РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 17 мая 2016 года N 934-р
[Об утверждении Основных направлений разработки и внедрения системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности и Плана-графика реализации пилотного проекта по разработке и внедрению системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности]
(с изменениями на 7 октября 2019 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2017 года N 999-р;
распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2018 года N 788-р;
распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2019 года N 2324-р.
____________________________________________________________________
1. В целях разработки и внедрения системы оценки результативности и эффективности деятельности контрольно-надзорных органов утвердить прилагаемые:
абзац утратил силу - распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 мая 2017 года N 999-р. - См. предыдущую редакцию.
1_1. Минэкономразвития России обеспечить методическое сопровождение разработки и внедрения системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности.
(Пункт дополнительно включен распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2018 года N 788-р)
2. Пункт утратил силу - распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 мая 2017 года N 999-р. - См. предыдущую редакцию.
3. Пункт утратил силу - распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 мая 2017 года N 999-р. - См. предыдущую редакцию.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев
Основные направления разработки и внедрения системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности
(с изменениями на 7 октября 2019 года)
Система оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности (далее - система оценки) направлена на снижение уровня причиняемого вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в соответствующей сфере деятельности, а также на достижение оптимального распределения трудовых, материальных и финансовых ресурсов государства и минимизацию неоправданного вмешательства контрольно-надзорных органов в деятельность подконтрольных субъектов.
Для целей разработки и внедрения системы оценки используются следующие понятия:
"результативность государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" - степень достижения общественно значимых результатов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, выражающихся в минимизации причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в соответствующей сфере деятельности (далее - результативность контрольно-надзорной деятельности);
(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2017 года N 999-р. - См. предыдущую редакцию)
"эффективность государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" - степень устранения риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям с учетом используемого объема трудовых, материальных и финансовых ресурсов, а также уровня вмешательства в деятельность граждан и организаций (далее - эффективность контрольно-надзорной деятельности);
(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2017 года N 999-р. - См. предыдущую редакцию)
"базовая модель определения показателей результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности" - методологический инструментарий, разработанный в целях упорядочивания механизма определения целей в определенной сфере контрольно-надзорной деятельности применительно к конкретному органу, ее осуществляющему, их интерпретации в показатели результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности с одновременным формированием механизма сбора достоверной информации о деятельности органов, осуществляющих контрольно-надзорную деятельность, и достигнутых ими общественно значимых результатах, а также внедрения внутриведомственных систем оценки территориальных органов (далее - базовая модель);
"ключевые показатели" - показатели результативности государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, отражающие уровень достижения общественно значимых результатов контрольно-надзорной деятельности, по которым устанавливаются целевые значения, достижение которых должен обеспечить орган, осуществляющий контрольно-надзорную деятельность;
(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2017 года N 999-р. - См. предыдущую редакцию)
"индикативные показатели" - показатели, количественно характеризующие контрольно-надзорную деятельность, используемые для характеристики указанной деятельности, применяемые для мониторинга хода осуществления контрольно-надзорной деятельности, ее анализа, выявления проблем, возникающих при ее осуществлении, а также определения причин их возникновения;
"паспорт ключевого показателя" - документ, разрабатываемый и утверждаемый органом, осуществляющим контрольно-надзорную деятельность, с целью формирования информации о работе с данными, включая описание подходов к сбору и хранению данных и методов расчета показателя, а также интерпретации значений показателя и иной информации, необходимой для управления ключевым показателем и совершенствования инструментов по работе с данными.
(Абзац дополнительно включен распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2019 года N 2324-р)
Основными задачами разработки и внедрения системы оценки являются:
выбор целей контрольно-надзорной деятельности (определение общественных рисков, негативных социальных и экономических последствий, на снижение которых направлена контрольно-надзорная деятельность);
определение показателей результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности, отражающих динамику достижения целей контрольно-надзорной деятельности;
разработка и внедрение методик оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности (интерпретации показателей и их взаимосвязи);
формирование механизма сбора достоверной информации о деятельности органов, осуществляющих контрольно-надзорную деятельность, и достигнутых ими общественно значимых результатах, анализ которой позволяет принимать своевременные управленческие решения по корректировке приоритетов и отдельных аспектов контрольно-надзорной деятельности;
внедрение механизма свободного доступа к информации о результатах контрольно-надзорной деятельности;
интеграция информации о результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности в процесс стратегического и текущего планирования контрольно-надзорной деятельности, в том числе при формировании планов контрольно-надзорных мероприятий;
формирование в органах, осуществляющих контрольно-надзорную деятельность, организационной культуры, направленной на достижение максимального уровня защиты охраняемых законом ценностей, экономию государственных ресурсов и минимизацию вмешательства в деятельность подконтрольных субъектов.
Система оценки состоит из следующих основных элементов:
базовая модель и показатели контрольно-надзорной деятельности, определенные на ее основе;
реестр ключевых показателей;
(Абзац дополнительно включен распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2019 года N 2324-р)
порядок анализа показателей контрольно-надзорной деятельности и применения результатов указанного анализа в принятии управленческих решений, в том числе в рамках взаимодействия органов, осуществляющих контрольно-надзорную деятельность, по вопросу обмена данными, необходимыми для расчета показателей контрольно-надзорной деятельности;
(Абзац дополнительно включен распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2019 года N 2324-р)
механизм автоматизированного сбора и анализа данных, включая статистические данные, позволяющие оценить уровень достижения общественно значимых результатов контрольно-надзорной деятельности, на основе автоматизированных информационных систем органов, осуществляющих контрольно-надзорную деятельность;
(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2019 года N 2324-р. - См. предыдущую редакцию)
абзац утратил силу - распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 октября 2019 года N 2324-р - см. предыдущую редакцию.
