1. Частью 1 комментируемой статьи предусматривается, что случаи приостановления использования лесов могут быть установлены только в федеральных законах. При этом под приостановлением использования лесов следует понимать временный запрет на определенный вид лесопользования.
Из совокупного толкования указанных норм с нормами ч.2 комментируемой статьи следует, что определение случаев приостановления использования лесов - исключительная прерогатива федерального законодателя, а вот внесудебный порядок такого приостановления может быть предусмотрен как органами исполнительной власти, так и органами местного самоуправления - в пределах имеющихся у них на это полномочий.
В ст.21 Модельного лесного кодекса (принят постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ от 15 ноября 2003 года N 22-11) закреплено, что права пользования участками лесного фонда и права пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, могут быть ограничены или приостановлены в той мере, в какой это необходимо для обеспечения рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, как входящих, так и не входящих в лесной фонд, а также земель лесного фонда, не покрытых лесной растительностью, защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, охраны здоровья населения, окружающей природной среды, историко-культурного и природного наследия, прав и законных интересов граждан.
Пунктом 4 ст.36 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" предусмотрено, что в случае обнаружения в ходе проведения изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в ст.30 данного закона работ по использованию лесов и иных работ объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в том числе объекта археологического наследия, заказчик указанных работ, технический заказчик (застройщик) объекта капитального строительства, лицо, проводящее указанные работы, обязаны незамедлительно приостановить указанные работы и в течение трех дней со дня обнаружения такого объекта направить в региональный орган охраны объектов культурного наследия письменное заявление об обнаруженном объекте культурного наследия.
Интересно отметить, что в одной из редакций проекта N 136515-4 Лесного кодекса Российской Федерации (редакция, принятая ГД ФС РФ в I чтении 22 апреля 2005 года) (см. URL: http://asozd2.duma.gov.ru/arhiv/a_dz_4.nsf/ByID/8DCD217805F4CC74432571BB005A3D2B?OpenDocument) предусматривалась отдельная статья "Приостановление лесопользования" где были регламентированы возможные случаи приостановления использования лесов. К таким случаям, в частности, были отнесены:
- неподача лесной декларации;
- несоблюдение лесопользователем обязательств, заявленных в лесной декларации;
- несоответствие лесной декларации плану лесного участка;
- несоблюдение лесопользователем лесного законодательства и технических регламентов.
Однако в конечном итоге (после ряда поправок) данная статья была изложена в нынешней редакции, приобретя наименование "Приостановление использования лесов".
2. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает следующий порядок приостановления использования лесов:
1) если приостановление использования лесов представляет собой административное наказание, то оно осуществляется в судебном порядке (на основании решения суда) (см. гл.8 "Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" КоАП РФ).
Приостановление деятельности является административным наказанием, предусмотренным п.9 ч.1 ст.3.2 КоАП РФ. Согласно ст.3.12 КоАП РФ оно заключается во временном прекращении деятельности соответствующих субъектов (перечислены в ч.1 ст.3.12 КоАП РФ). Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо в иных случаях, обозначенных в ч.1 ст.3.12 КоАП РФ.
Административное приостановление деятельности назначается только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
По общему правилу административное приостановление деятельности назначается судьей (см. также разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, данные в п.23.3 постановления от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Об административном приостановлении деятельности речь, в частности, идет при совершении следующих правонарушений:
а) ч.2 ст.8.6 КоАП РФ - уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
б) ч.2 ст.8.12 КоАП РФ - нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
в) ч.2 ст.8.31 КоАП РФ - загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
г) ч.3 ст.8.31 КоАП РФ - действия (бездействие), предусмотренные ч.2 ст.8.31 КоАП РФ, совершенные в защитных лесах и на особо защитных участках лесов, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
2) в иных случаях приостановление использования лесов осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти, а также органами местного самоуправления.
Приостанавливать в соответствии с федеральными законами использование лесов в пределах своих полномочий, в частности, могут:
1) Рослесхоз (см. п.6.13 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утв. постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 года N 736);
2) Росприроднадзор (см. п.6.6.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утв. постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 года N 400);
3) территориальные органы Рослесхоза (см., например, п.9.9 Типового положения о территориальном органе Федерального агентства лесного хозяйства, утв. приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 30 января 2015 года N 38);
4) территориальные органы Росприроднадзора (см., например, п.5.6 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Саха (Якутия), утв. приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 29 июня 2011 года N 494);
5) иные уполномоченные органы, например:
а) Комитет по охране и использованию объектов историко-культурного наследия Тюменской области в соответствии с п.2.39 Положения о нем, утв. постановлением Правительства Тюменской области от 23 мая 2005 года N 41-п, уполномочен осуществлять выдачу в случаях, предусмотренных законодательством, письменных предписаний в том числе о приостановлении работ по использованию лесов;