Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений" (далее - государственная программа) определены Стратегией развития судостроительной промышленности на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2019 г. N 2553-р (далее - Стратегия). Стратегия направлена на создание нового конкурентоспособного облика судостроительной промышленности Российской Федерации на основе развития научно-технического и кадрового потенциалов, оптимизации производственных мощностей, их модернизации и технического перевооружения, а также совершенствования нормативно-правовой базы для удовлетворения потребностей государства и иных заказчиков в современной продукции судостроительной отрасли.
Целью Стратегии является обеспечение создания современной продукции судостроения за счет достижения к 2035 году 80 процентов загрузки основных производственных фондов отрасли, повышения в 2,2 раза объема производства при одновременном росте в 2 раза производительности труда и повышения доли отечественной продукции в стоимости конечной гражданской продукции до 75 процентов.
В сфере реализации государственной программы в качестве основных определены следующие приоритеты развития:
обеспечение достижения целей и значений ключевых индикаторов, указанных в национальных проектах, актах Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в части, касающейся судостроительной промышленности;
обеспечение безусловной импортонезависимости судостроительного производства на территории Российской Федерации, а также первоочередной поддержки развития технологий в приоритетных областях импортозамещении, локализации, экспортно ориентированной продукции, продукции для внутренних потребителей с высокой добавленной стоимостью и серийностью;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 28 августа 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2022 года N 1454. - См. предыдущую редакцию)
повышение эффективности государственного регулирования в судостроении;
развитие и поддержание научно-технического, технологического, промышленного и кадрового потенциалов на уровне, обеспечивающем эффективное осуществление морской деятельности и выпуск высокотехнологичной конкурентоспособной продукции гражданского назначения;
обеспечение инвестиционной привлекательности и достижение устойчивого роста основных показателей финансово-экономической и производственной деятельности организаций судостроительной промышленности.
Ряд приоритетов, направлений, целей и задач, относящихся к сфере реализации государственной программы, определен одновременно в различных документах стратегического планирования, к основным из которых относятся:
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", которой предусмотрено укрепление достигнутых Российской Федерацией лидирующих позиций и конкурентных преимуществ в судостроительной промышленности;
Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р, которая предусматривает развитие магистральной транспортной инфраструктуры, в том числе за счет обеспечения функционирования и роста грузопотока Северного морского пути как полноценного международного транспортного коридора, включая развитие ледокольного флота;
Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 г. N 3363-р, которой предусмотрено в том числе повышение уровня безопасности, экологичности внутреннего водного транспорта, обеспечение обновления и роста тоннажа флота;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 28 августа 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2022 года N 1454. - См. предыдущую редакцию)
Стратегия развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2019 г. N 1930-р, в качестве одной из стратегических целей которой определено удовлетворение потребностей государства и бизнеса в современной продукции отечественного судостроения и кораблестроения;
Сводная стратегия развития обрабатывающей промышленности Российской Федерации до 2024 года и на период до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2020 г. N 1512-р, которая в качестве приоритетных направлений развития судостроительной промышленности выделяет развитие и рост производства отечественных учебных судов морского и речного транспорта в целях подготовки высококвалифицированных российских специалистов в области управления водным транспортом, строительство ледокольного флота нового поколения, в том числе работающего на сжиженном природном газе, гидрографических, лоцмейстерских и аварийно-спасательных судов ледового класса, обеспечение продления срока эксплуатации ядерных установок атомно-технологического обеспечения для развития Северного морского пути и дальнейшего освоения Арктики, выстраивание эффективного продвижения в системе маркетинга не только продукции судостроения, но и услуг по ремонту и сервисному обслуживанию такой продукции, а также повышение эффективности государственного регулирования отрасли;
Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 26 октября 2020 г. N 645 "О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года", которая в целях модернизации и развития инфраструктуры арктической транспортной системы, обеспечивающей сохранение Северного морского пути как единой национальной транспортной магистрали Российской Федерации, предусматривает рост объемов грузоперевозок по Северному морскому пути, в том числе за счет государственной поддержки строительства судов ледокольного, аварийно-спасательного и вспомогательного флотов и создания береговой инфраструктуры, развитие российского ледокольного флота на основе современных технологий в рамках реализации программ строительства ледоколов, государственную поддержку осуществления завоза в населенные пункты, расположенные в отдаленных местностях, топлива, продовольствия и других жизненно необходимых товаров и вывоза продукции в транспортных схемах "река - море", в том числе строительства транспортных судов для осуществления перевозок между морскими и речными портами в Арктической зоне;
Морская доктрина Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации 26 июля 2015 г., в рамках которой определены задачи обновления морского транспортного флота, повышения его конкурентоспособности на мировом фрахтовом рынке, снижения среднего возраста судов под Государственным флагом Российской Федерации, а также увеличения доли морского транспортного флота, зарегистрированного под Государственным флагом Российской Федерации, за счет развития механизмов долгосрочного финансирования;
Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 г. призывает к решению задачи по снижению на 20 процентов к 2024 году объемов вредных выбросов в атмосферу, что может быть достигнуто в том числе за счет развития "экологичных" видов внутреннего водного транспорта.