(Раздел в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2017 года N 999-р. - См. предыдущую редакцию)
Органы исполнительной власти, осуществляющие контрольно-надзорную деятельность, в целях оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности на основе типового перечня показателей результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности, предусмотренного приложением N 1, самостоятельно определяют перечень показателей для каждого вида контрольно-надзорной деятельности в соответствии со структурой перечня показателей результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности, предусмотренной приложением N 2.
Перечень ключевых показателей федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольно-надзорную деятельность, утверждается Правительством Российской Федерации.
(Абзац дополнительно включен распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2019 года N 2324-р)
Высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендуется утвердить перечень ключевых показателей исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих контрольно-надзорную деятельность.
(Абзац дополнительно включен распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2019 года N 2324-р)
Показатели результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности состоят из группы ключевых показателей (группа "А") и двух групп индикативных показателей (группа "Б" и группа "В"), которые включают обязательные для определения показатели и показатели, которые могут не устанавливаться для конкретного вида контрольно-надзорной деятельности в случае, если ее осуществление не предполагает реализацию отдельных видов контрольно-надзорных мероприятий.
Перечень показателей результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности, определяемый органом исполнительной власти, осуществляющим вид контрольно-надзорной деятельности, может быть дополнен показателями, характеризующими отраслевые особенности контрольно-надзорной деятельности, в том числе отдельными контрольно-надзорными мероприятиями. В целях определения указанных показателей могут быть использованы показатели, содержащиеся в документах стратегического планирования, разработанных в соответствии с Федеральным законом "О стратегическом планировании в Российской Федерации", и соответствующие базовой модели.
Структура перечня показателей результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности, определяемого органом исполнительной власти, осуществляющим вид контрольно-надзорной деятельности, состоит из показателей группы "А" и показателей групп "Б" и "В".
Показатели группы "А" являются ключевыми показателями и отражают существующий и целевой уровни безопасности охраняемых законом ценностей в подконтрольных (поднадзорных) сферах, к которым применяется определенный вид контрольно-надзорной деятельности. Определение указанных показателей осуществляется по каждому отдельному виду контрольно-надзорной деятельности органа исполнительной власти, а интерпретация их значений должна основываться на стремлении к достижению максимальной результативности контрольно-надзорной деятельности, выражающейся в минимизации причиняемого вреда (ущерба) в соответствующих подконтрольных (поднадзорных) сферах.
Показатели группы "Б" являются индикативными показателями и отражают, в какой степени достигнутый уровень результативности контрольно-надзорной деятельности органа исполнительной власти соответствует бюджетным затратам на ее осуществление, а также издержкам, понесенным подконтрольными субъектами. Определение указанных показателей и интерпретация их значений органами, осуществляющими контрольно-надзорную деятельность, должны основываться на стремлении к достижению минимального объема задействованных трудовых, финансовых и материальных ресурсов, а также минимально возможного воздействия на подконтрольную (поднадзорную) сферу.
Показатели группы "В" являются индикативными показателями, характеризующими различные аспекты контрольно-надзорной деятельности, и используются для расчета показателей результативности и эффективности.
Показатели группы "В" подразделяются на следующие подгруппы:
"В.1" - индикативные показатели, характеризующие непосредственное состояние подконтрольной сферы, а также негативные явления, на устранение которых направлена контрольно-надзорная деятельность;
"В.2" - индикативные показатели, характеризующие качество проводимых мероприятий в части их направленности на устранение потенциального вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
"В.3 " - индикативные показатели, характеризующие параметры проведенных мероприятий, направленных на осуществление контрольно-надзорной деятельности, предназначенные для учета характеристик таких мероприятий;
"В.4" - индикативные показатели, характеризующие объем задействованных трудовых, материальных и финансовых ресурсов, предназначенные для учета объема затраченных ресурсов и расчета иных показателей контрольно-надзорной деятельности.
(Раздел дополнительно включен распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2019 года N 2324-р)
В целях определения методик расчета ключевых показателей, определения механизмов сбора полных и достоверных данных и совершенствования систем по работе с данными органы исполнительной власти, осуществляющие контрольно-надзорную деятельность, после определения и утверждения показателей результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности разрабатывают и утверждают паспорта ключевых показателей.
Паспорт ключевого показателя разрабатывается по форме согласно приложению N 3.
Паспорт ключевого показателя федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольно-надзорную деятельность, утверждается руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти по согласованию с его общественным советом.
Паспорт ключевого показателя исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего контрольно-надзорную деятельность, утверждается в порядке, установленном субъектом Российской Федерации.
Органы исполнительной власти, осуществляющие контрольно-надзорную деятельность, также могут разрабатывать паспорта в отношении индикативных показателей.
(Раздел в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2017 года N 999-р. - См. предыдущую редакцию)
Разработка и внедрение системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности осуществляется в рамках работы Правительства Российской Федерации и органов исполнительной власти, осуществляющих контрольно-надзорную деятельность, по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности.
(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2019 года N 2324-р. - См. предыдущую редакцию)
Результатом разработки и внедрения системы оценки должно стать нормативное правовое определение: