1. В пункте 1 комментируемой статьи определен предмет регулирования комментируемого Закона, т.е. названы общественные отношения, урегулированные нормами данного Закона, которые в силу этого становятся правовыми отношениями.
Ранее, до принятия комментируемого Закона, данные отношения были урегулированы двумя основными законодательными актами - Законами 1993 года о стандартизации и о сертификации. Закон 1993 года о стандартизации, как указано в его преамбуле, устанавливал правовые основы стандартизации в России, обязательные для всех государственных органов управления, а также предприятий и предпринимателей, общественных объединений, и определял меры государственной защиты интересов потребителей и государства посредством разработки и применения нормативных документов по стандартизации. Закон 1993 года о сертификации согласно его преамбуле устанавливал правовые основы обязательной и добровольной сертификации продукции, услуг и иных объектов в России, а также права, обязанности и ответственность участников сертификации.
С принятием комментируемого Закона регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и регулирование отношений в области оценки соответствия осуществлялось одним законодательным актом - комментируемым Законом. Правовое регулирование отношений в названных областях согласно определению, данному в ст.2 этого Закона, и представляет собой техническое регулирование.
С принятием и вступлением с 1 июля 2016 года в силу Закона 2015 года о стандартизации предмет регулирования комментируемого Закона сужен, поскольку Закон 2015 года о стандартизации согласно ч.1 его ст.1 устанавливает правовые основы стандартизации в России, в т.ч. функционирования национальной системы стандартизации. Соответственно, Законом 2016 года N 104-ФЗ в связи с принятием Закона 2015 года о стандартизации внесено изменение в п.1 комментируемой статьи: если ранее указывалось, что комментируемый Закон регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг, то теперь указано на применение и исполнение на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также к выполнению работ или оказанию услуг в целях добровольного подтверждения соответствия.
В отличие от приведенных выше положений Законов 1993 года о стандартизации и о сертификации в п.1 комментируемой статьи прямо перечислены все стадии "жизненного" цикла ОТР - процессы проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации (следует заметить, что применительно к обязательным требованиям такое полное перечисление сделано после внесения изменений Законом 2007 года N 65-ФЗ). Законом 2011 года N 255-ФЗ, принятым в части ускорения интеграционных процессов по сближению законодательств государств-членов таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и Европейского союза, снижения технических барьеров в торговле, создания национального органа по аккредитации, уточнено, что речь идет о требованиях к продукции, в т.ч. зданиям и сооружениям (при этом в юридико-технических целях введено сокращенное обозначение "продукция"), или к продукции и связанным с требованиями к продукции перечисленным процессам.
В пункте 1 комментируемой статьи помимо прочего указано, что комментируемый Закон определяет права и обязанности участников регулируемых данным Законом отношений. Данное указание представляется не вполне удачным, т.к. права и обязанности субъектов правоотношений согласно теории права представляют собой не что иное, как непосредственно содержание этих правоотношений. Здесь неплохо бы разъяснение. Раз Вы считаете, что права и обязанности не должны быть предметом данного Закона, то нужно предложение, где (в каком законе) это было бы целесообразно. Кроме того, указание в предмете регулирования комментируемого Закона на права и обязанности участников отношений целесообразно было бы дополнить указанием и на ответственность данных субъектов.
2. Пункт 2 комментируемой статьи исключает из предмета регулирования комментируемого Закона: установление требований к функционированию единой сети связи РФ (первоначально указывалось также и на продукцию, но это указание упомянутым выше Законом 2011 года N 255-ФЗ исключено), связанных с обеспечением целостности, устойчивости функционирования указанной сети связи и ее безопасности; отношения, связанные с обеспечением целостности единой сети связи РФ и использованием радиочастотного спектра.
Указанные вопросы регулируются Федеральным законом от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи", который согласно его преамбуле устанавливает правовые основы деятельности в области связи на территории РФ на находящихся под юрисдикцией РФ территориях, определяет полномочия органов государственной власти в области связи, а также права и обязанности лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами связи.
________________
СЗ РФ, 2003, N 28, ст.2895.
Несмотря на то что указанные в п.2 комментируемой статьи требования и отношения исключены из предмета регулирования комментируемого Закона, технический регламент, подтверждение соответствия которому средств связи является обязательным, согласно п.2 ст.41 Федерального закона "О связи" должен приниматься в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании. В п.1 указанной статьи предусмотрено, что для обеспечения целостности, устойчивости функционирования и безопасности единой сети электросвязи России является обязательным подтверждение соответствия установленным требованиям средств связи, используемых в: 1) сети связи общего пользования; 2) технологических сетях связи и сетях связи специального назначения в случае их присоединения к сети связи общего пользования.
3. В пункте 3 комментируемой статьи определен перечень стандартов, на которые не распространяется действие комментируемого Закона, т.е. перечислены требования, при разработке, принятии, применении и исполнении которых комментируемый Закон не применяется.
Социально-экономические, организационные, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные меры в области охраны труда (положение включено Законом 2007 года N 65-ФЗ).
Как следует из ч.1 ст.5 ТрК РФ (в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ), законодательство об охране труда является частью трудового законодательства, которое состоит из названного Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов РФ, содержащих нормы трудового права. В ч.1 ст.209 данного Кодекса определено, что охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
________________
СЗ РФ, 2006, N 27, ст.2878.
Федеральные государственные образовательные стандарты.
Понятие "федеральный государственный образовательный стандарт" определено в п.6 ст.2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" - это совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. В соответствии с названным Законом постановлением Правительства РФ от 5 августа 2013 года N 661 утверждены Правила разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений.
________________
pravo.gov.ru, 2012, 30 декабря.
pravo.gov.ru, 2013, 12 августа.
Положения (стандарты) о бухгалтерском учете.
Понятие положений (стандартов) по бухгалтерскому учету использовалось ранее действовавшим Федеральным законом от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", в подп."б" п.2 ст.5 которого предусматривалось, что такие документы устанавливают принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчетности. В принятом ему на смену Федеральном законе от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" используется понятие "стандарт бухгалтерского учета", которое определено в п.3 его ст.3 как документ, устанавливающий минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета. Норма ч.1 ст.21 второго из названных Законов к документам в области регулирования бухгалтерского учета относит: 1) федеральные стандарты; 2) отраслевые стандарты; 3) рекомендации в области бухгалтерского учета; 4) стандарты экономического субъекта.
________________
СЗ РФ, 1996, N 48, ст.5369.
pravo.gov.ru, 2011, 7 декабря.
Правила (стандарты) аудиторской деятельности.
Исходя из терминологии Федерального закона от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" речь идет о стандартах аудиторской деятельности. Правила (стандарты) аудиторской деятельности - это понятие, которое использовалось его "предшественником", т.е. Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности". Стандарты аудиторской деятельности включают в себя федеральные стандарты аудиторской деятельности и стандарты саморегулируемой организации аудиторов.