1. В комментируемой статье впервые законодательно закрепляются принципы деятельности таможенных органов. Под принципами обычно понимают важнейшие, основополагающие идеи, позволяющие реализовать те или иные правовые явления. Деятельность таможенных органов основана как на конституционных принципах, так и на отраслевых.
Одним из важнейших конституционных принципов деятельности таможенных органов является принцип законности, т.е. деятельность должностных лиц таможенных органов основывается на положениях и требованиях федеральных законов, международных договоров и соглашений России. Законность как принцип организации деятельности таможенных органов означает право принимать лишь те решения, которые законом отнесены к их компетенции, т.е. действовать только в пределах своей компетенции. Таможенные органы вправе издавать лишь те правовые акты, которые предписаны им законом; все решения таможенных органов принимают при строжайшем соблюдении процедуры, предписанной законодательством, иначе эти решения будут недействительны.
2. Равенство лиц перед законом, уважение и соблюдение их прав и свобод вытекает из ст.2 Конституции РФ, провозглашающей человека высшей ценностью. Таможенные органы должны соблюдать права и законные интересы физических лиц при перемещении ими товаров и транспортных средств через таможенную границу. При осуществлении своих полномочий таможенные органы не праве нарушать законодательно установленные свободы граждан. Согласно ст.104 ТК ТС при проведении таможенного контроля не допускается причинение неправомерного вреда лицам, их товарам и транспортным средствам.
3. Единство системы таможенных органов и централизованного руководства обеспечивается целями и задачами, а также единой функциональной и организационной общностью ее звеньев. Как уже говорилось выше, таможенным органам характерна строгая иерархичная подчиненность, жесткая субординация между звеньями ведомства по вертикали. Каждый нижестоящий таможенный орган подчинен только вышестоящим таможенным органам, которые контролируют и направляют деятельность нижестоящих, их решения носят обязательный характер. Вместе с тем этот принцип сочетает единое централизованное руководство с инициативой и ответственностью нижестоящих таможенных органов за выполнение возложенных на них функций на подведомственной территории.
4. Принцип профессионализма и компетентности должностных лиц таможенных органов означает, что сотрудник или федеральный государственный гражданский служащий таможенного органа исполняет свои должностные обязанности на профессиональной основе, получая денежное вознаграждение. Он должен быть компетентен в решении поставленных перед ним задач и качественно осуществлять свои полномочия. Реализации данного принципа способствует установление законодателем требований, предъявляемых к уровню и виду образования, состоянию здоровья, профессиональному стажу, знаниям и навыкам лиц, претендующих на должность сотрудника или федерального государственного гражданского служащего таможенного органа. Должностные лица таможенных органов должны обладать специальной профессиональной подготовкой, так как таможенное дело находится на стыке экономики и права. Однако, сотрудник или федеральный государственный гражданский служащий таможенного органа, несмотря на наличие специального образования, навыков и умений, не может реализовать свой профессиональный потенциал, для его реализации необходимы полномочия, закрепленные в соответствующем нормативном правовом акте. Указанный принцип имеет большое значение для работы таможенных органов в современный период, так как от профессионализма и компетенции сотрудников и служащих таможенных органов зависит развитие отечественного производства и безопасность нашей страны.
5. Принцип ясности, предсказуемости, гласности действий должностных лиц таможенных органов, понятности требований таможенных органов при проведении таможенного контроля и совершении таможенных операций, доступности информации о правилах осуществления внешнеэкономической деятельности, таможенном законодательстве основан на конституционном принципе гласности. Ясность, предсказуемость, гласность действий должностных лиц таможенных органов предполагает их действие в соответствии с нормами таможенного законодательства. Понятность требований таможенных органов при проведении таможенного контроля и совершении таможенных операций предполагает исключение расплывчатых формулировок. Требования должностных лиц таможенных органов должны быть предсказуемы и основаны на положениях ТК ТС и иных законодательных актов, международных соглашений (договоров).
Федеральная таможенная служба России информирует и консультирует на безвозмездной основе участников внешнеэкономической деятельности по вопросам таможенного дела. Ограничения доступа к информации могут вводиться только федеральным законом (например, ст.5 Закон РФ "О государственной тайне", ФЗ "О коммерческой тайне", ст.26 ФЗ "О банках и банковской деятельности"), когда, например, затрагиваются права субъектов на конфиденциальную информацию, которую не должны разглашать ответственные лица. Принцип включает в себя также доступность государственного управления для граждан, открытость функционирования таможенных органов, общественный и судебный контроль за соблюдением интересов общества и граждан.
