ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 декабря 2016 года N 1444

О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 10 октября 2013 года N 903



Правительство Российской Федерации

постановляет:

Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 10 октября 2013 года N 903 "О федеральной целевой программе "Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014-2019 годы)", (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 42, ст.5364; 2014, N 47, ст.6544; 2015, N 1, ст.276; N 50, ст.7157; 2016, N 24, ст.3525).

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

          

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 22 декабря 2016 года N 1444

     

Изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 10 октября 2013 года N 903



1. В наименовании и пунктах 1 и 3 цифры "2019" заменить цифрами "2020".

2. Федеральную целевую программу "Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014-2019 годы)", утвержденную указанным постановлением, изложить в следующей редакции:

"ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014-2020 годы)"

     

Паспорт федеральной целевой программы "Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014-2020 годы)"

Наименование Программы

-

федеральная целевая программа "Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014-2020 годы)"

Дата принятия решения о разработке Программы

-

распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 июня 2013 года N 1101-р

Государственный заказчик - координатор Программы

-

Министерство экономического развития Российской Федерации

Государственные заказчики

-

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии,
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом,
Федеральная налоговая служба,
Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Основные разработчики Программы

-

Министерство экономического развития Российской Федерации,
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии,
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом,
Федеральная налоговая служба,
Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Цель и задачи Программы

-

целью Программы является гармонизация сферы земельно-имущественных отношений, базирующаяся на соблюдении баланса интересов, взаимной ответственности и скоординированности усилий государства, бизнеса и общества, обеспечивающая переход к инновационному социально ориентированному типу экономического развития Российской Федерации;

задачами Программы являются:

объединение Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости в единый государственный информационный ресурс;

обеспечение организации предоставления услуг по принципу "одного окна" и переход к оценке гражданами качества предоставления услуг;

повышение качества указанных информационных ресурсов для обеспечения инвестиционной привлекательности и повышения эффективности налогообложения недвижимости

Целевые индикаторы и показатели Программы

-

доля объектов недвижимости, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости, Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (Едином государственном реестре недвижимости) и документы по которым переведены в электронный вид, в общем количестве сформированных дел Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости (Единого государственного реестра недвижимости);

количество субъектов Российской Федерации, на территориях которых внедрен Единый государственный реестр недвижимости;

количество субъектов Российской Федерации, на территориях которых обеспечен переход к государственной системе координат от местных систем координат, принятых для ведения государственного кадастра недвижимости (Единого государственного реестра недвижимости);

доля площади земельных участков, относящихся к собственности Российской Федерации (за исключением земель лесного, водного фондов, земельных участков объектов культурного наследия, земель обороны и безопасности) и учтенных в государственном кадастре недвижимости (Едином государственном реестре недвижимости), с границами, соответствующими требованиям законодательства Российской Федерации, в общей площади земельных участков, относящихся к собственности Российской Федерации (за исключением земель лесного, водного фондов, земельных участков объектов культурного наследия, земель обороны и безопасности), включенных в государственный кадастр недвижимости (Единый государственный реестр недвижимости);

доля земельных участков, учтенных в государственном кадастре недвижимости (Едином государственном реестре недвижимости), с границами, соответствующими требованиям законодательства Российской Федерации, в общем количестве земельных участков, учтенных в государственном кадастре недвижимости (Едином государственном реестре недвижимости);

доля услуг по государственной регистрации прав и кадастровому учету, оказываемых через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет", в общем количестве государственных услуг по государственной регистрации прав и кадастровому учету;

доля лиц, положительно оценивающих качество работы регистрационных органов, в общем количестве опрошенных лиц;

рост совокупных поступлений в консолидированный бюджет, получаемых от сбора земельного налога, налога на имущество физических лиц и налога на имущество организаций;

срок государственной регистрации прав;

срок кадастрового учета;

время ожидания заявителями в очереди;

доля территории Республики Крым, на которой проведена государственная кадастровая оценка земельных участков, в общем объеме территории Республики Крым, на которой планируется проведение государственной кадастровой оценки земельных участков

Срок реализации Программы

-

2014-2020 годы

Объем и источники финансирования Программы

-

общий объем финансирования Программы на 2014-2020 годы (в ценах соответствующих лет) составляет 27100,65 млн. рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета -24639,67 млн. рублей, из них:

научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 93,6 млн. рублей; капитальные вложения - 10282,33 млн. рублей;

прочие нужды - 14263,74 млн. рублей; за счет средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации (прочие нужды) - 2460,98 млн. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели ее социально-экономической эффективности

-

увеличение в 2020 году доли объектов недвижимости, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости, Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (Едином государственном реестре недвижимости) и документы по которым переведены в электронный вид, в общем количестве сформированных дел Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок к ним и государственного кадастра недвижимости (Единого государственного реестра недвижимости) до 52 процентов;

