Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации
1. Пункт 1 коммент. ст. содержит легальное определение договора купли-продажи. Данная договорная конструкция является важнейшим и традиционным институтом гражданского права, поскольку перемещение материальных благ в товарной форме (товар - деньги) в наиболее чистом виде выступает именно в ее рамках.
2. Договор купли-продажи является консенсуальным, поскольку считается заключенным с момента достижения сторонами соглашения по всем существенным условиям. Консенсуальная модель является общей для всех договоров купли-продажи вне зависимости от вида и не может быть изменена соглашением сторон (подробнее см.: Хаскельберг Б.Л., Ровный В.В. Консенсуальные и реальные договоры в гражданском праве. 2-е изд., испр. М., 2004. С.30-31).
Купля-продажа относится к договорам возмездным, так как передача товара обусловлена наличием встречного имущественного предоставления в виде уплаты цены, и наоборот. Возмездность договора купли-продажи является его конституирующим признаком, вытекающим из существа регулируемых им отношений. Возмездность как юридическую характеристику купли-продажи не следует отождествлять с сугубо экономическим понятием эквивалентности. Договор купли-продажи может опосредовать и неэквивалентный обмен. В то же время существенная неэквивалентность дает основание полагать, что заключенный договор в действительности скрывает дарение (п.2 ст.170 ГК) (см.: Ровный В.В. Договор купли-продажи (очерк теории). Иркутск, 2003. С.59-79; Практика применения Гражданского кодекса Российской Федерации, частей второй и третьей / под ред. В.А.Белова. М., 2009. С.72-73 (автор комментария - С.А.Бабкин)).
В рамках купли-продажи юридические обязанности (равно как и субъективные права) возникают у обеих сторон договора, причем эти обязанности носят встречный, взаимосвязанный и взаимообусловленный характер. Соответственно, договор купли-продажи относится к числу взаимных (синаллагматических).
3. Как следует из легального определения (п.1 коммент. ст.), в качестве предмета договора купли-продажи (товара) выступают прежде всего вещи. При этом законодатель не ограничивает круг вещей, которые могут быть предметом договора купли-продажи. В этом качестве могут выступать движимые и недвижимые, потребляемые и непотребляемые, индивидуально-определенные и родовые, делимые и неделимые, простые и сложные вещи. Единственным исключением из перечня возможных товаров являются деньги, поскольку их возмездное отчуждение не вписывается в экономическую формулу "товар - деньги", опосредуемую договором купли-продажи. В то же время товаром могут быть деньги, не выполняющие платежной функции (например, банкноты и монеты, вышедшие из обращения и (или) представляющие коллекционную ценность), а также валюта, не выступающая в качестве законного платежного средства (например, иностранная валюта).
4. Особенности купли-продажи отдельных видов товаров могут определяться специальными законами и иными правовыми актами только в случаях, предусмотренных ГК или специальными законами. Тем самым п.3 коммент. ст. подтверждает общее правило п.2 ст.3 ГК о высшей юридической силе кодифицированного акта и возможности установления специального регулирования лишь в прямо установленных им случаях (см., например, п.2 коммент. ст., п.4 ст.539 ГК).
5. Предметом купли-продажи могут выступать ценные бумаги (см. п.1 ст.142 ГК) и валютные ценности (см. п.1 ст.1 Закона о валютном регулировании). Особенность продажи данных объектов состоит в специфике правового регулирования. В соответствии с п.2 коммент. ст. положения § 1 гл.30 ГК применяются к такому договору в части, не противоречащей специальному законодательству, в частности Закону о рынке ценных бумаг, Закону об акционерных обществах, Закону о переводном и простом векселе, Закону о валютном регулировании.
6. Предметом договора купли-продажи могут выступать и имущественные права (п.4 коммент. ст.). В литературе высказано мнение, что имущественные права составляют предмет самостоятельного договора, на который по причинам юридико-технического характера законодатель лишь распространяет правила о купле-продаже (см., например: Романец Ю.В. Система договоров в гражданском праве России. М., 2001. С.259). Однако использование в п.4 коммент. ст. термина "продажа имущественных прав" показывает ошибочность подобных суждений.
Предметом купли-продажи могут быть любые имущественные права, если это не противоречит их содержанию и характеру. В частности, вещные права имеют своим объектом вещь, обеспечивая тем самым непосредственную связь между ней и собственником. Вещные права неразрывны с вещью, автоматически "следуют" за ней и в соответствии с системой традиции переходят от продавца к покупателю в момент передачи самой вещи. Как следствие, вещные права не могут выступать в качестве самостоятельного предмета купли-продажи. Исключением является продажа доли в праве общей долевой собственности (п.2 ст.246, ст.250, ч.2, 3 ст.255 ГК).
