Комментарий к Лесному кодексу Российской Федерации (постатейный)

Комментарий к статье 30. Заготовка гражданами древесины для собственных нужд

1. Частью 1 комментируемой статьи закреплено право граждан осуществлять заготовку древесины для собственных нужд, т.е. не для извлечения прибыли (например, для последующей продажи). К собственным нуждам, в частности, отнесены: отопление, возведение строений. Перечень собственных нужд открытый, поэтому к собственным нуждам также считается возможным относить любые семейные, бытовые, личные и иные нужды, не связанные с осуществлением коммерческой деятельности.

2. В местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и ведущих традиционный образ жизни, эти лица имеют право бесплатно осуществлять заготовку древесины для собственных нужд исходя из нормативов, установленных в соответствии с ч.5 комментируемой статьи.

В настоящее время действуют следующие нормативные акты:

- распоряжение Правительства РФ от 8 мая 2009 года N 631-р "Об утверждении перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и перечня видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации";

- распоряжение Правительства РФ от 17 апреля 2006 года N 536-р "Об утверждении перечня коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации";

- постановление Правительства РФ от 24 марта 2000 года N 255 "О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации".

3. К заготовке гражданами древесины для собственных нужд не применяются ч.1, 2 и 7 ст.29 ЛК РФ (см. комментарий к соответствующим нормам).

4. Граждане осуществляют заготовку древесины для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.

Вопросы о применении данной нормы возникали в судебной практике. Так, заместитель прокурора Новосибирской области обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с иском к департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области и индивидуальному предпринимателю Кривенко Андрею Михайловичу о признании недействительным договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд от 22 августа 2008 года N 57/05-СН.

Суд отказал в удовлетворении исковых требований, придя к выводу о том, что оспариваемый договор заключен в целях снабжения граждан дровяной древесиной для отопления жилых помещений, не имеющих централизованного отопления. Однако прокурор в отзыве указал на необоснованность доводов кассационной жалобы, считая, что анализ условий договора свидетельствует о том, что он совершен предпринимателем в отношении себя лично. Кроме того, прокурор сослался на то, что проведенной проверкой по поручению прокуратуры области прокурором Здвинского района было установлено, что граждане, указанные в списке и в реестре не обращались в отдел лесных отношений за заключением договора купли-продажи лесных насаждений и не выдавали доверенности предпринимателю на представление их интересов при заключении договора.

Как подчеркнул вышестоящий суд, нормы ЛК РФ не предусматривают возможность заключения договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд с лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность. Стороной такого договора в обязательном порядке должен быть гражданин (см. подробнее постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 5 ноября 2009 года по делу N А45-2897/2009).

С 1 февраля 2014 года вступила в силу ч.4.1 комментируемой статьи, устанавливающая запрет на отчуждение или переход от одного лица к другому иными способами древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд. Таким образом, купля-продажа, мена, дарение и иные сделки с древесиной, заготовленной для собственных нужд, с 1 февраля 2014 года являются недействительными в соответствии с нормами гражданского законодательства. Данная норма распространяется на все договоры купли-продажи лесных насаждений, на основании которых граждане заготавливают древесину для собственных нужд, в том числе в отношении древесины, заготовленной до 1 февраля 2014 года (см. подробнее письмо Рослесхоза от 23 января 2014 года N НК-03-54/597).

5. В силу ч.5 комментируемой статьи:

а) порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд устанавливаются законами субъектов РФ. Здесь можно отметить такие акты, как: Закон Чукотского автономного округа от 20 февраля 2008 года N 12-ОЗ "О порядке и нормативах заготовки древесины гражданами для собственных нужд на территории Чукотского автономного округа", Закон Челябинской области от 27 сентября 2007 года N 204-ЗО "О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд", Областной закон Ленинградской области от 28 июня 2007 года N 108-оз "Об установлении порядка и нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд на территории Ленинградской области", Закон Томской области от 9 августа 2007 года N 165-ОЗ "Об установлении порядка и нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд", Закон Смоленской области от 29 ноября 2007 года N 135-з "О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд на территории Смоленской области", Закон Камчатского края от 3 декабря 2007 года N 703 "Об утверждении порядка и нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд на территории Камчатского края", Закон Республики Карелия от 12 ноября 2007 года N 1134-ЗРК "О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд" и др.

Так, например, в ст.3 Закона Иркутской области от 10 ноября 2011 года N 109-ОЗ "О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд в Иркутской области" закреплено, что граждане осуществляют заготовку древесины для собственных нужд из расчета на семью (одиноко проживающего гражданина) по следующим нормативам:

1) для отопления:

- для граждан, проживающих в муниципальном образовании города Бодайбо и района, муниципальном образовании города Братска, муниципальном образовании "Братский район", муниципальном образовании "Жигаловский район", муниципальном образовании Иркутской области "Казачинско-Ленский район", муниципальном образовании "Катангский район", муниципальном образовании "Качугский район", муниципальном образовании Киренский район, муниципальном образовании Мамско-Чуйского района, муниципальном образовании "Нижнеилимский район", муниципальном образовании город Усть-Илимск, муниципальном образовании "Усть-Илимский район", Усть-Кутском муниципальном образовании, Чунском районном муниципальном образовании, муниципальном образовании "Кырма", - в объеме древесины, определенном гражданином, но не более 36 куб.м ежегодно;

- для проживающих в иных муниципальных образованиях Иркутской области - в объеме древесины, определенном гражданином, но не более 25 куб.м ежегодно;

2) для возведения строений - в объеме древесины, определенном гражданином, но не более 125 куб.м однократно;

3) для текущего ремонта индивидуальных жилых помещений - в объеме древесины, определенном гражданином, но не более 15 куб.м в течение пяти лет;

4) для капитального ремонта индивидуальных жилых помещений - в объеме древесины, определенном гражданином, но не более 35 куб.м в течение 25 лет, но не ранее чем через пять лет с года заготовки древесины для текущего ремонта индивидуального жилого дома;

5) для строительства и ремонта хозяйственных построек - в объеме древесины, определенном гражданином, но не более 25 куб.м в течение пяти лет;

б) порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд, осуществляемой на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся особо охраняемые природные территории. В данном отношении действует приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 2 апреля 2015 года N 169 "Об утверждении порядка и нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд, осуществляемой на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения".