Неактуальный

Комментарий к Федеральному закону от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (постатейный)

Комментарий к статье 16. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья

1. В комментируемой статье регламентированы общие полномочия органов государственной власти субъектов РФ в сфере здравоохранения. Реализация этих полномочий осуществляется с учетом положений ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (см. ст.26.1 и др.). При этом в силу ч.2 комментируемой статьи и в порядке, установленном указанным законом, некоторые полномочия (из числа обозначенных в ч.1 комментируемой статьи) органов государственной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья могут быть переданы ими для осуществления органам местного самоуправления (см. ст.26.3 и др. указанного закона).

Фактически каждое из обозначенных в ч.1 комментируемой статьи полномочий находит свою конкретизацию в соответствующих нормативных правовых актах, принимаемых уполномоченными органами субъектов РФ, при этом речь идет как о законах, так и подзаконных актах.

В первую очередь следует отметить наличие в большинстве субъектов РФ собственных законов, регулирующих отношения в сфере здравоохранения, например:

- Закон города Севастополя от 5 августа 2014 года N 54-ЗС "Об охране здоровья населения города Севастополя";

- Областной закон Ленинградской области от 27 декабря 2013 года N 106-оз "Об охране здоровья населения Ленинградской области";

- Закон Московской области от 14 ноября 2013 года N 132/2013-ОЗ "О здравоохранении в Московской области";

- Закон Республики Башкортостан от 4 декабря 2012 года N 608-з "Об охране здоровья граждан в Республике Башкортостан";

- Закон г.Москвы от 17 марта 2010 года N 7 "Об охране здоровья в городе Москве" и др.

Такими законодательными актами в общих чертах конкретизируются основные положения комментируемого Закона в части полномочий, отнесенных к компетенции органов государственной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья. Так, в частности, ст.1 Закона Воронежской области от 25 июня 2012 года N 93-ОЗ "О здравоохранении в Воронежской области" закрепляет, что указанный закон действует на территории Воронежской области, регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан, и определяет:

1) правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья;

2) права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав;

3) полномочия и ответственность органов государственной власти Воронежской области и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья;

4) права и обязанности медицинских организаций, иных организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья;

5) права и обязанности медицинских работников и фармацевтических работников.

В ст.9 названного закона зафиксированы полномочия правительства Воронежской области в сфере охраны здоровья, а в ст.10 детализированы полномочия исполнительного органа государственной власти Воронежской области в сфере охраны здоровья, которые в целом соответствуют положениям ч.1 комментируемой статьи. При этом предусмотрена возможность осуществления иных полномочий в соответствии с федеральным и областным законодательством.

Среди подзаконных актов, принятых в целях реализации норм ч.1 комментируемой статьи, отметим (по списку полномочий согласно п.1-18):

- постановление Правительства Севастополя от 25 мая 2015 года N 434-ПП "Об утверждении Государственной программы "Развитие здравоохранения города Севастополя на 2015-2020 годы";

- Закон Санкт-Петербурга от 25 декабря 2015 года N 895-182 "О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Санкт-Петербурге на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов";

- Закон Республики Алтай от 14 мая 2008 года N 48-РЗ "О полномочиях органов государственной власти Республики Алтай в области охраны здоровья граждан и обязательного медицинского страхования";

- Закон Вологодской области от 17 июля 2006 года N 1469-ОЗ "О разграничении полномочий в сфере здравоохранения между органами государственной власти области";

- постановление Правительства Республики Башкортостан от 9 июля 2014 года N 310 "Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Республики Башкортостан";

- постановление Правительства Республики Калмыкия от 19 ноября 2013 года N 528 "Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Республики Калмыкия";

- приказ Минздрава Республики Алтай от 19 марта 2015 года N 46 "О порядке организации оказания первичной медико-санитарной помощи в экстренной и неотложной формах, в том числе на дому, при вызове медицинского работника, гражданам, которые выбрали медицинскую организацию для получения первичной медико-санитарной помощи в рамках Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не по территориально-участковому принципу";

- постановление Правительства Республики Калмыкия от 1 июня 2015 года N 208 "Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи медицинскими работниками медицинских организаций вне таких медицинских организаций, а также в иных медицинских организациях";

- распоряжение Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга от 23 апреля 2010 года N 210-р "Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции "организация оказания первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, находящихся в ведении Комитета, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной)";

- постановление Правительства Москвы от 24 марта 2015 года N 133-ПП "О мерах, направленных на организацию оказания высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы" (вместе с "Порядком формирования Перечня медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь, не включенную в базовую программу обязательного медицинского страхования", "Правилами финансового обеспечения оказания высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы");

- постановление Правительства Санкт-Петербурга от 2 декабря 2014 года N 1098 "Об утверждении Порядка формирования перечня медицинских организаций, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь за счет средств бюджета Санкт-Петербурга";

- приказ ДОЗНКО от 10 апреля 2014 года N 637 "Об утверждении Распорядка проведения медицинских осмотров, медицинских освидетельствований в наркологических медицинских организациях и наркологических подразделениях медицинских организаций Кемеровской области";