Профессиональное решение
для специалистов строительной отрасли

Комментарий к Федеральному закону от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"



Комментарий к преамбуле


В силу ст.2 Европейской хартии местного самоуправления ETS N 122 (Страсбург, 15 октября 1985 года) принцип местного самоуправления должен быть признан во внутреннем законодательстве, и там, где это практически целесообразно, в конституции государства, равно как и основные полномочия и компетенция органов местного самоуправления устанавливаются конституцией или законом (ст.4).

Конституция РФ, выступая в качестве основного закона нашей страны, закрепила в ч.1 ст.130 нормы, определяющие, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Принятый в соответствии с Конституцией РФ Федеральный закон от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (утратил силу) определил роль местного самоуправления в осуществлении народовластия, правовые, экономические и финансовые основы местного самоуправления и государственные гарантии его осуществления, установил общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации. Однако практика применения данного закона выявила ряд проблем, препятствующих эффективному функционированию системы местного самоуправления, в числе которых нечеткость в определении компетенции муниципальных образований, неопределенность территориальной организации местного самоуправления, возможность формирования структуры органов местного самоуправления, несоответствующей решаемым задачам, несоответствие ресурсов исполняемым обязанностям, удаленность органов местного самоуправления от населения, непроработанность механизмов взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Общий объем необходимых изменений и дополнений в указанный закон фактически требовал принятия его в новой редакции. В связи с чем было принято решение разработать новый закон, направленный на решение проблем, препятствующих эффективному функционированию системы местного самоуправления в Российской Федерации, ее развитию, а также приведению системы местного самоуправления в соответствие с Конституцией РФ.

Новый закон о местном самоуправлении был принят в достаточно сжатые сроки: внесенный Президентом РФ в Государственную Думу РФ (см. письмо Президента РФ от 31 декабря 2002 года N Пр-2286) проект федерального закона N 280514-3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" был зарегистрирован и направлен Председателю Государственной Думы 4 января 2003 года, и уже 6 октября 2003 года этот законопроект был подписан Президентом РФ, приняв форму Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тексту - Закона).

Основываясь на положениях Конституции РФ, комментируемый Закон установил общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определил государственные гарантии его осуществления.

Комментарий к главе 1. Общие положения     

Комментарий к статье 1. Местное самоуправление

1. Конституция РФ (ст.3), как и законодательство большинства стран, устанавливает, что управление публичными делами осуществляется гражданами не только через органы государственной власти, но и через органы местного самоуправления, а также непосредственно. В соответствии со ст.12 Конституции РФ в Российской Федерации местное самоуправление признается и гарантируется государством.

Часть 1 комментируемой статьи определяет местное самоуправление как одну из основ конституционного строя России. Под основами, как правило, понимают находящуюся под защитой государства систему принципов, общих основополагающих начал, определяющих и регламентирующих общественные отношения. Соответственно основами конституционного строя Российской Федерации являются устои государства, его основные принципы, которые призваны обеспечить Российской Федерации характер конституционного государства.

________________

Наумов С.Ю., Подсумкова А.А. Основы организации муниципального управления. М., 2009. С.67.


Закрепление принципа местного самоуправления в законодательстве, а по возможности в конституциях стран, является требованием Европейской хартии местного самоуправления ETS N 122 (Страсбург, 15 октября 1985 года) (ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 11 апреля 1998 года N 55-ФЗ, вступила в силу для Российской Федерации 1 сентября 1998 года). Европейская хартия местного самоуправления определяет местное самоуправление в качестве основы любого демократического строя, закрепляет основные принципы организации местной власти, в т.ч. принцип организационной и финансово-экономической самостоятельности, а также устанавливает государственные гарантии осуществления местного самоуправления. Особый акцент в Европейской хартии местного самоуправления делается на самостоятельность органов местной власти в определении своей внутренней организационной структуры и осуществлении полномочий в пределах своей компетенции. Согласно Европейской хартии местного самоуправления статус местных органов должен обеспечивать свободное осуществление полномочий, при этом материальные и финансовые средства должны быть соразмерны полномочиям органов местной власти. Административный контроль за органами местного самоуправления должен применяться только для обеспечения законности и конституционных принципов.

