БЕСПЛАТНО проверьте актуальность своей документации
с «Кодекс/Техэксперт АССИСТЕНТ»

     

Комментарий к Федеральному закону от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (постатейный)

     

Введение


Федеральный закон от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" был принят с целью совершенствования правовых основ установления обязательных требований к продукции и процессам (методам) ее производства, эксплуатации и утилизации, а также для реформирования с учетом требований Всемирной торговой организации (ВТО) сфер стандартизации, подтверждения соответствия, государственного контроля и надзора.

Этот Закон заменил действовавшие до вступления его в силу Закон о стандартизации, который устанавливал правовые основы стандартизации в России, и определял меры государственной защиты интересов потребителей и государства посредством разработки и применения нормативных документов по стандартизации, и Закон о сертификации, который устанавливал правовые основы обязательной и добровольной сертификации продукции, услуг и иных объектов в России, а также права, обязанности и ответственность участников сертификации.

Необходимость разработки и принятия этого Закона вытекала из инициированного Президентом РФ процесса гармонизации отечественного законодательства, приведение его в соответствие с нормами и положениями ВТО. В послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ в 2001 году "Не будет ни революций, ни контрреволюций" отмечено, что присоединение России к ВТО остается государственным приоритетом. Среди законодательных актов, новая редакция которых необходима для такой гармонизации, Президент РФ прямо назвал закон в области технического регулирования (послание Президента РФ "России надо быть сильной и конкурентоспособной").

________________

РГ, 2001, 4 апреля, N 66.

РГ, 2002, 19 апреля, N 71.


Ранее существовавшие элементы систем технического нормирования безопасности и качества продукции и услуг, подтверждения соответствия, государственного контроля и надзора не образовывали единую систему взаимоувязанных мер, обеспечивающих создание качественных и безопасных продукции и услуг для граждан и государства. Их применение было недостаточно эффективно и не всегда соответствовало современным и перспективным требованиям экономического развития и международным подходам. Принятые ранее технические нормы оказывали неоправданное административное воздействие на деятельность хозяйствующих субъектов. В предыдущий период федеральные органы исполнительной власти наделялись излишней самостоятельностью в установлении обязательных требований и осуществлении контроля за их выполнением. Система обязательного подтверждения соответствия (сертификация и декларирование) была избыточна в отношении номенклатуры проверяемой продукции и услуг, обязательные требования во многих случаях не соответствовали целям сертификации, имелись нарушения законодательства при проведении сертификации, государственного контроля и надзора.

В пояснительной записке к законопроекту приводятся следующие основные концептуальные положения.

Требования к продукции разделяются на обязательные, которые устанавливаются техническими регламентами, и добровольные, которые содержатся в стандартах.

Технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимальные необходимые требования, обеспечивающие безопасность излучений, ядерную и радиационную безопасность, биологическую безопасность, взрывобезопасность, механическую безопасность, пожарную безопасность, промышленную безопасность, термическую безопасность, химическую безопасность, электрическую безопасность, электромагнитную совместимость и единство измерений.

Технический регламент также может предусматривать особые требования к продукции, процессам (методам) производства и эксплуатации, обеспечивающие защиту отдельных категорий граждан (например, инвалидов).

Обязательные технические требования могут устанавливаться только федеральными законами, указами Президента РФ и Постановлениями Правительства РФ. Процедура разработки технических регламентов обеспечивает учет общественных потребностей в области установления требований к продукции (мнения предпринимателей и иных заинтересованных лиц), объективность и прозрачность требований, что соответствует положениям документов ВТО.

Изменяются правовые основы и принципы стандартизации в России, национальная система стандартизации, порядок разработки и применения стандартов.

Декларирование и сертификация, как формы подтверждения соответствия, наполняются новым содержанием и устраняют необоснованные препятствия для развития предпринимательской деятельности.

Декларирование соответствия применяется только в случае обязательного подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов. Декларацию о соответствии может принимать изготовитель (продавец) либо на основе собственных доказательств, либо на основе собственных доказательств и доказательств, представленных иными лицами.