увеличение в 2016 году количества субъектов Российской Федерации, на территориях которых внедрен Единый государственный реестр недвижимости, до 85 единиц; увеличение в 2016 году количества субъектов Российской Федерации, на территориях которых обеспечен переход к государственной системе координат от местных систем координат, принятых для ведения государственного кадастра недвижимости (Единого государственного реестра недвижимости), до 85 единиц;

увеличение в 2020 году доли площади земельных участков, относящихся к собственности Российской Федерации (за исключением земель лесного, водного фондов, земельных участков объектов культурного наследия, земель обороны и безопасности) и учтенных в государственном кадастре недвижимости (Едином государственном реестре недвижимости), с границами, соответствующими требованиям законодательства Российской Федерации, в общей площади земельных участков, относящихся к собственности Российской Федерации (за исключением земель лесного, водного фондов, земельных участков объектов культурного наследия, земель обороны и безопасности), включенных в государственный кадастр недвижимости. (Единый государственный реестр недвижимости), до 58 процентов;

увеличение в 2020 году доли земельных участков, учтенных в государственном кадастре недвижимости (Едином государственном реестре недвижимости), с границами, соответствующими требованиям законодательства Российской Федерации, в общем количестве земельных участков, учтенных в государственном кадастре недвижимости (Едином государственном реестре недвижимости) до 53,7 процента;

увеличение в 2018 году доли услуг по государственной регистрации прав и кадастровому учету, оказываемых через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет", в общем количестве государственных услуг по государственной регистрации прав и кадастровому учету до 70 процентов;

увеличение в 2016 году доли лиц, положительно оценивающих качество работы регистрационных органов, в общем количестве опрошенных лиц до 90 процентов;

рост совокупных поступлений в консолидированный бюджет, получаемых от сбора земельного налога, налога на имущество физических лиц и налога на имущество организаций, до 31 процента; сокращение в 2017 году срока государственной регистрации прав до 7 рабочих дней;

сокращение в 2017 году срока кадастрового учета до 5 рабочих дней; сокращение в 2016 году времени ожидания заявителями в очереди до 10 минут;

увеличение в 2016 году доли территории Республики Крым, на которой проведена государственная кадастровая оценка земельных участков, в общем объеме территории Республики Крым, на которой планируется проведение государственной кадастровой оценки земельных участков, до 100 процентов

     

I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


Государственная политика Российской Федерации в сфере земельно-имущественных отношений направлена на рациональное использование земельных ресурсов и объектов недвижимости как важнейших составляющих национального богатства Российской Федерации, обеспечение государственных гарантий прав собственности и иных вещных прав на недвижимое имущество.

Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости является составной частью задач обеспечения социально-экономического развития страны, решения социальных, экономических и экологических проблем, повышения качества жизни и содействия региональному развитию.

В ряде стратегических и программных документов рассматриваются вопросы в сфере земельно-имущественных отношений.

Так, формирование институциональной среды инновационного развития согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, невозможно без развития рынков земли и недвижимости. При этом важной задачей государства является обеспечение равной защиты прав собственности на объекты недвижимости для всех участников рынка.

Повышение качества предоставления государственных услуг станет возможным при условии внедрения принципа "одного окна", в соответствии с которым у граждан появится возможность получения полного комплекса услуг в одном месте.

План мероприятий ("дорожная карта") "Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2012 года N 2236-р, предусматривает совершенствование процедур взаимодействия учетно-регистрационной системы с заявителями, переход к ведению государственного кадастра недвижимости и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в электронном виде и оптимизацию внутриведомственных процедур, повышение качества предоставления сведений о недвижимости, содержащихся в учетно-регистрационной системе, повышение эффективности управления персоналом, эффективности кадастровой деятельности, а также повышение информированности общества об услугах Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

За счет создания единой учетно-регистрационной системы, реализации комплекса нормативных, административных и информационных мероприятий планируется сократить сроки государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, количество необходимых процедур, а также повысить гарантии зарегистрированных прав и исключить административные барьеры и коррупционные проявления.

Совмещение мероприятий указанной "дорожной карты" с мероприятиями федеральной целевой программы "Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014-2020 годы)" (далее - Программа) позволит увеличить потенциал, достигнутый в учетно-регистрационной системе в предыдущие годы, повысить качество предоставления государственных услуг и, как следствие, достичь значений показателей, установленных нормативными документами.

Следует отметить, что Программа реализуется в рамках государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 316 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика".