Исключительные права, в отличие от вещных, имеют идеальный объект, отчуждение которого возможно только посредством отчуждения соответствующих прав. Несмотря на существование специальных норм (ст.1234, 1285, 1365, 1488 и др. ГК), возмездный договор об отчуждении исключительного права следует рассматривать в качестве специальной разновидности договора купли-продажи, что предопределяет возможность субсидиарного применения к нему правил § 1 гл.30 ГК (см.: Мирошникова М.А. Сингулярное правопреемство в авторских правах. СПб., 2005. С.171-177).
Предметом договора купли-продажи могут быть обязательственные права (права требования). При этом, поскольку купля-продажа обязательственного права (как обязательственная сделка) и цессия (как сделка распорядительная) являются разнопорядковыми явлениями и регулируют различные отношения, правила гл.30 ГК не поглощают и не конкурируют с положениями гл.24 ГК об уступке прав требования (см.: Гражданское право: учеб.: в 3 т. Т.1 / под ред. А.П.Сергеева. М., 2008. С.824-825 (автор главы - А.А.Павлов); п.1, 4, 10 Письма ВАС N 120).
В качестве предмета купли-продажи могут выступать доли в уставном (складочном) капитале хозяйственных обществ (товариществ), паи в производственных кооперативах. При этом правила гл.30 ГК применяются к указанным договорам, если это не противоречит корпоративному законодательству (ст.79, 85, 93, 106.5 ГК).
7. Сторонами договора купли-продажи являются продавец и покупатель. По общему правилу в качестве сторон могут выступать любые субъекты гражданского права. Однако возможность участия в договоре может быть определенным образом ограничена. Эти ограничения могут, во-первых, вытекать из природы самого договора (см., например, ст.492, 506, 526 ГК и ст.3 Закона о контрактной системе). Во-вторых, ограничения на участие в договоре могут быть обусловлены особенностями правового положения того или иного субъекта, в частности: а) объемом и характером правосубъектности лица (см., например, ст.26, 28-30, п.4 ст.50 ГК, ст.3 Закона об унитарных предприятиях) либо б) характером вещных прав на имущество (см., например, ст.295, 297, 298 ГК, п.2-6 ст.3 Закона об автономных учреждениях).
В литературе достаточно часто высказывается мнение, что в качестве продавца может выступать только собственник вещи либо лицо, обладающее ограниченным вещным правом, из которого вытекает правомочие по распоряжению вещью (см., например: Гражданское право: в 4 т. Т.3: Обязательственное право / под ред. Е.А.Суханова. М., 2006. С.240-241 (автор главы - В.В.Витрянский)). Это утверждение основывается на том, что продавец должен передать вещь покупателю в собственность, а никто не может передать прав больше, чем имеет сам. Однако модель консенсуального договора (к числу которых относится и купля-продажа) построена на четком разграничении обязательственных и вещно-правовых последствий соглашения. Само его заключение порождает только обязательственные отношения сторон, в то время как вещные последствия (переход титула в отношении вещи) связываются законом с иным юридическим фактом - передачей вещи (п.1 ст.223 ГК). Продавец должен быть собственником только к моменту передачи права собственности, а не в момент установления обязательственных отношений между ним и покупателем (см.: Тузов Д.О. Общие учения теории недействительных сделок и проблемы их восприятия в российской доктрине, законодательстве и судебной практике: дис.... докт.юрид.наук. Томск, 2006. С.300-309). Возможность заключения договора не зависит от наличия титула в отношении отчуждаемой вещи. Соответственно, в качестве продавца может выступать любое лицо, независимо от того, является ли оно собственником или нет (см. также ст.455 ГК и коммент. к ней). Исключения из этого правила могут прямо предусматриваться законом.
8. Никаких специальных правил относительно формы договора купли-продажи положения § 1 гл.30 ГК не содержат. Как следствие, подлежат применению общие правила о форме сделок и договоров (ст.158-161, 163, 434 ГК), а в случае их нарушения - общие последствия несоблюдения соответствующей формы сделки (ст.162, 165 ГК).
Особые требования к форме предусмотрены в отношении отдельных разновидностей договора купли-продажи (ст.550, п.1 ст.560 ГК).
