1. Исходной базой развития и совершенствования законодательства, в том числе и в области охраны здоровья, является Конституция РФ. В соответствии со ст.18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. В соответствии с приведенной нормой, основной функцией законодательства в сфере охраны здоровья является комплексное правовое регулирование отношений при осуществлении гражданами своего конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь, закрепленного ст.41 Конституции РФ.
Необходимо отметить, что спектр законодательных актов по вопросам охраны здоровья достаточно широк. Центральное место занимает комментируемый Закон, который заменил действующие с 1993 года Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан (утратили силу), и призван регулировать правоотношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан; правовые, организационные и экономические основы данных правоотношений и решать иные обозначенные в нем задачи.
Среди иных законов, регулирующих правоотношения в сфере охраны здоровья, можно назвать следующие:
- Федеральный закон от 29 декабря 2014 года N 474-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений в сферах охраны здоровья и обращения лекарственных средств на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя". Он определяет особенности правового регулирования отношений в сферах охраны здоровья и обращения лекарственных средств на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя;
- Федеральный закон от 23 февраля 2013 года N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака", который регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;
- ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", который регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том числе определяет правовое положение субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения;
- ФЗ "Об обращении лекарственных средств", регламентирующий правоотношения, возникающие в связи с обращением - разработкой, доклиническими и клиническими исследованиями, экспертизой, государственной регистрацией, со стандартизацией и с контролем качества, производством, изготовлением, хранением, перевозкой, ввозом и вывозом, рекламой, отпуском, реализацией, передачей, применением, уничтожением лекарственных средств;
- ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", который направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду;
- ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах", который устанавливает правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности;
- Закон РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", который устанавливает правовые, организационные и экономические принципы оказания психиатрической помощи в Российской Федерации;
- Закон РФ "О трансплантации органов и (или) тканей человека", который определяет условия и порядок трансплантации органов и (или) тканей человека, опираясь на современные достижения науки и медицинской практики, а также учитывая рекомендации ВОЗ;
- Федеральный закон от 2 января 2000 года N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", который регулирует отношения в области обеспечения качества пищевых продуктов и их безопасности для здоровья человека;
- ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации", которым установлены правовые основы осуществления государственной политики в области предупреждения распространения туберкулеза в Российской Федерации в целях охраны здоровья граждан и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
- ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", который устанавливает правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации;
- Федеральный закон от 20 июля 2012 года N 125-ФЗ "О донорстве крови и ее компонентов", который устанавливает правовые, экономические и социальные основы развития донорства крови и ее компонентов в Российской Федерации в целях организации заготовки, хранения, транспортировки донорской крови и ее компонентов, обеспечения ее безопасности и клинического использования, а также охраны здоровья доноров крови и ее компонентов, реципиентов и защиты их прав.
Среди федеральных нормативно-правовых актов Российской Федерации по вопросам охраны здоровья можно выделить акты Правительства РФ, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, а также иных федеральных органов государственной власти осуществляющих полномочия, предусмотренные комментируемым Законом (см. ст.14).
Учитывая, что в соответствии со ст.72 Конституции РФ координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ, на основании и в соответствии с федеральным законодательством в субъектах РФ издаются законодательные и нормативно-правовые акты по вопросам охраны здоровья (см. об этом подробнее комментарий к ст.15, 16 Закона).
2. Законодателем установлен строгий приоритет норм об охране здоровья, содержащихся в комментируемом Законе. Все иные федеральные законы, нормативно-правовые акты РФ, законы и нормативно-правовые акты субъектов РФ по вопросам охраны здоровья должны соответствовать комментируемому Закону.
3. В случае несоответствия норм об охране здоровья, содержащихся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ, нормам комментируемого Закона применяются его нормы.
Целью введения приоритетности норм данного Закона является восстановление управляемости системы охраны здоровья правовыми методами, построение не административной, а правовой вертикали системы законодательства об охране здоровья граждан, что обуславливается принятием основополагающих федеральных законов в сфере здравоохранения, таких как комментируемый Закон, ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и т.д. Единство системы государственной власти в РФ обеспечивается тем, что Конституция РФ, федеральные законы и федеральные нормативно-правовые акты обязательны для исполнения на всей территории РФ. При этом региональные законы и нормативные правовые акты, принимаемые в субъектах РФ по вопросам совместного ведения не должны противоречить федеральным законам. Определение границ полномочий и компетенции РФ и субъектов РФ гарантирует исполнение законодательства об охране здоровья в регионах и создание единой государственной правовой системы здравоохранения на всей территории страны.
4. Органы местного самоуправления также вправе в пределах своей компетенции издавать нормативно-правовые акты по вопросам охраны здоровья, которые не должны противоречить комментируемому Закону, иным федеральным законам и нормативно-правовым актам, а также законам и нормативно-правовым актам субъектов РФ (см. подробнее комментарий к ст.17 Закона).
5. В соответствии со ст.15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Из указанной конституционной нормы вытекают положения комментируемой статьи о том, что, если международным договором, в котором участвует Российская Федерация, установлены иные правила, чем предусмотренные комментируемым Законом
правила в сфере охраны здоровья, применяются правила международного договора.
В соответствии с Федеральным законом от 15 июля 1995 года N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" международный договор Российской Федерации является международным соглашением, заключенным Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами), с международной организацией либо с иным образованием, обладающим правом заключать международные договоры, в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.
Право на охрану здоровья закреплено как в международных соглашениях и договорах об общих правах человека, таких как Всеобщая декларация прав человека, принятая резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах принятый Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 года и вступивший в силу 3 января 1976 года, Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый 16 декабря 1966 года, вступивший в силу 23 марта 1976 года, так и в международных соглашениях, принятых конкретно по вопросам здравоохранения.
Так, в Уставе (Конституции) ВОЗ, принятом в Нью-Йорке 22 июля 1946 года указано, что обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья является одним из основных прав всякого человека без различия расы, религии, политических убеждений, экономического или социального положения. Здоровье всех народов является основным фактором в достижении мира и безопасности и зависит от самого полного сотрудничества отдельных лиц и государств. Достижения любого государства в области улучшения и охраны здоровья представляют ценность для всех.
26 июня 1992 года в г.Минске между государствами-участниками Содружества Независимых Государств было заключено Соглашение о сотрудничестве в области охраны здоровья населения, в соответствии с которым стороны "намерены проводить консультации и обмениваться опытом работы по совершенствованию системы управления здравоохранения, в том числе по введению медицинского страхования граждан, внедрению других прогрессивных форм организации здравоохранения, созданию рынка медицинских услуг" и "руководствуясь принципами гуманизма, обязуются оказывать экстренную и неотложную медицинскую помощь гражданам государств - участников Содружества без взаимных компенсаций затрат, плановую медицинскую помощь по направлению органов и организаций здравоохранения с возмещением фактических затрат направляющей стороной, либо на условиях, предусмотренных специальными двусторонними договорами". В рамках данного Соглашения утверждено Положение о Совете по сотрудничеству в области здравоохранения Содружества Независимых Государств.