1. Часть 1 комментируемой статьи непосредственно определяет сферу действия комментируемого закона.
Нормы комментируемого закона регламентируют порядок принудительного исполнения следующих документов:
- судебных актов. Согласно ст.1 Федерального закона от 22 декабря 2008 года N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" судебный акт - это решение, вынесенное в установленной соответствующим законом форме по существу дела, рассмотренного в порядке осуществления конституционного, гражданского, административного или уголовного судопроизводства либо судопроизводства в арбитражном суде. К судебным актам относятся также решения судов апелляционной, кассационной и надзорной инстанций, вынесенные в установленной соответствующим законом форме по результатам рассмотрения апелляционных или кассационных жалоб (представлений) либо пересмотра решений суда в порядке надзора;
- актов других органов и должностных лиц. При этом в полномочия указанных органов и должностных лиц должно входить право возлагать на определенные субъекты обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий. В качестве соответствующих субъектов могут выступать Российская Федерация и иностранные государства, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические и юридические лица.
Как указал Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", исполнительные листы на основании судебных актов, не содержащих вышеуказанных предписаний, например, в случаях признания судом права на имущество, понуждения к заключению договора, определения порядка пользования имущества, судом не выдаются. Если судом принято решение об удовлетворении требований, не подлежащих принудительному исполнению, и требований, которые возлагают на сторону (стороны) спора обязанность по передаче денежных средств и иного имущества либо по совершению определенных действий, то на основании этого судебного акта в части возложения указанных обязанностей может выдаваться исполнительный лист. Так, например, при принятии судом решения об определении порядка пользования земельным участком и переносе (сносе) строений принудительному исполнению подлежит решение только в части переноса (сноса) строений и только для исполнения этих предписаний суда может быть выдан исполнительный лист.
2. Части 2 и 3 комментируемой статьи устанавливают ряд изъятий из сферы действия комментируемого закона.
Так, порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации регламентирован положениями гл.24.1 Бюджетного кодекса РФ.
Согласно ч.1 ст.242.1 Бюджетного кодекса РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с указанным кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными комментируемым законом требованиями, предъявляемыми к:
- исполнительным документам (см. комментарий к ст.13);
- срокам предъявления исполнительных документов (см. комментарий к ст.21);
- перерыву срока предъявления исполнительных документов (см. комментарий к ст.22);
- восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов (см. комментарий к ст.23).
Кроме того, условия и порядок исполнения отдельных судебных актов, актов других органов и должностных лиц могут устанавливаться иными федеральными законами.
Так, например, ст.32.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях определяет порядок исполнения постановления о конфискации вещи, явившейся орудием совершения или предметом административного правонарушения. В частности, ч.1.1 указанной статьи установлено, что постановление судьи о конфискации вещи, явившейся орудием совершения или предметом административного правонарушения в области таможенного дела, ответственность за которое предусмотрена гл.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях, исполняется таможенным органом, осуществившим изъятие указанной вещи, путем ее передачи органу (организации), уполномоченному (уполномоченной) Правительством Российской Федерации на распоряжение товарами, обращенными в федеральную собственность, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статья 32.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях определяет органы, исполняющие постановления о лишении специального права.
Статья 32 Федерального закона от 1 декабря 2006 года N 199-ФЗ "О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста" устанавливает, что органы (должностные лица), уполномоченные исполнять постановление судьи гарнизонного военного суда о назначении дисциплинарного ареста, определяются общевоинскими уставами и Уставом военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации.
В комментируемой статье законодатель обозначил основные задачи исполнительного производства. Такими задачами являются правильное и своевременное исполнение следующих документов:
- судебных актов;
- актов других органов и должностных лиц;
- иных документов.
Обратим внимание, что правильное и своевременное исполнение перечисленных документов означает исполнение их в соответствии с требованиями действующего законодательства и, в первую очередь, с требованиями комментируемого закона.
Так, сроки в исполнительном производстве регламентированы положениями главы 3 комментируемого закона. "Правильное исполнение" подразумевает соответствие исполнительных действий любым иным требованиям, установленным в рамках действующих нормативных актов.
При этом необходимо учитывать, что реализация задач исполнительного производства должна быть направлена на достижение следующих целей:
- защита нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций;
- обеспечение исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Данный перечень является закрытым, соответственно, исполнительные действия, направленные на достижение иных целей, не легитимны.
С другой стороны, перечень исполнительных действий, приведенный в ч.1 ст.64 комментируемого закона, не является исчерпывающим, и судебный пристав-исполнитель вправе совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов (п.17 ч.1 названной статьи), если они соответствуют задачам и принципам исполнительного производства (ст.2 и 4 комментируемого закона), не нарушают защищаемые федеральным законом права должника и иных лиц (п.42 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства").
