ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


УКАЗАНИЕ


от 4 июля 2016 года N 4060-У


О требованиях к организации системы управления рисками негосударственного пенсионного фонда

(с изменениями на 7 ноября 2023 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

указанием Банка России от 6 декабря 2017 года N 4636-У (Официальный сайт Банка России www.cbr.ru, 26.01.2018);

указанием Банка России от 14 января 2019 года N 5057-У (Официальный сайт Банка России www.cbr.ru, 27.02.2019);

указанием Банка России от 7 ноября 2023 года N 6598-У (Официальный сайт Банка России www.cbr.ru, 08.02.2024) (о порядке вступления в силу см. пункт 2 указания Банка России от 7 ноября 2023 года N 6598-У).

____________________________________________________________________



Настоящее Указание на основании абзаца тринадцатого пункта 1 статьи 14 и подпункта 2 пункта 3 статьи 34 Федерального закона от 7 мая 1998 года N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 19, ст.2071; 2001, N 7, ст.623; 2002, N 12, ст.1093; 2003, N 2, ст.166; 2004, N 49, ст.4854; 2005, N 19, ст.1755; 2006, N 43, ст.4412; 2007, N 50, ст.6247; 2008, N 18, ст.1942; N 30, ст.3616; 2009, N 29, ст.3619; N 48, ст.5731; N 52, ст.6450, ст.6454; 2010, N 17, ст.1988; N 31, ст.4196; 2011, N 29, ст.4291; N 48, ст.6728; N 49, ст.7036, ст.7037, ст.7040, ст.7061; 2012, N 31, ст.4322; N 47, ст.6391; N 50, ст.6965, ст.6966; 2013, N 19, ст.2326; N 30, ст.4044, ст.4084; N 49, ст.6352; N 52, ст.6975; 2014, N 11, ст.1098; N 30, ст.4219; 2015, N 27, ст.3958, ст.4001; 2016, N 1, ст.41, ст.47) (далее - Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах") устанавливает требования к организации системы управления рисками негосударственного пенсионного фонда (далее - фонд).

Глава 1. Общие положения

1.1. Фонд должен организовать систему управления рисками, связанными с осуществляемой им деятельностью по негосударственному пенсионному обеспечению, формированию долгосрочных сбережений и обязательному пенсионному страхованию, в соответствии с требованиями Федерального закона "О негосударственных пенсионных фондах", иных нормативных правовых актов Российской Федерации, настоящего Указания и внутренних документов фонда (далее - система управления рисками) и обеспечить осуществление мероприятий в рамках организации системы управления рисками, включая разработку внутренних документов фонда, предусмотренных настоящим Указанием, в том числе:

(Абзац в редакции, введенной в действие с 31 марта 2024 года указанием Банка России от 7 ноября 2023 года N 6598-У. - См. предыдущую редакцию)


выявление рисков, связанных с осуществляемой им деятельностью по негосударственному пенсионному обеспечению, формированию долгосрочных сбережений и обязательному пенсионному страхованию (предполагаемого события или ряда событий, в результате наступления которого (которых), с учетом вероятности их наступления и степени влияния на результат управления средствами пенсионных накоплений и пенсионных резервов, фонд не сможет исполнить свои обязательства перед вкладчиками, участниками, застрахованными лицами и их правопреемниками, государственной корпорацией "Агентство по страхованию вкладов" (далее - Агентство по страхованию вкладов) в полном объеме и в установленный срок) (далее - риски);

(Абзац в редакции, введенной в действие с 31 марта 2024 года указанием Банка России от 7 ноября 2023 года N 6598-У. - См. предыдущую редакцию)

организацию процесса управления рисками, включая установление фондом ограничений рисков (в том числе установление совокупного предельного размера рисков) (далее - ограничения рисков);

измерение и оценку рисков;

контроль за соответствием рисков установленным фондом ограничениям рисков и устранением выявленных нарушений ограничений рисков.

1.2. Совет директоров (наблюдательный совет) фонда (совет фонда) принимает участие в утверждении и осуществляет контроль за реализацией мероприятий в рамках организации системы управления рисками, в том числе утверждает политику управления рисками, содержащую основные принципы (подходы) выявления рисков, организации процесса управления рисками, измерения и оценки рисков, а также внутренние документы, предусмотренные пунктом 2.3, подпунктами 3.1.2-3.1.6 пункта 3.1, пунктом 4.4 (в части внутренних документов, содержащих описание используемых сценариев стресс-тестирования) и пунктом 4.10 настоящего Указания, рассматривает отчет о деятельности фонда по организации системы управления рисками, в том числе о деятельности фонда по управлению рисками и конфликтом интересов в фонде.

