидность. По сравнению с 1993 годом резко возросло число пострадавших женщин - на 71,8% (911 человек) и подростков - на 130,8% (30 человек). В связи с производственным травматизмом потеряно 187029 человеко - дней и нанесен убыток республике в сумме 4,5 млрд. рублей.

Сложившееся положение с охраной труда обусловлено прежде всего низким уровнем технической оснащенности многих производств, применением устаревших технологий, изношенностью машин и оборудования и других основных производственных фондов, недостаточным обеспечением средствами индивидуальной защиты, низкой эффективностью работы вентиляционного оборудования.

Анализ причин производственного травматизма свидетельствует о недостаточном внимании предприятий к реконструкции и модернизации производств, соблюдению сроков проведения ремонта и замены устаревшего оборудования; отсутствии надежных систем предупреждения и локализации аварий, приборов контроля и средств защиты, просчетах при проектировании оборудования и технологических процессов.

Как показывают результаты расследования несчастных случаев на производстве, основными причинами травматизма на производстве являются нарушения технологических процессов, изношенность основных фондов, ухудшение материально - технического снабжения, неудовлетворительная организация производства работ и обучения персонала безопасным приемам труда, нарушение трудовой и производственной дисциплины. Растет число пострадавших в результате алкогольного опьянения.

Характерными являются травмы, связанные с обслуживанием технологического оборудования с нарушением соответствующих норм и правил, с недостатками инструктажа и обучения работающих. Часто люди травмируются при ликвидации технологических неполадок, ремонте оборудования, при устранении аварийных ситуаций, при погрузочно - разгрузочных работах и транспортировке грузов.

Практически везде одной из серьезнейших причин травматизма остаются конструктивные недостатки оборудования, недостаточная эффективность используемых средств защиты, ограждений, блокировок, тормозных устройств, сигнализации.

Ориентация на экономию затрат за счет сокращения мероприятий по обеспечению охраны труда при проектировании и изготовлении оборудования привела к тому, что 60% современных машин и оборудования не отвечает санитарно - гигиеническим, эргономическим и технико - экономическим требованиям безопасности.

На многих предприятиях рост травматизма и тяжести травм в значительной степени вызывается снижением профессиональной подготовки рабочих.

Все более ухудшается положение с обеспечением работающих необходимыми средствами защиты. Основная причина - это разрушение ранее действующей системы - разработки, производства, контроля за качеством, снабжением предприятий и непосредственной выдачей трудящимся средств индивидуальной защиты.

Осуществлению мероприятий по охране труда препятствует неотработанность вопросов, связанных с их финансированием. Неоправданное сокращение финансирования мероприятий по охране труда (в целом по республике более чем в 10 раз) или его отсутствие уже приводит практически к полной ликвидации на предприятиях служб охраны труда.

Отсутствие четко выработанной государственной политики в области охраны труда привело к тому, что в республике сложилось отношение к охране труда как к второстепенной задаче, а главным препятствием к реализации требований по созданию здоровых и безопасных условий труда на производстве повсеместно остается хозяйственный механизм, при котором социальные результаты в сфере труда являются второстепенными по отношению к экономическим.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»