Принят
на двадцать втором пленарном
заседании Межпарламентской Ассамблеи
государств - участников СНГ
(постановление N 22-11
от 15 ноября 2003 года)
Модельный Лесной кодекс устанавливает правовые основы рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, повышения их экологического и ресурсного потенциала, а также предлагает наиболее эффективные методы сохранения и воспроизводства лесов, регулирования использования лесных ресурсов, доступа к ним, гармонизации отношений пользователей различными лесными ресурсами для использования их в национальном лесном законодательстве государств - участников Содружества Независимых Государств.
Регулирование лесных отношений осуществляется с учетом представлений о лесе как о совокупности лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей природной среды, имеющей важное экологическое, экономическое и социальное значение.
Модельный кодекс и национальное лесное законодательство государств - участников Содружества Независимых Государств основываются на следующих принципах:
- учет значения лесов как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию, охране и воспроизводству осуществляется исходя из представлений о лесе как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, совокупности природных ресурсов, используемых в качестве средства производства в лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территориях государств - участников Содружества Независимых Государств, и одновременно являющемся объектом гражданских прав в той мере, в какой это допускается национальным законодательством;
- приоритет охраны лесов как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в лесном хозяйстве перед использованием лесов в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение лесами осуществляется собственниками лесных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде и не ущемляет права иных лиц;
- приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию, охране и воспроизводству лесов должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат;
- участие граждан и общественных организаций (объединений) в решении вопросов, касающихся охраны и воспроизводства лесов, доступа к лесным ресурсам, в пределах их компетенции и в порядке, определяемых национальным законодательством;
- приоритет сохранения особо ценных лесов и лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях;
- свободное пребывание граждан в лесах, если иное не предусмотрено национальным законодательством;
- платность пользования лесными ресурсами, если иное не предусмотрено национальным законодательством;
- разграничение национальным законодательством функций управления лесами между различными уровнями государственной власти и местного самоуправления, обеспечивающее наиболее эффективное решение вопросов использования, охраны и воспроизводства лесов;
- дифференцированный подход к установлению правового режима участков лесов, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и другие факторы.
Национальными законами могут быть установлены и другие принципы лесного законодательства.
Модельный Лесной кодекс направлен на обеспечение рационального и неистощительного использования лесов, их охрану, защиту и воспроизводство исходя из принципов устойчивого управления лесами и сохранения биологического разнообразия лесных экосистем, повышения экологического и ресурсного потенциала лесов, удовлетворения потребностей общества в лесных ресурсах на основе научно обоснованного, многоцелевого лесопользования, а также на гармонизацию национального лесного законодательства государств - участников Содружества Независимых Государств.
Лесное законодательство государств - участников Содружества Независимых Государств состоит из национальных лесных кодексов, других национальных законов и иных нормативных правовых актов.
Нормы лесного права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать национальному лесному законодательству.
Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов являются составной частью правовой системы государств - участников Содружества Независимых Государств.
Международные договоры стран - участниц Содружества Независимых Государств применяются к отношениям в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов непосредственно, за исключением случаев, когда для применения международного договора требуется принятие национального правового акта.
Акты национального лесного законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникающим после введения этих актов в действие.
Действие актов национального лесного законодательства распространяется на отношения, возникшие до введения данных актов в действие, только в случаях, если это прямо предусмотрено законодательством.
Лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, а также лесных земель как покрытых лесной растительностью, так и не покрытых ею (лесные отношения).
Отношения в области использования и охраны лесных земель регулируются национальным лесным и земельным законодательством.
Отношения в области использования древесины, технического и лекарственного сырья, а также иных лесных ресурсов, добытых в установленном порядке при пользовании лесами, регулируются национальным гражданским и иным законодательством.
Отношения в области использования и охраны животного мира, водных объектов, недр, атмосферного воздуха регулируются национальным лесным законодательством в той мере, в какой это необходимо для рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, а также лесных земель.
Имущественные отношения, возникающие при использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов, регулируются национальным гражданским законодательством, если иное не предусмотрено настоящим модельным Кодексом и национальным лесным законодательством.