____________________________________________________________________

С 1 января 2025 года указанием Банка России от 7 ноября 2023 года N 6598-У в пункт 1.2 настоящего Указания будут внесены изменения.

____________________________________________________________________

1.3. Ответственным за организацию системы управления рисками и за соответствие деятельности фонда внутренним документам фонда, разработанным в рамках системы управления рисками, является лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа фонда.

1.4. На лица (структурные подразделения), осуществляющие деятельность по выявлению, измерению и оценке рисков фонда, разработке внутренних документов фонда, предусмотренных настоящим Указанием, по контролю за соответствием риска установленным фондом ограничениям риска (далее - ответственные лица), не могут быть возложены обязанности по заключению сделок при размещении средств пенсионных накоплений или пенсионных резервов (в том числе выбор управляющей компании и определение объема средств пенсионных накоплений и пенсионных резервов фонда, передаваемых в доверительное управление конкретной управляющей компании).

Ответственные лица (в случае если указанная деятельность осуществляется структурным подразделением фонда, - руководитель структурного подразделения фонда) должны иметь опыт работы по принятию (подготовке) решений по вопросам управления рисками, разработке инвестиционной стратегии в области финансового рынка общей продолжительностью не менее двух лет, а с 1 января 2019 года - не менее четырех лет в банке, страховой организации, обществе взаимного страхования, негосударственном пенсионном фонде, организации, осуществляющей профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг и (или) деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, в Банке России или в иностранной организации, осуществляющей деятельность на финансовом рынке в соответствии с законодательством этого иностранного государства.

1.5. Фонд должен обеспечить предотвращение, выявление конфликта интересов и управление конфликтом интересов ответственных лиц и работников фонда, осуществляющих деятельность по оценке активов и обязательств, подготовке отчетности, в том числе обеспечив:

отсутствие стимулирования принятия рисков, в том числе с использованием системы оплаты труда в фонде (в том числе третьими лицами);

отражение в отчетности фонда достоверной информации (в том числе о принятых рисках, о стоимости активов фонда и величине его обязательств).

____________________________________________________________________

С 1 января 2025 года указанием Банка России от 7 ноября 2023 года N 6598-У пункт 1.5 настоящего Указания утрачивает силу.

____________________________________________________________________

1.6. Фонд должен обеспечить хранение информации и документов, подтверждающих его соответствие требованиям настоящего Указания, не менее пяти лет.

1.7. Фонд должен обеспечить взаимодействие органов управления и структурных подразделений фонда в соответствии с внутренними документами фонда, регламентирующими порядок такого взаимодействия, в том числе случаи и порядок обязательного информирования ответственными лицами органов управления фонда о рисках фонда и их соотношении с ограничениями рисков. В рамках такого взаимодействия должно быть предусмотрено регулярное (не реже одного раза в квартал) предоставление совету директоров (наблюдательному совету) фонда (совету фонда) отчета о деятельности фонда по организации системы управления рисками, включая деятельность фонда по управлению рисками и конфликтом интересов в фонде.

____________________________________________________________________

С 1 января 2025 года указанием Банка России от 7 ноября 2023 года N 6598-У в пункт 1.7 настоящего Указания будут внесены изменения.

____________________________________________________________________

1.8. Фонд должен обеспечить в порядке, предусмотренном внутренними документами фонда, взаимодействие с управляющими компаниями, осуществляющими инвестирование средств пенсионных накоплений и размещение средств пенсионных резервов, по реализации мероприятий в рамках организации системы управления рисками, и иных требований настоящего Указания.

1.9. Фонд должен руководствоваться принципом экономической целесообразности масштаба применения мероприятий в рамках организации системы управления рисками.