6. Единообразие правоприменительной практики при проведении таможенного контроля и совершении таможенных операций способствует повышению эффективности деятельности таможенных органов, позволяет оптимизировать грузопотоки и сократить время на все таможенные формальности. Данный принцип перекликается с принципом ясности, предсказуемости и гласности действий должностных лиц и позволяет снизить злоупотребления как со стороны должностных лиц таможенных органов, так и со стороны подконтрольных субъектов. Сведения о деятельности ФТС России, о судебных постановлениях (судебных актах) по делам (по заявлениям) об оспаривании нормативных правовых актов ФТС России размещаются на официальном сайте ФТС России. В целях обеспечения единообразия правоприменительной практики в деятельности таможенных органов ФТС России направляет обзоры практики рассмотрения Службой жалоб физических и юридических лиц на решения, действия (бездействие) таможенных органов в сфере таможенного дела.
7. Принцип недопущения возложения на участников внешнеэкономической деятельности, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, перевозчиков и других лиц чрезмерных и неоправданных издержек при осуществлении полномочий в области таможенного дела основан на сотрудничестве и взаимодействии таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности. В соответствии с комментируемой статьей и Стратегией развития Федеральной таможенной службы до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 28 декабря 2012 года N 2575-р), в Российской Федерации ведется работа по созданию благоприятных условий для осуществления внешнеэкономической деятельности.
8. Принцип совершенствования таможенного контроля, применения современных информационных технологий, внедрения прогрессивных методов таможенного администрирования, в том числе на основе общепризнанных международных стандартов в области таможенного дела, опыта управления таможенным делом в иностранных государствах - торговых партнерах Российской Федерации.
В условиях реформирования таможенного законодательства изменился подход к осуществлению таможенного контроля. ТК ТС предполагает максимальное упрощение формальностей, связанных с перемещением товаров через таможенную границу, упрощение и сокращение времени таможенных операций с тем, чтобы товары могли беспрепятственно поступить в оборот и использоваться в соответствии с целью их ввоза. Данный порядок, основанный на положениях Международной конвенции об упрощении и гармонизации Таможенных процедур (Киото, 18 мая 1973 года) (в редакции Протокола от 26 июня 1999 года), впервые был закреплен Таможенном кодексе РФ 2003 года и позволил внедрить прогрессивные методы таможенного администрирования в Российской Федерации, а затем и в Таможенном союзе.
Таможенный контроль различается в зависимости от степени законопослушности субъектов внешнеэкономической деятельности. Для законопослушных участников он ограничивается минимумом мероприятий, направленных в основном на соблюдение запретов и ограничений, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. При производстве таможенного контроля используется система управления рисками (см. ст.162 комментируемого Закона) и принцип выборочности форм таможенного контроля (см. ч.3 ст.161 комментируемого Закона).
Осуществление таможенного контроля на основе таких подходов, по мнению В.А.Шамахова, позволит сотрудникам таможенных органов:
- сосредоточить внимание на сферах повышенного риска и, следовательно, обеспечить более эффективное использование имеющихся в их распоряжении ресурсов;
- увеличить возможности выявления нарушений таможенного законодательства, а также недобросовестных участников внешнеторговой деятельности и физических лиц;
- оказывать содействие добросовестным участникам внешнеторговой деятельности и физическим лицам;
- способствовать ускорению международных товаропотоков.
________________
См. Таможенное право Российской Федерации: Учебник / под общ.ред. В.А.Шамахова. М.: СофтИздат, 2007. С.111-112.
В ТК ТС достаточно широко предусмотрено применение информационных технологий, в том числе при декларировании и предварительном информировании. Таможенные службы активно используют предварительное информирование для более четкого и быстрого формирования в электронном виде таможенных документов и оценки степени рисков, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу. Предварительное информирование приводит к повышению эффективности таможенного контроля и сокращению времени на таможенные формальности. Как отмечает О.В.Шишкина, в данном случае использован опыт Евросоюза, где уже давно существует требование представления краткой декларации на товары, ввозимые на территорию Сообщества.
________________
См. Шишкина О.В. Правовые аспекты совершенствования таможенного контроля: предварительная декларация, декларирование товаров, централизованная таможенная очистка // URL: http://www.juristlib.ru/book_5622.html