В целях организации эффективного управления лесами национальным лесным законодательством может быть предусмотрено образование лесного фонда, в который включаются леса и лесные земли как покрытые лесной растительностью, так и не покрытые ею (нелесные земли).
Объектами лесных отношений являются лесной фонд, участки лесного фонда и права пользования ими, леса, не входящие в лесной фонд их участки и права пользования ими, древесно-кустарниковая растительность.
Объекты лесных отношений используются и охраняются с учетом многофункционального значения лесов, а также признания их основным средством производства в лесном хозяйстве.
Национальный лесной фонд образуют все леса, за исключением лесов, имеющих специальное назначение, и особенности использования и управления ими, а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные и нелесные земли).
Состав лесного фонда и порядок включения в него лесов, лесных земель, нелесных земель определяются национальным земельным и лесным законодательством в зависимости от форм собственности на них, назначения и правового режима.
Границы лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от иных земель.
Изъятие земель из лесного фонда осуществляется в порядке, установленном национальным лесным и земельным законодательством.
В состав земель лесного фонда входят лесные земли и нелесные земли.
К лесным землям относятся земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, погибшие древостой редины, пустыри, прогалины, площади, занятые питомниками, несомкнувшимися лесными культурами, и иные).
К нелесным землям относятся земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (земли, занятые просеками, дорогами, сельскохозяйственными угодьями, и другие земли), а также иные земли, расположенные в границах лесного фонда (земли, занятые болотами, каменистыми россыпями, и другие неудобные для использования земли).
К участкам лесного фонда относятся участки леса, а также участи лесных земель, не покрытых лесной растительностью, и участки нелесных земель.
Границы участков лесного фонда должны быть обозначены в натуре с помощью лесохозяйственных знаков и (или) указаны в планово-картографических материалах (лесных картах).
К участкам лесного фонда и правам пользования ими применяются положения национального гражданского законодательства об объектах гражданских прав, а также положения национального земельного законодательства, если иное не установлено настоящим модельным и национальным Лесным кодексом.
К участкам лесов, не входящих в лесной фонд, применяются требования настоящей статьи, если иное не предусмотрено национальными законами.
В лесной фонд и в леса, не входящие в лесной фонд, не включается древесно-кустарниковая растительность, расположенная:
- на землях сельскохозяйственного назначения, в том числе землях, предоставленных для садоводства и личного подсобного хозяйства;
- на землях транспорта (на полосах отводов железнодорожных магистралей и автомобильных дорог);
- на землях населенных пунктов (поселений), в том числе предоставленных для дачного, жилищного и иного строительства (за исключением городских лесов);
- на землях водного фонда (на полосах отвода каналов);
- на землях иных категорий.
Оборот объектов лесных отношений регулируется гражданским и лесным национальным законодательством и должен обеспечивать эффективное использование лесных ресурсов, а также сохранение и воспроизводство лесов и их глобальное экологическое значение.
Участниками лесных отношений являются национальные органы государственной власти различных уровней, муниципальные образования, граждане и юридические лица.
Конкретные участники лесных отношений определяются национальным лесным законодательством.
Лесопользователями являются граждане и юридические лица, которым предоставлены права пользования участками лесного фонда и права пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд.
Содержание права собственности на лесной фонд и права собственности на леса, не входящие в лесной фонд, определяются настоящим модельным Кодексом, национальным гражданским, лесным и земельным законодательством.
Собственник несет бремя затрат на охрану, защиту, воспроизводство и организацию рационального использования принадлежащих ему объектов лесных отношений и имеет право на получение доходов от использования лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд.
Владение, пользование и распоряжение лесным фондом и не входящими в лесной фонд лесами осуществляются с учетом глобального экологического значения лесов, их воспроизводства, длительности выращивания и иных природных свойств леса.
Лесной фонд и леса, не входящие в лесной фонд, могут находиться в государственной, муниципальной собственности и в собственности граждан и юридических лиц.
Формы собственности определяются национальным законодательством.
Древесно-кустарниковая растительность, расположенная на земельном участке, находящемся в собственности гражданина или юридического лица, принадлежит ему на праве собственности, если иное не установлено национальным законом.
Владение, пользование и распоряжение указанной древесно-кустарниковой растительностью осуществляются собственником в соответствии с требованиями национального лесного и земельного законодательства.