Глава 2. Выявление рисков

2.1. При выявлении рисков необходимо учитывать доступную фонду информацию и документы, в том числе:

о рыночных рисках (в том числе рисках изменения финансовых показателей, котировок, уровня процентных ставок, значений инфляции);

о кредитных рисках (в том числе рисках неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств контрагентами фонда или лицами, обязанными по ценным бумагам, составляющим активы фонда);

о рисках концентрации (в том числе рисках, связанных с концентрацией части средств пенсионных накоплений или части средств пенсионных резервов в одном активе);

об операционных рисках (в том числе правовых рисках, рисках отказа информационных систем, ошибочных действий (бездействия) или злоупотреблений работников фонда, перебоев в электроснабжении);

о рисках ликвидности (в том числе рисках неисполнения обязательств фонда по причине нехватки денежных средств);

о рисках увеличения периодов выплат накопительных пенсий, или негосударственных пенсий, или пожизненных периодических выплат застрахованным лицам или участникам;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 31 марта 2024 года указанием Банка России от 7 ноября 2023 года N 6598-У. - См. предыдущую редакцию)

о рисках, связанных со смертностью и половозрастной структурой застрахованных лиц и участников;

о рисках потери деловой репутации;

об иных рисках, возникающих в деятельности фонда;

о результатах проводимого фондом стресс-тестирования;

стратегию развития (бизнес-план) фонда;

о результатах деятельности фонда и о его организации;

иную информацию, в том числе о контрагентах фонда, лицах, способных оказывать непосредственное влияние на деятельность фонда, а также о рисках, связанных с деятельностью финансовых организаций, статистическую информацию.

2.2. Выявление рисков осуществляется в соответствии с внутренними документами фонда.

2.3. Выявленные риски и результаты их оценки включаются во внутренний документ фонда - реестр рисков.

2.4. Реестр рисков должен пересматриваться по мере необходимости, но не реже одного раза в год, с учетом результатов выявления рисков в целях актуализации данных, содержащихся в нем.

Глава 3. Организация процесса управления рисками

3.1. В рамках организации системы управления рисками фонд должен организовать процесс управления рисками, в который включаются в том числе следующие действия.

3.1.1. Организация управления средствами пенсионных накоплений и средствами пенсионных резервов (в том числе выбор управляющей компании, кредитной организации для открытия счетов фонда, выбор активов для размещения средств пенсионных накоплений или пенсионных резервов) на принципах разумности, добросовестности и с должной степенью осмотрительности исключительно в интересах застрахованных лиц и участников соответственно. Организация управления средствами пенсионных накоплений и средствами пенсионных резервов не должна допускать размещение средств пенсионных накоплений и средств пенсионных резервов в активы, не соответствующие интересам застрахованных лиц и участников. Сделки в рамках размещения средств пенсионных накоплений или пенсионных резервов должны заключаться на наилучших доступных для фонда условиях на момент заключения сделки.

3.1.2. Выбор управляющей компании и определение перечня активов, в которые может инвестировать управляющая компания в соответствии с внутренними документами фонда, содержащими критерии такого выбора (в том числе требования к опыту и результатам управления активами, инвестирование в которые будет предусмотрено договором доверительного управления средствами пенсионных накоплений и (или) договором доверительного управления средствами пенсионных резервов с управляющей компанией).

3.1.3. Определение объема средств пенсионных накоплений и пенсионных резервов фонда, передаваемых в доверительное управление конкретной управляющей компании, в соответствии с внутренними документами фонда, содержащими критерии и факторы, определяющие объем средств пенсионных накоплений и пенсионных резервов фонда, передаваемых в доверительное управление управляющей компании.

3.1.4. Регулярная (но не реже одного раза в квартал) оценка эффективности управления средствами пенсионных накоплений и пенсионных резервов, проверка соответствия управляющей компании требованиям, установленным фондом к управляющей компании на этапе ее выбора, в соответствии с внутренними документами фонда, содержащими критерии такой оценки, основанные на достигнутых, в том числе управляющей компанией, показателях доходности средств пенсионных накоплений и пенсионных резервов фонда, скорректированных с учетом принятых рисков.

3.1.5. Принятие мер по повышению эффективности управления средствами пенсионных накоплений и пенсионных резервов управляющими компаниями, признанными фондом неэффективными в соответствии с внутренними документами фонда, которые могут включать в том числе пересмотр условий договоров доверительного управления средствами пенсионных накоплений и договоров доверительного управления средствами пенсионных резервов с такими управляющими компаниями (в том числе пересмотр инвестиционной декларации, размера вознаграждения управляющей компании) или расторжение указанных договоров.

3.1.6. Обеспечение управления средствами пенсионных накоплений и средствами пенсионных резервов фонда в соответствии с внутренними документами фонда, пересматриваемыми с учетом результатов измерения фондом рисков, а также реестра рисков, но не реже одного раза в год и определяющими в том числе:

активы, в которые могут размещаться средства пенсионных накоплений и средства пенсионных резервов фонда, цели управления такими активами;

виды допустимых сделок с активами, в которые могут размещаться средства пенсионных накоплений и средства пенсионных резервов фонда, ограничения на условия сделок с ними;

целевую доходность (доходность активов фонда, необходимую для достижения целей, определенных в стратегии развития фонда);

структуру активов, отражающую целевое (оптимальное) соотношение целевой доходности и рисков, которые фонд готов принимать в долгосрочной перспективе (далее - целевая структура активов фонда);

допустимые отклонения структуры активов фонда от целевой структуры активов фонда и порядок приведения структуры активов фонда к целевой структуре активов фонда в случае ее отклонения от указанных допустимых отклонений;

порядок установления фондом ограничений рисков;

ограничения рисков;

порядок выявления нарушения ограничений рисков и порядок их устранения.

Целевая структура активов фонда должна соответствовать принципам инвестирования средств пенсионных накоплений и размещения средств пенсионных резервов и способствовать максимизации доходности инвестиционных портфелей с учетом ограничений рисков, в том числе инвестиционных рисков и рисков, связанных со смертностью и половозрастной структурой застрахованных лиц и участников.

3.1.7. Проверка соответствия приобретенного либо приобретаемого актива (в том числе его цены) требованиям законодательства Российской Федерации и внутренних документов фонда с учетом информации, доступной на момент проверки и способной оказать влияние на принятие фондом решения о приобретении или продаже актива (в том числе информации о существенных фактах, предусмотренной Федеральным законом от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 17, ст.1918; 2001, N 33, ст.3424; 2002, N 52, ст.5141; 2004, N 27, ст.2711; N 31, ст.3225; 2005, N 11, ст.900; N 25, ст.2426; 2006, N 1, ст.5; N 2, ст.172; N 17, ст.1780; N 31, ст.3437; N 43, ст.4412; 2007, N 1, ст.45; N 18, ст.2117; N 22, ст.2563; N 41, ст.4845; N 50, ст.6247; 2008, N 52, ст.6221; 2009, N 1, ст.28; N 18, ст.2154; N 23, ст.2770; N 29, ст.3642; N 48, ст.5731; N 52, ст.6428; 2010, N 17, ст.1988; N 31, ст.4193; N 41, ст.5193; 2011, N 7, ст.905; N 23, ст.3262; N 27, ст.3880; N 29, ст.4291; N 48, ст.6728; N 49, ст.7040; N 50, ст.7357; 2012, N 25, ст.3269; N 31, ст.4334; N 53, ст.7607; 2013, N 26, ст.3207; N 30, ст.4043, ст.4082, ст.4084; N 51, ст.6699; N 52, ст.6985; 2014, N 30, ст.4219; 2015, N 1, ст.13; N 14, ст.2022; N 27, ст.4001; N 29, ст.4348, ст.4349, ст.4357; 2016, N 1, ст.50, ст.81). Проверка приобретенного или приобретаемого актива должна осуществляться по мере необходимости (по мере поступления соответствующей информации и (или) раскрытия информации о существенных фактах), но не реже одного раза в квартал.

3.2. В рамках процесса управления рисками фонд должен обеспечить отсутствие противоречия между инвестиционными декларациями и внутренними документами фонда, а также наличие в фонде и учет при принятии решений, связанных с осуществляемой им деятельностью по негосударственному пенсионному обеспечению, формированию долгосрочных сбережений и обязательному пенсионному страхованию, следующей информации:

(Абзац в редакции, введенной в действие с 31 марта 2024 года указанием Банка России от 7 ноября 2023 года N 6598-У. - См. предыдущую редакцию)

о целях владения каждым активом, входящим в состав средств пенсионных накоплений или средств пенсионных резервов (включая обоснование соответствия владения таким активом интересам застрахованных лиц или участников);

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 февраля 2018 года указанием Банка России от 6 декабря 2017 года N 4636-У. - См. предыдущую редакцию)

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»