Принят
 на двадцать втором пленарном
 заседании Межпарламентской Ассамблеи
 государств - участников СНГ
 (постановление N 22-11
 от 15 ноября 2003 года
)

     

МОДЕЛЬНЫЙ ЛЕСНОЙ КОДЕКС
для государств - участников СНГ

          

Модельный Лесной кодекс устанавливает правовые основы рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, повышения их экологического и ресурсного потенциала, а также предлагает наиболее эффективные методы сохранения и воспроизводства лесов, регулирования использования лесных ресурсов, доступа к ним, гармонизации отношений пользователей различными лесными ресурсами для использования их в национальном лесном законодательстве государств - участников Содружества Независимых Государств.

Регулирование лесных отношений осуществляется с учетом представлений о лесе как о совокупности лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей природной среды, имеющей важное экологическое, экономическое и социальное значение.

Общая часть

     

Глава 1. Основные положения

Статья 1. Основные принципы лесного законодательства


Модельный кодекс и национальное лесное законодательство государств - участников Содружества Независимых Государств основываются на следующих принципах:

- учет значения лесов как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию, охране и воспроизводству осуществляется исходя из представлений о лесе как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, совокупности природных ресурсов, используемых в качестве средства производства в лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территориях государств - участников Содружества Независимых Государств, и одновременно являющемся объектом гражданских прав в той мере, в какой это допускается национальным законодательством;

- приоритет охраны лесов как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в лесном хозяйстве перед использованием лесов в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение лесами осуществляется собственниками лесных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде и не ущемляет права иных лиц;

- приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию, охране и воспроизводству лесов должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат;

- участие граждан и общественных организаций (объединений) в решении вопросов, касающихся охраны и воспроизводства лесов, доступа к лесным ресурсам, в пределах их компетенции и в порядке, определяемых национальным законодательством;

- приоритет сохранения особо ценных лесов и лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях;

- свободное пребывание граждан в лесах, если иное не предусмотрено национальным законодательством;

- платность пользования лесными ресурсами, если иное не предусмотрено национальным законодательством;

- разграничение национальным законодательством функций управления лесами между различными уровнями государственной власти и местного самоуправления, обеспечивающее наиболее эффективное решение вопросов использования, охраны и воспроизводства лесов;

- дифференцированный подход к установлению правового режима участков лесов, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и другие факторы.

Национальными законами могут быть установлены и другие принципы лесного законодательства.

Статья 2. Задачи и цели модельного Лесного кодекса


Модельный Лесной кодекс направлен на обеспечение рационального и неистощительного использования лесов, их охрану, защиту и воспроизводство исходя из принципов устойчивого управления лесами и сохранения биологического разнообразия лесных экосистем, повышения экологического и ресурсного потенциала лесов, удовлетворения потребностей общества в лесных ресурсах на основе научно обоснованного, многоцелевого лесопользования, а также на гармонизацию национального лесного законодательства государств - участников Содружества Независимых Государств.

Статья 3. Лесное законодательство государств-участников
Содружества Независимых Государств


Лесное законодательство государств - участников Содружества Независимых Государств состоит из национальных лесных кодексов, других национальных законов и иных нормативных правовых актов.

Нормы лесного права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать национальному лесному законодательству.

Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов являются составной частью правовой системы государств - участников Содружества Независимых Государств.

Международные договоры стран - участниц Содружества Независимых Государств применяются к отношениям в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов непосредственно, за исключением случаев, когда для применения международного договора требуется принятие национального правового акта.

Статья 4. Действие национального лесного
законодательства во времени


Акты национального лесного законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникающим после введения этих актов в действие.

Действие актов национального лесного законодательства распространяется на отношения, возникшие до введения данных актов в действие, только в случаях, если это прямо предусмотрено законодательством.

Статья 5. Отношения, регулируемые лесным законодательством


Лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, а также лесных земель как покрытых лесной растительностью, так и не покрытых ею (лесные отношения).

Отношения в области использования и охраны лесных земель регулируются национальным лесным и земельным законодательством.

Отношения в области использования древесины, технического и лекарственного сырья, а также иных лесных ресурсов, добытых в установленном порядке при пользовании лесами, регулируются национальным гражданским и иным законодательством.

Отношения в области использования и охраны животного мира, водных объектов, недр, атмосферного воздуха регулируются национальным лесным законодательством в той мере, в какой это необходимо для рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, а также лесных земель.

Имущественные отношения, возникающие при использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов, регулируются национальным гражданским законодательством, если иное не предусмотрено настоящим модельным Кодексом и национальным лесным законодательством.

Глава 2. Объекты лесных отношений

Статья 6. Объекты лесных отношений


В целях организации эффективного управления лесами национальным лесным законодательством может быть предусмотрено образование лесного фонда, в который включаются леса и лесные земли как покрытые лесной растительностью, так и не покрытые ею (нелесные земли).

