Неактуальный

Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный)

Комментарий к статье 13. Выдача лиц, совершивших преступление


1. Комментируемая статья посвящена вопросу возможности выдачи лиц, совершивших преступление за пределами территории Российской Федерации.

В международном праве такая выдача лиц называется экстрадицией (от лат. extraditio, образованное от ex - из, вне и tradition - передача).

Экстрадиция - это передача для привлечения к уголовной ответственности или для приведения в исполнение приговора в отношении лица, обвиняемого в совершении преступления или осужденного, государством, на территории которого находится преступник, другому государству, где было совершено преступление, или государству, гражданином которого является преступник.

Комментируемая статья предусматривает две категории лиц, которые могут (не могут) быть выданы иностранному государству:

- граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства;

- иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся на территории Российской Федерации.

В ч.1 комментируемой статьи фактически зафиксировано положение ч.1 ст.61 Конституции РФ, согласно которой гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству. Граждане Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, в соответствии с ч.1 ст.12 УК РФ подлежат уголовной ответственности по российскому законодательству.

2. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает возможность выдачи иностранному государству лишь иностранных граждан и лиц без гражданства (апатридов), совершивших преступление вне пределов Российской Федерации и находящихся на территории Российской Федерации для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания. Такая выдача может быть осуществлена лишь на основании соответствующего международного договора РФ. Подобные договоры имеются у Российской Федерации с различными иностранными государствами.

В частности, можно указать на следующие акты:

- Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22.01.93);

- Договор между Российской Федерацией и Монголией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам (Улан-Батор, 20.04.99);

- Договор между Российской Федерацией и Республикой Индией о выдаче (Дели, 21.12.98);

- Договор между Российской Федерацией и Социалистической Республикой Вьетнам о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам (Москва, 25.08.98);

- Договор между Российской Федерацией и Республикой Польша о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам (Варшава, 16.09.96);

- Договор между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам (Тегеран, 05.03.96) и др.

В международных договорах, как правило, устанавливается, что выдача для привлечения к уголовной ответственности производится за такие деяния, которые являются наказуемыми по законам РФ и запрашивающего о выдаче лица государства и за совершение которых предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок не менее одного года или более тяжкое наказание. Также в договорах могут устанавливаться и другие ограничения, как например отказ в выдаче иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших преступление вне пределов Российской Федерации. Не допускается выдача другим государствам иностранных граждан и лиц без гражданства, преследуемых за политические убеждения, которым Российская Федерация предоставляет политическое убежище в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

О практике рассмотрения судами вопросов, связанных с выдачей лиц для уголовного преследования или исполнения приговора, а также передачей лиц для отбывания наказания см. постановление Пленума ВС РФ от 14.06.2012 N 11.