1. В комментируемой статье законодатель определяет источники правовых норм, регулирующих правоотношения в сфере исполнительного производства.
Как отмечает Баранов В.М., под источником права понимаются формы выражения, объективизации нормативной государственной воли. Иначе, это результат референдума народа либо правотворческой деятельности государства, создающего или санкционирующего правило поведения и тем самым сообщающего такому правилу качество правовой нормы.
________________
Баранов В.М. Формы (источники) права // Общая теория права. Курс лекций под общ.ред. проф. В.К.Бабаева, Нижний Новгород, 1993, С.247-249.
В первую очередь, законодательство об исполнительном производстве основано на положениях Конституции РФ. Согласно ч.1 ст.15 Конституции РФ данный акт имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.
Так, например, в комментируемом законе нашли отражение конституционные права на государственную защиту прав и свобод человека и гражданина (ст.45 Конституции РФ) и судебную защиту прав и свобод (ст.46 Конституции РФ), на жилище (ст.40 Конституции РФ) и др.
Согласно ч.1 комментируемой статьи в состав законодательства РФ об исполнительном производстве входят:
- комментируемый закон;
- Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "О судебных приставах", в соответствии с которым на судебных приставов возлагаются задачи по обеспечению установленного порядка деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов; по осуществлению принудительного исполнения судебных актов, а также предусмотренных комментируемым законом актов других органов и должностных лиц; по исполнению законодательства об уголовном судопроизводстве по делам, отнесенным уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к подследственности Федеральной службы судебных приставов;
- иные федеральные законы, регулирующие условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц. Среди действующих в настоящее время федеральных законов следует, в первую очередь, назвать кодифицированные акты, в том числе Гражданский процессуальный кодекс РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ и др. Также можно отметить, например, Федеральный закон от 8 июня 2015 года N 138-ФЗ "О применении положений Федерального закона "Об исполнительном производстве" на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
При этом в ч.2 комментируемой статьи уточняется, что нормы федеральных законов, регулирующие условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, должны соответствовать комментируемому закону. Иными словами, в случае возникновения правовой коллизии в рамках исполнительного производства для правоприменителя будут являться приоритетными и подлежать применению нормы комментируемого закона.
Например, в постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 апреля 2013 года по делу N А21-8350/2012 отмечается, что процедура отзыва исполнительного листа не должна ставить взыскателя в крайне неблагоприятное для него положение в связи с несвоевременной реализацией должником принадлежащего ему права обжалования судебного акта и создавать излишние препятствия кредитору в реализации права на судебную защиту. В силу ч.2 комментируемой статьи судебный пристав-исполнитель будет руководствоваться не указаниями суда, а специальными нормами комментируемого закона.
2. Вопросы обеспечения исполнительного производства также регламентируются нормативными актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Данные акты принимаются на основании и во исполнение комментируемого закона.
В качестве примера можно привести:
Более подробно нормативные акты, регламентирующие отдельные вопросы в рамках исполнительного производства, будут рассмотрены в комментариях к соответствующим статьям комментируемого закона.
3. Частью 4 комментируемой статьи установлен приоритет норм международного права.
Данное правило основано на конституционном принципе, закрепленном в ст.15 Конституции РФ. Согласно указанной статье общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Аналогичная норма закреплена и в ч.2 ст.5 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации".
В комментируемой статье перечисляются основные принципы исполнительного производства.
В общем смысле "принцип" представляет собой основное, исходное положение какой-нибудь теории, учения, мировоззрения, теоретической программы; научное или нравственное начало, основанье, правило, основу, от которой не отступают.
________________
Толковый словарь Ожегова. http://enc-dic.com/ozhegov/Princip-26665.html.
Толковый словарь В.И.Даля. http://dal.sci-lib.com/word032879.html.
В контексте комментируемой статьи принципы следует понимать как основополагающие идеи, определяющие особенности функционирования правовых норм, содержащихся в комментируемом законе.
Так, к принципам исполнительного производства относятся:
- принцип законности. Данный принцип, на наш взгляд, следует трактовать как необходимость соблюдения всех законодательно установленных требований в рамках исполнительного производства, совершение исполнительных действий в строгом соответствии с "буквой закона". Например, Арбитражный суд Центрального округа в постановлении от 9 апреля 2015 года N Ф10-720/2015 по делу N А48-4068/2014 указал, что одним из принципов исполнительного производства является принцип законности, предполагающий, что все совершаемые судебным приставом-исполнителем действия должны соответствовать требованиям действующего законодательства;
- принцип своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения. Сроки совершения исполнительных действий регламентированы ст.36 комментируемого закона и согласно рассматриваемому принципу их нарушение недопустимо. Мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу (ст.68 комментируемого закона). Сроки применения мер принудительного исполнения регламентированы нормами комментируемого закона, их нарушение также не допускается;