Объектами лесных отношений являются лесной фонд, участки лесного фонда и права пользования ими, леса, не входящие в лесной фонд их участки и права пользования ими, древесно-кустарниковая растительность.

Объекты лесных отношений используются и охраняются с учетом многофункционального значения лесов, а также признания их основным средством производства в лесном хозяйстве.

Статья 7. Лесной фонд


Национальный лесной фонд образуют все леса, за исключением лесов, имеющих специальное назначение, и особенности использования и управления ими, а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные и нелесные земли).

Состав лесного фонда и порядок включения в него лесов, лесных земель, нелесных земель определяются национальным земельным и лесным законодательством в зависимости от форм собственности на них, назначения и правового режима.

Границы лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от иных земель.

Изъятие земель из лесного фонда осуществляется в порядке, установленном национальным лесным и земельным законодательством.

Статья 8. Земли лесного фонда


В состав земель лесного фонда входят лесные земли и нелесные земли.

К лесным землям относятся земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, погибшие древостой редины, пустыри, прогалины, площади, занятые питомниками, несомкнувшимися лесными культурами, и иные).

К нелесным землям относятся земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (земли, занятые просеками, дорогами, сельскохозяйственными угодьями, и другие земли), а также иные земли, расположенные в границах лесного фонда (земли, занятые болотами, каменистыми россыпями, и другие неудобные для использования земли).

Статья 9. Участки лесного фонда


К участкам лесного фонда относятся участки леса, а также участи лесных земель, не покрытых лесной растительностью, и участки нелесных земель.

Границы участков лесного фонда должны быть обозначены в натуре с помощью лесохозяйственных знаков и (или) указаны в планово-картографических материалах (лесных картах).

К участкам лесного фонда и правам пользования ими применяются положения национального гражданского законодательства об объектах гражданских прав, а также положения национального земельного законодательства, если иное не установлено настоящим модельным и национальным Лесным кодексом.

К участкам лесов, не входящих в лесной фонд, применяются требования настоящей статьи, если иное не предусмотрено национальными законами.

Статья 10. Древесно-кустарниковая растительность


В лесной фонд и в леса, не входящие в лесной фонд, не включается древесно-кустарниковая растительность, расположенная:

- на землях сельскохозяйственного назначения, в том числе землях, предоставленных для садоводства и личного подсобного хозяйства;

- на землях транспорта (на полосах отводов железнодорожных магистралей и автомобильных дорог);

- на землях населенных пунктов (поселений), в том числе предоставленных для дачного, жилищного и иного строительства (за исключением городских лесов);

- на землях водного фонда (на полосах отвода каналов);

- на землях иных категорий.

Статья 11. Оборотоспособность объектов лесных отношений


Оборот объектов лесных отношений регулируется гражданским и лесным национальным законодательством и должен обеспечивать эффективное использование лесных ресурсов, а также сохранение и воспроизводство лесов и их глобальное экологическое значение.

Глава 3. Субъекты лесных отношений

Статья 12. Участники лесных отношений


Участниками лесных отношений являются национальные органы государственной власти различных уровней, муниципальные образования, граждане и юридические лица.

Конкретные участники лесных отношений определяются национальным лесным законодательством.

Статья 13. Лесопользователи


Лесопользователями являются граждане и юридические лица, которым предоставлены права пользования участками лесного фонда и права пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд.

Глава 4. Права собственности на лесной фонд и на леса,
не входящие в лесной фонд, и другие права пользования
их участками

Статья 14. Содержание права собственности на лесной фонд
и права собственности на леса, не входящие в лесной фонд


Содержание права собственности на лесной фонд и права собственности на леса, не входящие в лесной фонд, определяются настоящим модельным Кодексом, национальным гражданским, лесным и земельным законодательством.

Собственник несет бремя затрат на охрану, защиту, воспроизводство и организацию рационального использования принадлежащих ему объектов лесных отношений и имеет право на получение доходов от использования лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд.

Владение, пользование и распоряжение лесным фондом и не входящими в лесной фонд лесами осуществляются с учетом глобального экологического значения лесов, их воспроизводства, длительности выращивания и иных природных свойств леса.

Статья 15. Формы собственности на лесной фонд
и на леса, не входящие в лесной фонд


Лесной фонд и леса, не входящие в лесной фонд, могут находиться в государственной, муниципальной собственности и в собственности граждан и юридических лиц.

Формы собственности определяются национальным законодательством.

Статья 16. Право собственности граждан и юридических лиц
на древесно-кустарниковую растительность, расположенную
на земельном участке


Древесно-кустарниковая растительность, расположенная на земельном участке, находящемся в собственности гражданина или юридического лица, принадлежит ему на праве собственности, если иное не установлено национальным законом.

Владение, пользование и распоряжение указанной древесно-кустарниковой растительностью осуществляются собственником в соответствии с требованиями национального лесного и земельного законодательства.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»