В рамках реализации Программы предусматривается комплекс мероприятий, обеспечивающих создание достоверного (полного и качественного) Единого государственного реестра недвижимости, включающего в себя Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственный кадастр недвижимости, оптимальных и комфортных условий предоставления государственных услуг потребителю, а также увеличение доходной части бюджетов за счет расширения налогооблагаемой базы, что, в свою очередь, способствует достижению такой важнейшей стратегической цели государственной политики в области создания условий устойчивого экономического развития Российской Федерации, как эффективное использование земли и недвижимости для удовлетворения потребностей общества и граждан.

В настоящее время произошел эволюционный переход от государственного земельного кадастра к государственному кадастру недвижимости, который был создан в рамках реализации подпрограммы "Создание системы кадастра недвижимости (2006-2012 годы)" федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2008 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2005 года N 560 "Об утверждении подпрограммы "Создание системы кадастра недвижимости (2006-2012 годы)" федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2008 годы)". Достигнуты значения всех показателей эффективности, предусмотренных указанной подпрограммой.

Фактически к концу 2012 года на территориях 89 кадастровых округов Российской Федерации создана техническая инфраструктура государственного кадастра недвижимости. Вместо разрозненных систем кадастра и реестров учета органов технической инвентаризации Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии перешла на централизованное ведение кадастрового учета с применением единой автоматизированной информационной системы. В настоящее время автоматизированная система государственного кадастра недвижимости охватывает информационным пространством всю территорию Российской Федерации.

За весь период реализации указанной подпрограммы рост совокупных поступлений в консолидированный бюджет, получаемых от сбора земельного налога, налога на имущество физических лиц и налога на имущество организаций, превысил плановый показатель в 2,1 раза.

Работы по переносу сведений о ранее учтенных объектах в государственный кадастр недвижимости завершены в 89 кадастровых округах Российской Федерации.

Создана инфраструктура пространственных данных государственного кадастра недвижимости на всей территории Российской Федерации.

Фактически к концу 2012 года на территориях 89 кадастровых округов Российской Федерации проведена массовая оценка объектов капитального строительства.

Ситуация в учетно-регистрационной сфере к концу 2012 года характеризовалась следующими параметрами:

срок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составлял 20 календарных дней;

срок кадастрового учета объектов недвижимости составлял 20 рабочих дней;

электронные запросы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в рамках системы межведомственного электронного взаимодействия в 2012 году ежемесячно составляли 64 процента общего количества электронных запросов (6,5 млн. запросов). Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственном кадастре недвижимости, предоставляются более чем 40 федеральным органам исполнительной власти, а также государственным внебюджетным фондам.

Вместе с тем следует отметить следующие проблемы:

Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственный кадастр недвижимости существовали как взаимосвязанные, но самостоятельные базовые информационные ресурсы, что приводило к высокой удельной ресурсоемкости предоставления государственных услуг в сфере регистрации прав и кадастрового учета недвижимости;

Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним существовал в качестве разрозненных баз данных по обособленным территориальным отделам территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и не был централизованным по аналогии с государственным кадастром недвижимости. Кроме того, при ведении Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним до настоящего времени используются 2 различных программных продукта;

значительная доля ошибок и пробелов в базах данных соответствующих информационных ресурсов также является одной из причин высокой удельной ресурсоемкости предоставления государственных услуг в сфере регистрации прав, кадастрового учета недвижимости и налогообложения недвижимого имущества.

К концу 2016 года государственный кадастр недвижимости и Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним предусматривается объединить в единую базу - Единый государственный реестр недвижимости.

За прошедший период разработана первая очередь указанной системы, в рамках которой была выработана архитектура решения, разработаны схема переноса данных и схема интеграции компонентов в сфере кадастрового учета, что впоследствии дало возможность произвести оценку стоимости создания и внедрения новой системы, а также определить принципы создания единого закона о государственной регистрации прав и кадастровом учете объектов недвижимости, регулирующего в том числе и порядок ведения Единого государственного реестра недвижимости.

Однако для перехода к ведению Единого государственного реестра недвижимости необходимо соответствующее финансирование, поскольку в рамках текущего содержания бюджетных средств будет хватать только на поддержание материально-технической базы единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости.

Кроме того, по состоянию на конец 2012 года:

ранее установленные Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (начиная с 2006 года) программно-технические комплексы, рабочие станции, системы мониторинга и управления серверами, системы управления электронной очередью, системы взаимодействия с заявителями, комплекты центральных групповых и сетевых средств обработки информации, серверы для организации работы по принципу "одного окна", телекоммуникационное и иное оборудование не обеспечивают необходимую аппаратную поддержку в условиях значительного роста объема информации (объема предоставления государственных услуг) и не соответствуют современным требованиям к защите информации;

доля услуг по государственной регистрации прав и кадастровому учету, оказываемых через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), составляет 5 процентов общего объема оказываемых услуг;

доля лиц, положительно оценивающих качество работы органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, составляет 60 процентов общего количества лиц, обращающихся за государственными услугами;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»