Основные принципы Европейской хартии местного самоуправления нашли свое законодательное отражение в Конституции РФ. Более двадцати статей Конституции РФ регламентируют осуществление местного самоуправления в РФ. Именно в Конституции РФ впервые были определены место и роль местного самоуправления в системе государственно-политического устройства общества. Конституция РФ закрепила местное самоуправление как самостоятельную форму осуществления власти народом (ст.3), выделила органы местного самоуправления из системы органов государственной власти (ст.12), признала экономическую основу местного самоуправления - муниципальную собственность - наряду с другими формами собственности (ст.8).

Конституционное регулирование местного самоуправления не имеет аналогов в зарубежных федеративных государствах, где регламентация местного самоуправления отнесена к ведению субъектов РФ. Специфические условия возрождения и развития местного самоуправления в России предопределили необходимость прямого, активного влияния федеральных органов государственной власти и, соответственно, федерального законодательства на процессы формирования и деятельности местного самоуправления. Поэтому в соответствии с Конституцией РФ (ст.72) установление общих принципов организации местного самоуправления находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

________________

Правовое регулирование местного самоуправления в России, субъекте Российской Федерации: Пособие к электронному учебно-методическому комплексу "Стратегия развития муниципальных образований". Часть I / под ред. В.В.Бакушева. М., 2007. С.23.


Согласно ст.16 Конституции РФ основы конституционного строя РФ не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном самой Конституцией РФ.

2. Термин "местное самоуправление" впервые получил юридическое закрепление в Законе СССР от 9 апреля 1990 года N 1417-I "Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР". Согласно этому закону местное самоуправление должно было осуществляться в границах административно-территориальных единиц, а в качестве основы местного хозяйства закреплялась коммунальная собственность.

Затем понятие "местное самоуправление" было применено в Декларации о государственном суверенитете РСФСР, принятой I Съездом народных депутатов 12 июня 1990 года. Провозглашая цель создания правового демократического государства, Декларация подразумевала реформирование всего государственного механизма и создание на местах новой власти - местного самоуправления.

В Конституцию РСФСР термин "местное самоуправление" был включен в 1991 году Законом РФ от 6 июня 1991 года N 1550-I "О местном самоуправлении в Российской Федерации". Местное самоуправление отождествлялось с деятельностью представительных органов - местных Советов народных депутатов - и образуемых ими исполнительных органов власти.

До Конституции РФ 1993 года органы местного самоуправления рассматривались в качестве органической части системы государственной власти. С принятием Конституции РФ, определившей роль местного самоуправления в системе управления делами государства как способа и формы народовластия на муниципальном уровне, утвердились современные конституционные основы местного самоуправления.

И уже в период действия Конституции РФ 1993 года был принят Федеральный закон от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (утратил силу).

3. В ч.2 комментируемой статьи приводится новое определение местного самоуправления. Данная дефиниция несколько отличается от определения, данного в ст.2 Федерального закона от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (утратил силу). Ранее местное самоуправление рассматривалось как признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

Комментируемый Закон определяет местное самоуправление как форму осуществления народом своей власти, обеспечивающей в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

В отличие от Федерального закона от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (утратил силу), комментируемый Закон определяет местное самоуправление не как "деятельность населения", а как "форму осуществления народом своей власти", что больше соответствует Конституции РФ (ст.3). Местное самоуправление может осуществляться народом непосредственно или опосредованно, путем создания органов местного самоуправления. В соответствии со ст.131 Конституции РФ структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно, таким образом, обеспечивается опосредованное участие населения в решении вопросов местного значения.