Декларация регистрируется в уведомительном порядке.

Сертификация может осуществляться на добровольной основе в системах добровольной сертификации или в обязательном порядке. Добровольная сертификация проводится по инициативе заявителей (изготовителей, исполнителей, продавцов) в целях подтверждения соответствия продукции требованиям, перечень которых определяется договором между заявителем и органом по сертификации. Соответствующие системы добровольной сертификации и знаки соответствия систем добровольной сертификации подлежат государственной регистрации, которая осуществляется в уведомительном порядке.

Обязательная сертификация проводится в случаях и в порядке, предусмотренных техническими регламентами.

В случае проведения обязательного подтверждения соответствия продукция маркируется единым национальным знаком обращения на рынке.

Законом устанавливаются ответственность и процедуры, применяемые в случаях несоответствия требованиям технических регламентов. Вводятся положения о принудительном отзыве продукции.

Повышаются ответственность и стимулы предприятий по соблюдению обязательных требований безопасности: предусмотрены новые для российского законодательства процедуры, направленные на ограничение возможного ущерба в случае выпуска на рынок опасной продукции. Ответственность предприятий в случае фактического нарушения технических регламентов существенно усиливается, причем наиболее жесткие формы имущественной ответственности предполагается применять только в судебном порядке.

В целях совершенствования законодательной основы технического регулирования в комментируемый Закон неоднократно вносились изменения, которые рассмотрены в комментариях к соответствующим статьям. Здесь же представляется целесообразным лишь упомянуть об актах, которыми эти изменения были внесены. В частности, это:

Федеральный закон от 9 мая 2005 года N 45-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации";

________________

СЗ РФ, 2005, N 19, ст.1752.


Федеральный закон от 1 мая 2007 года N 65-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом регулировании";

________________

СЗ РФ, 2007, N 19, ст.2293.


Федеральный закон от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта";

________________

СЗ РФ, 2007, N 49, ст.6070.


Федеральный закон от 23 июля 2008 года N 160-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием осуществления полномочий Правительства Российской Федерации";

________________

СЗ РФ, 2008, N 30, ч.II, ст.3616.


Федеральный закон от 18 июля 2009 года N 189-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом регулировании";

________________

СЗ РФ, 2009, N 29, ст.3626.


Федеральный закон от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

________________

СЗ РФ, 2009, N 48, ст.5711.


Федеральный закон от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".

________________

СЗ РФ, 2010, N 1, ст.5.


Федеральный закон от 30 декабря 2009 года N 385-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом регулировании";

________________

СЗ РФ, 2010, N 1, ст.6.


Федеральный закон от 28 сентября 2010 года N 243-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об инновационном центре "Сколково";

________________

СЗ РФ, 2010, N 40, ст.4969.


Федеральный закон от 21 июля 2011 года N 255-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом регулировании";

________________

СЗ РФ, 2011, N 30, ч.I, ст.4603.


Федеральный закон от 30 ноября 2011 года N 347-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях регулирования безопасности в области использования атомной энергии";

________________

pravo.gov.ru, 2011, 1 декабря.


Федеральный закон от 6 декабря 2011 года N 409-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

________________

pravo.gov.ru, 2011, 7 декабря.


Федеральный закон от 28 июля 2012 года N 133-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения ограничений для предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна";

________________

pravo.gov.ru, 2012, 30 июля.


Федеральный закон от 3 декабря 2012 года N 236-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона "О техническом регулировании";

________________

pravo.gov.ru, 2012, 4 декабря.


Федеральный закон от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации";

________________

pravo.gov.ru, 2013, 8 июля.


Федеральный закон от 23 июля 2013 года N 238-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и статью 46 Федерального закона "О техническом регулировании";

________________

pravo.gov.ru, 2013, 24 июля.


Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 396-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

________________

pravo.gov.ru, 2013, 30 декабря.


Федеральный закон от 23 июня 2014 года N 160-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ доступен в системах «Техэксперт» и «Кодекс». Вы также можете приобрести документ прямо сейчас за 49 руб.