9. Наряду с общими положениями ГК выделяет семь видов договоров купли-продажи (§ 2-8 гл.30 ГК): розничная купля-продажа, поставка, поставка товаров для государственных нужд, контрактация, энергоснабжение, продажа недвижимости и продажа предприятия. При этом положения § 1 гл.30 ГК играют роль "общей части" и применяются ко всем разновидностям договора купли-продажи, если специальными правилами о них не предусмотрено иное (п.5 коммент. ст.).
1. В соответствии с п.1 коммент. ст. предметом договора купли-продажи, т.е. товаром, может быть любое имущество, не изъятое из гражданского оборота (см. также коммент. к ст.454 ГК). Продажа вещей, ограниченных в обороте, возможна с соблюдением специального правового режима: особый субъектный состав, наличие необходимых разрешений (п.2 ст.129 ГК).
2. Договор купли-продажи может быть заключен в отношении "будущих" вещей, т.е. таких, которые либо еще не существуют вовсе, либо не принадлежат продавцу (п.2 коммент. ст.). Подобный подход основывается, с одной стороны, на принципиальном разграничении обязательственных и вещно-правовых последствий в рамках конструкции консенсуального договора. Поскольку для совершения консенсуального договора (в том числе и купли-продажи) наличие титула в отношении предмета не является необходимым, нет принципиальных препятствий для заключения договора в отношении чужой или еще не созданной вещи. С другой стороны, правило п.2 коммент. ст. является отражением общемировой тенденции регулирования (см. ст.3.1.3 Принципов международных коммерческих договоров УНИДРУА 2010, ст.4:102 Принципов Европейского договорного права, ст.IV.A-1:201 DCFR).
Основываясь на формулировке п.2 коммент. ст., отдельные авторы полагают допустимым продажу "будущих" вещей только в ситуации, когда у продавца в момент заключения существует реальная возможность их создания или приобретения в будущем (см., например: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный) / под ред. Т.Е.Абовой, А.Ю.Кабалкина. М., 2003. С.42 (автор комментария - В.П.Мозолин)). Подобный подход сомнителен, поскольку категория "реальная возможность продавца" достаточно абстрактна и субъективна. Законодатель отнюдь не стремился ограничить оборот с помощью придания юридического значения "возможностям" (?!) продавца. Словосочетание "товар, который будет создан или приобретен продавцом в будущем" использовано в коммент. ст. исключительно в качестве антитезы "товару, имеющемуся в наличии у продавца".
3. Договор купли-продажи "будущей" вещи не приобретает черты алеаторного (рискового), оставаясь возмездной меновой сделкой. Как следствие, в отношении такого договора безо всяких исключений подлежат применению правила, регулирующие последствия существенного изменения обстоятельств (ст.451 ГК).
Договор купли-продажи "будущей" вещи следует отличать от предварительного договора (см. ст.429 ГК).
4. Договор купли-продажи "будущей" вещи может быть заключен, если иное не установлено законом или не вытекает из характера товара (см. ст.549 ГК и коммент. к ней).
5. Пункт 2 коммент. ст. допускает заключение договора по поводу "будущей", в том числе еще не существующей, вещи. Вопрос о возможности совершения договора в отношении уже не существующей вещи (например, уникальной вещи, уже погибшей к моменту заключения договора купли-продажи) является дискуссионным (подробнее см.: Павлов А.А. Некоторые вопросы учения о невозможности исполнения // Очерки по торговому праву. Ярославль, 2004. Вып.11. С.57-60).
6. С учетом общей отсылки п.4 ст.454 ГК предметом договора купли-продажи могут выступать и "будущие" имущественные права, т.е. права, которые возникнут или будут приобретены продавцом в будущем (см. п.4 Письма ВАС N 120).
7. Условие о предмете является существенным условием договора купли-продажи. Оно считается согласованным, если договор непосредственно определяет наименование и количественные характеристики товара либо эти данные определимы исходя из условий договора (п.3 коммент. ст., см. также коммент. к ст.465 ГК).
По общему правилу условие о предмете - единственное существенное условие договора купли-продажи. Для отдельных разновидностей купли-продажи закон называет дополнительные, помимо предмета, существенные условия. Так, в договоре поставки существенным является условие о сроке договора, в договоре продажи недвижимости - условие о цене.
1. Как следует из легального определения п.1 ст.454 ГК, обязанность продавца по договору купли-продажи состоит в передаче товара покупателю и перенесении на покупателя титула в отношении отчуждаемого товара.