Комментируемый Закон определяет: "Местное самоуправление осуществляется населением самостоятельно", что отражает принцип самостоятельности местного самоуправления. Однако самостоятельность органов местной власти не означает абсолютной независимости от органов государственной власти, которые вправе реализовывать следующие функции:

а) осуществлять правовое регулирование местного самоуправления (см. комментарий к ст.5, 6 Закона);

б) осуществлять государственную поддержку местного самоуправления;

в) передавать органам местного самоуправления отдельные государственные полномочия (см. комментарий к ст.19 Закона);

г) контролировать исполнение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления (см. комментарий к ст.21 Закона);

д) в некоторых случаях временно осуществлять отдельные полномочия органов местного самоуправления на территории муниципального образования (см. комментарий к ст.75 Закона) и т.д.

Конституцией РФ и федеральными законами устанавливаются пределы полномочий органов государственной власти в области местного самоуправления.

Местное самоуправление осуществляется населением под свою ответственность. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления - это неблагоприятные последствия, наступающие в случае принятия органами и должностными лицами местного самоуправления противоправных решений, неосуществление или ненадлежащее осуществление своих задач и функций, выраженные в санкциях правовых норм.

________________

Подсумкова А.А., Чаннов С.Е. Государственное и муниципальное управление: словарь-справочник. Саратов, 2005. С.72.


Комментируемый Закон регламентирует ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед следующими субъектами:

1) населением (см. комментарий к ст.71 Закона);

2) государством (см. комментарий к ст.72-74 Закона);

3) физическими и юридическими лицами (см. комментарий к ст.76 Закона).

Местное самоуправление осуществляется населением для решения вопросов местного значения. Под вопросами местного значения комментируемый Закон понимает вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и комментируемым Законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно (см. комментарий к ст.2 Закона). Перечень вопросов местного значения приведен в гл.3 комментируемого Закона.

Особенностью комментируемого Закона является закрепление собственного перечня вопросов местного значения за каждым видом муниципального образования (см. ст.14, 15, 16, 16.2).

В соответствии с Конституцией РФ (ст.32) граждане имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления (см. комментарий к ст.23). В Конституции РФ (ст.130) также закреплено, что местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (см. комментарий к ст.51 Закона).

В уставе муниципального образования закрепляется конкретный перечень вопросов для данного муниципального образования.

Местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и через органы местного самоуправления. Данной нормой закрепляется два способа осуществления местного самоуправления:

1) путем прямого волеизъявления, т.е. через такие формы, как:

- местный референдум (см. комментарий к ст.22 Закона);

- муниципальные выборы (см. комментарий к ст.23 Закона);

- голосование по отзыву (см. комментарий к ст.24 Закона);

- сход (см. комментарий к ст.25 Закона);

- правотворческую инициативу (см. комментарий к ст.26 Закона);

- территориальное общественное самоуправление (см. комментарий к ст.27 Закона);

- публичные слушания (см. комментарий к ст.28 Закона);

- собрания и конференции граждан (см. комментарий к ст.29-30 Закона);

- опросы граждан (см. комментарий к ст.31 Закона);

- обращения граждан (см. комментарий к ст.32 Закона) и т.п.;

2) через органы и должностные лица местного самоуправления:

- представительный орган (см. комментарий к ст.35 Закона);

- главу муниципального образования (см. комментарий к ст.36 Закона);

- исполнительный орган (см. комментарий к ст.37 Закона);

- другие органы местного самоуправления, например, контрольный орган муниципального образования (см. комментарий к ст.38 Закона).

Местное самоуправление осуществляется с учетом исторических и иных местных традиций. Исторические, политические, культурные, этнографические и иные традиции местного сообщества особенно учитываются при определении границ муниципального образования, выбора наименований органов местной власти, определении способа избрания главы муниципального образования, принятии символики муниципального образования и других процессах.

Следует отметить, что дефиниция "местное самоуправление", приведенная в комментируемом Законе, значительно отличается по смыслу от понятия местного самоуправления, закрепленного в Европейской хартии местного самоуправления, где местное самоуправление определяется как правоспособность органов местного самоуправления участвовать в решении публичных дел. В комментируемом Законе, в первую очередь, акцент делается на формы народовластия.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс». Вы также можете приобрести документ прямо сейчас за 49 руб.