Решение для управления процессами
производственной безопасности

     

     

УТВЕРЖДАЮ
Президент Российской Федерации
В.Путин
от 26 июля 2015 года

     

Морская доктрина Российской Федерации

I. Общие положения


Морская доктрина Российской Федерации (далее - Морская доктрина) является основополагающим документом, определяющим государственную политику Российской Федерации в области морской деятельности - национальную морскую политику Российской Федерации (далее - национальная морская политика).

Морская деятельность - это деятельность по изучению, освоению и использованию Мирового океана в интересах устойчивого развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Правовую основу Морской доктрины составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области морской деятельности, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации в области морской деятельности, использования ресурсов и пространств Мирового океана.

Реализация национальной морской политики обеспечивается совокупностью ресурсов государства и общества, которые составляют морской потенциал Российской Федерации.

Основу морского потенциала Российской Федерации составляют морской транспорт, Военно-Морской Флот, рыбопромысловый, научно-исследовательский и специализированные флоты, а также глубоководные силы и средства Министерства обороны Российской Федерации, силы и средства органов федеральной службы безопасности (далее - российский флот), объекты и средства разведки и добычи топливно-энергетических и минеральных ресурсов, других полезных ископаемых, организации национального кораблестроения и судостроения, а также инфраструктура, обеспечивающая их функционирование и развитие.

II. Национальная морская политика

1. Национальная морская политика - это определение государством и обществом целей, принципов, направлений, задач и способов достижения национальных интересов Российской Федерации на морском побережье, во внутренних морских водах, в территориальном море, в исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе Российской Федерации и в открытом море, а также практическая деятельность по их реализации.

2. Субъектами национальной морской политики выступают государство и общество. Государство осуществляет национальную морскую политику через федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Общество участвует в формировании и реализации национальной морской политики через органы местного самоуправления, заинтересованные общественные объединения и предпринимательское сообщество, действующие на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации.

3. Основным содержанием национальной морской политики является:

а) определение стратегических национальных приоритетов и содержания морской политики на ближайшую и долгосрочную перспективы;

б) реализация морского потенциала государства и управление отраслями экономики и науки, связанными с морской деятельностью;

в) правовое, экономическое, информационное, научное, кадровое и иное обеспечение национальной морской политики;

г) оценка эффективности реализации и корректировка национальной морской политики.

4. Национальные интересы Российской Федерации в Мировом океане - это совокупность потребностей государства и общества в сфере морской деятельности, реализуемых на основе морского потенциала Российской Федерации.

5. К национальным интересам Российской Федерации в Мировом океане относятся:

а) незыблемость суверенитета Российской Федерации, распространяющегося на внутренние морские воды, территориальное море, их дно и недра, а также на воздушное пространство над ними;

б) суверенные права и юрисдикция Российской Федерации, осуществляемые в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации в целях разведки, разработки и сохранения природных ресурсов, как живых, так и неживых, находящихся на дне, в его недрах и в покрывающих водах, управления этими ресурсами, производства энергии путем использования воды, течений и ветра, создания и использования искусственных островов, установок и сооружений, морских научных исследований, защиты и сохранения морской среды, освоения и использования в интересах обороны и безопасности страны с участием военной составляющей ее морского потенциала, а также права на изучение и освоение минеральных ресурсов международного района морского дна;

в) свобода открытого моря, включающая свободу судоходства, полетов, рыболовства, научных исследований, прокладывания подводных кабелей и трубопроводов;

г) сохранение человеческой жизни на море;

д) функционирование жизненно важных морских коммуникаций;

е) предотвращение загрязнения морской среды отходами производства, потребления и утилизации;

ж) комплексное использование ресурсов и пространств Мирового океана в целях устойчивого экономического и социального развития страны, ее приморских регионов.

Цели национальной морской политики

6. Цели национальной морской политики заключаются в реализации и защите национальных интересов Российской Федерации в Мировом океане и укреплении позиций Российской Федерации среди ведущих морских держав.

7. В качестве основных целей национальной морской политики выступают:

а) сохранение суверенитета во внутренних морских водах, территориальном море, а также в воздушном пространстве над ними, на дне и в недрах;

б) реализация юрисдикции и защита суверенных прав в исключительной экономической зоне на разведку, разработку, транспортировку и сохранение природных ресурсов, находящихся на дне, в его недрах и в покрывающих водах, управление этими ресурсами, производство энергии путем использования воды, течений и ветра, создание и использование искусственных островов, установок и сооружений, проведение морских научных исследований и сохранение морской среды;

в) реализация и защита суверенных прав на континентальном шельфе Российской Федерации по разведке и разработке его ресурсов;

г) реализация и защита свободы открытого моря;

д) обеспечение сохранения человеческой жизни на море;

е) защита территории Российской Федерации от агрессии с океанских и морских направлений, охрана государственной границы Российской Федерации на море;

ж) обеспечение устойчивого экономического и социального развития страны;

з) сохранение морских природных систем и рациональное использование их ресурсов.

Принципы национальной морской политики

8. К принципам национальной морской политики относятся следующие основные положения, которыми руководствуются субъекты национальной морской политики в ходе ее формирования и реализации:

а) соблюдение общепризнанных принципов и норм международного права и положений международных договоров Российской Федерации при осуществлении морской деятельности и защите национальных интересов Российской Федерации в Мировом океане;

б) приоритет политико-дипломатических, правовых, экономических, информационных и других невоенных средств при разрешении противоречий в Мировом океане и устранении существующих и вновь возникающих вызовов и угроз национальной безопасности Российской Федерации с океанских и морских направлений;

в) обладание достаточным военно-морским потенциалом и его эффективное использование в случае необходимости для силовой поддержки морской деятельности государства, устранения угроз национальной безопасности Российской Федерации с океанских и морских направлений, обеспечения неприкосновенности государственной границы Российской Федерации;

г) целостный подход к морской деятельности и дифференциация ее на отдельных направлениях с учетом изменений их приоритетности в зависимости от геополитической ситуации;

д) поддержание морского потенциала Российской Федерации на уровне, соответствующем национальным интересам Российской Федерации, в том числе обеспечение присутствия российского флота в Арктике и удаленных районах Мирового океана и деятельности российских исследователей в Антарктике;

е) взаимодействие и координация усилий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и заинтересованных общественных объединений в вопросах формирования и реализации национальной морской политики;

ж) наращивание, координация и интеграция научных исследований по проблемам формирования и реализации национальной морской политики;

з) комплексный подход к развитию систем государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) приморских территорий, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

и) активизация морских научных исследований в интересах поддержания конкурентоспособности морской деятельности Российской Федерации;

к) правовое обеспечение морской деятельности российских физических и юридических лиц в различных видах морских пространств, включая разведку и разработку минеральных ресурсов международного района морского дна;

л) эффективный государственный контроль и надзор над судами, осуществляющими морскую деятельность под Государственным флагом Российской Федерации в Мировом океане, в том числе государственный портовый контроль и контроль за состоянием и использованием природных ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

м) концентрация усилий по строительству и развитию инфраструктуры российского флота на территориях субъектов Российской Федерации, традиционно связанных с мореплаванием, унификация этой инфраструктуры для военных, научных и хозяйственных нужд;

н) поддержание Военно-Морского Флота в готовности к решению стоящих перед ним задач, а также мобилизационной готовности морского транспорта, рыбопромыслового, научно-исследовательского и специализированных флотов и организаций, обеспечивающих их работу;

о) системность военно-морской подготовки экипажей судов, руководящего состава судоходных компаний и органов государственного управления к работе в условиях военного времени;

п) комплексность развития приморских территорий и прибрежных акваторий, поддержка малого и среднего предпринимательства на приморских территориях;

р) концентрация ресурсов центра и регионов для развития коммуникаций, в том числе водных, между центральной и приморскими частями Российской Федерации, особенно ее дальневосточным и северным, в том числе арктическим, регионами, Крымским федеральным округом в интересах их дальнейшего освоения и развития;

с) экосистемность - рассмотрение морской среды как единого целого, а происходящих в ней процессов во взаимосвязи;

т) сохранение человеческой жизни на море;

у) сохранение и защита трудовых ресурсов российского флота, развитие систем мониторинга состояния здоровья моряков;

ф) сохранение и совершенствование системы обучения и воспитания молодежи, подготовки кадров к службе и работе в сфере морской деятельности;

х) эффективная пропаганда целей и традиций национальной морской политики.

Задачи национальной морской политики

9. Задачи национальной морской политики определяются национальными интересами Российской Федерации в Мировом океане, направлены на достижение ее целей и формируются в соответствии с ее принципами и содержанием.

10. Формирование задач национальной морской политики осуществляют Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации в пределах своей компетенции.

11.Задачи национальной морской политики носят краткосрочный (краткосрочные задачи) и долгосрочный (долгосрочные задачи) характер.

12. Краткосрочные задачи определяются:

а) динамикой изменения геополитических условий, военно-политической и финансово-экономической обстановки в мире;

б) социально-экономической ситуацией в Российской Федерации и в ее отдельных регионах;

в) экономической конъюнктурой на мировых рынках - фрахтовом, водных биологических, углеводородных и других ресурсов Мирового океана;

г) достижениями научно-технического прогресса;

д) степенью эффективности морской деятельности Российской Федерации.

13. Долгосрочные задачи составляют основное содержание национальной морской политики на функциональных и региональных направлениях ее реализации.

14. Формирование задач национальной морской политики осуществляется с учетом выводов из проводимого на постоянной основе сравнительного анализа состояния и тенденций развития морской деятельности в Российской Федерации и в мире в целом, результатов системных исследований по вопросам, касающимся обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, и результатов реализации государственных, федеральных целевых и иных программ и проектов в сфере изучения, освоения и использования ресурсов и пространств Мирового океана.

15. Решение задач национальной морской политики осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления через подведомственные им организации, заинтересованные общественные объединения и структуры предпринимательского сообщества Российской Федерации.

III. Содержание национальной морской политики

16. Российская Федерация реализует последовательную и преемственную национальную морскую политику путем выполнения краткосрочных и долгосрочных задач, согласованных по функциональным и региональным направлениям.

1. Функциональные направления национальной морской политики

17. Функциональные направления национальной морской политики - это области морской деятельности в соответствии с предназначением субъектов морской деятельности по изучению, освоению и использованию пространств и ресурсов Мирового океана.

18. К ним относятся:

а) деятельность в области морского транспорта;

б) освоение и сохранение ресурсов Мирового океана;

в) морские научные исследования;

г) военно-морская и другие области морской деятельности.

Деятельность в области морского транспорта