Неактуальный

Комментарий к Федеральному закону от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (постатейный)

Комментарий к статье 9. Порядок разработки, принятия, изменения и отмены технического регламента

1. Комментируемая статья устанавливает общий порядок разработки, принятия, изменения и отмены технического регламента, а две следующие статьи - соответственно порядок разработки, принятия, изменения и отмены технического регламента, принимаемого нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию, и особый порядок разработки и принятия технических регламентов. До внесения изменений Законом 2007 года N 65-ФЗ в комментируемой статье говорилось о порядке принятия технического регламента только федеральным законом, а ранее действовавшая норма п.3 ст.10 комментируемого Закона предусматривала возможность издания Правительством РФ постановления о техническом регламенте только на период до вступления в силу федерального закона о соответствующем техническом регламенте.

С внесением Законом 2007 года N 65-ФЗ изменений в п.1 комментируемой статьи был определен перечень из 17 первоочередных технических регламентов, которые должны были быть приняты до 1 января 2010 года:

о безопасности машин и оборудования;

о безопасности низковольтного оборудования;

о безопасности строительных материалов и изделий;

о безопасности зданий и сооружений;

о безопасности лекарственных средств;

о безопасности лифтов;

о безопасности электрических станций и сетей;

о безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением;

об электромагнитной совместимости;

о безопасности колесных транспортных средств;

о безопасности изделий медицинского назначения;

о безопасности средств индивидуальной защиты;

о безопасности химической продукции;

о безопасности пищевых продуктов;

о безопасности аппаратов, работающих на газообразном топливе;

о безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах;

о безопасности упаковки.

Как видно, указывались условные наименования таких технических регламентов, т.е. без указания их конкретных наименований (напр., технический регламент о безопасности машин и оборудования, а не технический регламент "О безопасности машин и оборудования"), что позволяло при принятии конкретных технических регламентов изменять их наименования.

Указанный перечень первоочередных технических регламентов исключен из п.1 комментируемой статьи Законом 2009 года N 385-ФЗ. Этим же Законом из п.7 ст.46 комментируемого Закона исключено положение, устанавливавшее, что обязательные требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых технические регламенты в срок до 1 июля 2010 года не были приняты, прекращают действие по его истечении.

В норме п.1 комментируемой статьи первоначально указывалось на то, что данная статья устанавливает порядок разработки технических регламентов, принимаемых федеральным законом или постановлением Правительства РФ, а также на то, что такие федеральный закон или постановление Правительства РФ принимается с учетом особенностей, предусмотренных комментируемым Законом. Как говорилось выше (см. введение), одним из концептуальных моментов данного Закона является то, что процедура разработки технических регламентов обеспечивает учет общественных потребностей в области установления требований к продукции (мнения предпринимателей и иных заинтересованных лиц), объективность и прозрачность требований, что соответствует положениям документов ВТО.

Пункт 1 комментируемой статьи изложен полностью в новой редакции Законом 2011 года N 255-ФЗ, принятым в части ускорения интеграционных процессов по сближению законодательств государств-членов таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и Европейского союза, снижения технических барьеров в торговле, создания национального органа по аккредитации.

В новой редакции данного пункта предусмотрено, что технический регламент может быть принят международным договором РФ, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством РФ, или в соответствии с международным договором РФ, ратифицированным в порядке, установленном законодательством РФ. Такие технические регламенты разрабатываются, принимаются и отменяются в порядке, принятом в соответствии с международным договором РФ, ратифицированным в порядке, установленном законодательством РФ.

Порядок заключения, выполнения и прекращения международных договоров РФ определяет Федеральный закон от 15 июля 1995 года N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации". Согласно положениям названного Закона (в ред. Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 318-ФЗ) понятием международный договор РФ охватываются: международные договоры РФ, заключаемые с иностранными государствами, а также с международными организациями и иными образованиями от имени России (межгосударственные договоры), от имени Правительства РФ (межправительственные договоры), от имени федеральных органов исполнительной власти или уполномоченных организаций (договоры межведомственного характера) (п.2 ст.1 и п.2 ст.3); международные договоры, в которых Россия является стороной в качестве государства - продолжателя СССР (п.3 ст.1); независимо от их вида и наименования (договор, соглашение, конвенция, протокол, обмен письмами или нотами, иные виды и наименования международных договоров) (ст.2).

________________

СЗ РФ, 1995, N 29, ст.2757.

СЗ РФ, 2007, N 49, ст.6079.