Неактуальный

Комментарий к Федеральному закону от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (постатейный)

Комментарий к статье 16.1. Права органов местного самоуправления городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района

1. Вопросы, на решение которых в контексте комментируемой статьи имеют право органы местного самоуправления городских округов, а равно и городских округов с внутригородским делением, представляют собой совокупность вопросов, закрепленных за органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления поселений муниципальных районов:

1) создание музеев городского округа (см. комментарий к п.1 ч.1 ст.14.1 Закона; см. также постановление Администрации городского округа Верхняя Пышма от 14 апреля 2011 года N 627 "Об утверждении стандарта качества муниципальной услуги "Создание музеев", постановление Администрации муниципального образования - городской округ г.Касимов Рязанской области от 17 октября 2014 года N 1454 "О создании рабочей группы по разработке концепции создания рассредоточенного музея-заповедника в г.Касимов");

2) участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству (см. комментарий к п.4 ч.1 ст.14.1 Закона; см. также постановление Главы Вилючинского городского округа Камчатского края от 8 сентября 2009 года N 1164 "Об организации деятельности по опеке и попечительству на территории Вилючинского городского округа", постановление Главы городского округа Кохма от 31 октября 2007 года N 1239 "О мерах по совершенствованию разграничения полномочий в сфере организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству");

3) создание условий для осуществления деятельности, связанной с реализацией прав местных национально-культурных автономий на территории городского округа (см. комментарий к п.6 ч.1 ст.14.1 Закона; см. также постановление администрации МО городского округа "Сыктывкар" от 15 марта 2016 года N 3/610 "Об утверждении плана мероприятий по взаимодействию с национально-культурными автономиями и другими общественными и религиозными объединениями, направленных на гармонизацию межкультурных, межэтнических и межконфессиональных отношений, профилактику ксенофобии, укрепление толерантности на территории МО ГО "Сыктывкар" на 2016-2018 годы");

4) оказание содействия национально-культурному развитию народов Российской Федерации и реализации мероприятий в сфере межнациональных отношений на территории городского округа (см. комментарий к п.7 ч.1 ст.14.1 Закона);

5) создание муниципальной пожарной охраны (см. комментарий к п.8.1 ч.1 ст.14.1 Закона; см. также постановление Местной администрации городского округа Баксан КБР от 14 декабря 2009 года N 478 "Об утверждении Положения о муниципальной пожарной охране городского округа Баксан", постановление администрации муниципального образования городского округа "Усинск" от 1 ноября 2011 года N 1603 "О создании и организации деятельности муниципальной и добровольной пожарной охраны, порядок взаимоотношений муниципальной пожарной охраны с другими видами пожарной охраны на территории городского округа "Усинск", постановление администрации МО городского округа "Сыктывкар" от 25 ноября 2010 года N 11/5172 "Об утверждении порядка организации деятельности муниципальной пожарной охраны, порядка взаимоотношений муниципальной пожарной охраны с другими видами пожарной охраны на территории муниципального образования городского округа "Сыктывкар");

6) создание условий для развития туризма (см. комментарий к п.9 ч.1 ст.14.1 Закона);

7) оказание поддержки общественным наблюдательным комиссиям, осуществляющим общественный контроль за обеспечением прав человека и содействие лицам, находящимся в местах принудительного содержания (см. комментарий к п.10 ч.1 ст.14.1 Закона);

8) оказание поддержки общественным объединениям инвалидов, а также созданным общероссийскими общественными объединениями инвалидов организациям в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (см. комментарий к п.11 ч.1 ст.14.1 Закона; см. также постановление администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края от 11 апреля 2016 года N 780 "Об утверждении Порядка предоставления из бюджета Минераловодского городского округа Ставропольского края субсидий общественным объединениям ветеранов, инвалидов и иным социально ориентированным некоммерческим организациям на реализацию социально значимых программ и мероприятий", постановление администрации городского округа "Город Калининград" от 21 марта 2016 года N 319 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий из бюджета городского округа "Город Калининград" общественным объединениям инвалидов и ветеранов, осуществляющим деятельность на территории городского округа "Город Калининград");

9) осуществление мероприятий, предусмотренных Федеральным законом от 20 июля 2012 года N 125-ФЗ "О донорстве крови и ее компонентов" (см. комментарий к п.11 ч.1 ст.15.1 Закона; см. также постановление Администрации города Хабаровска от 14 декабря 2015 года N 4282 "О ежегодном проведении акции "Всемирный день донора крови", постановление администрации г.Дзержинска Нижегородской области от 22 июля 2014 года N 3044 "Об утверждении Порядка предоставления дополнительных мер социальной поддержки доноров универсальных групп крови, зарегистрированных на территории городского округа город Дзержинск");

10) создание условий для организации проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (см. комментарий к п.12 ч.1 ст.14.1 Закона);

11) предоставление гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования в соответствии с жилищным законодательством (см. комментарий к п.13 ч.1 ст.14.1 Закона);

12) осуществление мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, обитающих на территории городского округа (см. комментарий к п.14 ч.1 ст.14.1 Закона);

13) осуществление мероприятий в сфере профилактики правонарушений, предусмотренных Федеральным законом от 23 июня 2016 года N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации" (см. комментарий к п.15 ч.1 ст.14.1 Закона).

В то же время перечень вопросов, установленный для органов местного самоуправления городского округа, обладает спецификой: указанным органам предоставлено право создания муниципальных образовательных организаций высшего образования (п.3 ч.1 комментируемой статьи).

Часть 4 ст.9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" закрепляет право органов местного самоуправления городских округов обеспечивать организацию предоставления на конкурсной основе высшего образования в муниципальных образовательных организациях высшего образования.

2. Комментируемый Закон (см. ч.1.1 рассматриваемой статьи) наделил органы местного самоуправления внутригородского района следующими правомочиями:

1) создание музеев внутригородского района;

2) участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству;

3) создание условий для развития туризма;

4) осуществление мероприятий в сфере профилактики правонарушений, предусмотренных Федеральным законом от 23 июня 2016 года N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации".

3. В соответствии с ч.2 комментируемой статьи органы местного самоуправления городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района вправе решать вопросы, указанные в ч.1 и 1.1 комментируемой статьи, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со ст.19 Закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов РФ, за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.