2. Передача вещи осуществляется продавцом способами, исчерпывающе названными в ст.224 ГК: вручением; сдачей товара организации транспорта (связи) для доставки; передачей товарораспорядительного документа на товар. По общему правилу с момента передачи движимой вещи на покупателя переходит право собственности (см. п.1 ст.223 ГК). Момент перехода риска ее случайной гибели определяется по правилам ст.459 ГК (см. комментарий к ней).
Способы передачи имущественного права определяются положениями § 1 гл.24 ГК. Передача ценных бумаг и удостоверенных ими прав осуществляется по правилам ст.146 ГК (подробнее см.: Гражданское право: учеб.: в 3 т. Т.1 / под ред. А.П.Сергеева. С.399-403 (автор главы - Е.А.Крашенинников)).
3. Товар должен быть передан со всеми принадлежностями и документами (п.2 коммент. ст.). Принадлежности - физически самостоятельные вещи, находящиеся в функциональном подчинении по отношению к главной вещи (подробнее см.: Аверченко Н.Н. Правовой режим сложных вещей: автореф.дис. ... канд.юрид.наук. СПб., 2005. С.13, 14). Принадлежность предназначена для обслуживания главной вещи, поэтому главная вещь и принадлежность связаны одним общим назначением (ст.135 ГК).
Закрепляя данное требование к обязанности продавца передать товар, коммент. ст., по сути, дублирует общее правило ст.135 ГК - "принадлежность следует судьбе главной вещи".
Перечень документов, которые должны быть переданы вместе с товаром, определяется законом (см. п.2 ст.10 Закона о защите прав потребителей), иными правовыми актами (см., например, п.51, 59 Правил продажи отдельных видов товаров) или соглашением сторон.
4. Принадлежности и документы, относящиеся к товару, по общему правилу должны передаваться одновременно с передачей товара. Вместе с тем правило п.2 коммент. ст. диспозитивно. Соответственно, договором может предусматриваться иной срок и порядок передачи принадлежностей и (или) документов.
5. Последствия неисполнения обязанности передать товар установлены ст.463 ГК, а последствия непередачи принадлежностей и (или) документов - ст.464 ГК (см. коммент. к ним).
1. Срок передачи товара определяется соглашением сторон. По общему правилу этот срок не является существенным условием договора купли-продажи. В соответствии с п.1 коммент. ст., в случае когда договор не содержит указания на срок передачи товара и не позволяет определить этот срок, продавец обязан передать товар в разумный срок после возникновения соответствующего обязательства.
Условие о сроке передачи товара приобретает характер существенного в случаях, когда передача товара должна осуществляться по частям (отдельными партиями).
2. От договора купли-продажи с указанием срока исполнения следует отличать "договоры на срок", т.е. с условием его исполнения к строго определенному сроку.
Особенность "договора на срок" состоит в том, что при нарушении срока его исполнения покупатель утрачивает интерес к его исполнению. Подобное последствие (утрата интереса) должно быть прямо предусмотрено договором либо явно вытекать из существа обязательства (например, поставка партии новогодних елок) (п.2 коммент. ст.).
Продавец не вправе без согласия покупателя исполнять договор после истечения строго определенного срока, даже если покупатель не известил продавца об отказе от договора в связи с нарушением срока исполнения (см. п.11 постановления ВАС N 18).
В изъятие из общих правил ст.315 ГК без согласия покупателя исключается возможность и досрочного исполнения "договора на срок".
1. Обязанность продавца передать товар будет считаться исполненной в надлежащий срок, если момент ее исполнения находится в пределах установленного срока. Момент исполнения обязанности продавца передать товар определяется по правилам коммент. ст. и находится в зависимости от места исполнения.
2. Если договором на продавца возложена доставка товара, обязанность продавца передать товар считается исполненной в момент вручения товара покупателю или указанному им лицу (абз.2 п.1 коммент. ст.).
В случае когда товар должен быть передан покупателю или указанному им лицу непосредственно в месте нахождения товара, соответствующая обязанность продавца считается исполненной в момент, когда товар предоставлен в распоряжение покупателя (абз.3 п.1 коммент. ст.). Это означает, что товар должен быть готов к передаче покупателю в назначенный срок в надлежащем месте (т.е. идентифицирован путем маркировки или иным образом как предмет данного договора), а покупатель уведомлен о готовности товара (см. постановление ФАС Центрального округа от 29 мая 2001 г. N А35-196/01-С22).