РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 28 декабря 2012 года N 2575-р
[Об утверждении Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года]
(с изменениями на 10 февраля 2018 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 612-р (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 21.04.2014);
постановлением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2017 года N 944 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 10.08.2017, N 0001201708100005);
распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2018 года N 207-р (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 13.02.2018, N 0001201802130014).
____________________________________________________________________
1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года (далее - Стратегия).
2. Федеральным органам исполнительной власти руководствоваться положениями Стратегии при разработке и реализации государственных программ Российской Федерации и иных программных документов.
3. ФТС России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти до 30 апреля 2013 г. представить в Правительство Российской Федерации план мероприятий по реализации Стратегии.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев
Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года
(с изменениями на 10 февраля 2018 года)
Переход Российской Федерации на инновационный принцип развития экономики, формирование благоприятных перспектив эффективной интеграции Российской Федерации в мировое хозяйство, изменение масштабов, характера и форм внешнеэкономической деятельности формируют предпосылки для совершенствования таможенной деятельности и разработки стратегии развития таможенной службы Российской Федерации на долгосрочную перспективу.
Реализация Концепции развития таможенных органов Российской Федерации сформировала основу для обеспечения интересов государства в таможенной сфере, противодействия угрозам экономической безопасности и создания благоприятных условий для внешней торговли. Дальнейшее совершенствование обеспечивается через формирование универсальных инструментов и установление показателей эффективности деятельности в зависимости от динамично изменяющейся внешней среды и внутренней политики государства.
Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года (далее - Стратегия) определяет ключевые условия и приоритеты совершенствования таможенной службы на долгосрочную перспективу во взаимосвязи с долгосрочными целями и задачами.
Основным стратегическим ориентиром таможенной службы Российской Федерации является обеспечение экономической безопасности в сфере внешнеэкономической деятельности Российской Федерации и содействие внешней торговле.
Стратегической целью таможенной службы Российской Федерации является повышение уровня экономической безопасности Российской Федерации, создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в российскую экономику, полного поступления доходов в федеральный бюджет, защиты отечественных производителей, охраны объектов интеллектуальной собственности и максимального содействия внешнеторговой деятельности на основе повышения качества и результативности таможенного администрирования.
К основным направлениям развития таможенной службы Российской Федерации относятся:
таможенное регулирование;
осуществление фискальной функции;
правоохранительная деятельность;
предоставление государственных услуг и осуществление контрольно-надзорных функций;
содействие интеграционным процессам и международному сотрудничеству.
Для обеспечения основных направлений требуется совершенствование следующих вспомогательных направлений:
таможенная инфраструктура;
кадровый потенциал и антикоррупционная деятельность;
социальная сфера.
Результативность деятельности таможенной службы Российской Федерации по ее основным направлениям развития определит необходимость внесения изменений в подходы к совершенствованию организационно-управленческой деятельности.
Положения Стратегии соотносятся со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, Основными направлениями внешнеэкономической политики Российской Федерации до 2020 года, Внешнеэкономической стратегией Российской Федерации до 2020 года, Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года, Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года и Стратегией государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года.
В ходе реализации запланированных мероприятий Стратегии Федеральная таможенная служба взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти и организациями.
Деятельность таможенной службы Российской Федерации происходит под воздействием факторов, оказывающих не только положительное влияние на ее развитие, но и создающих предпосылки к появлению угроз, что может негативно отразиться на реализации некоторых мероприятий Стратегии.
Влияние общих экономических факторов на деятельность таможенной службы Российской Федерации обусловлено тенденциями, формирующимися в современной мировой экономике. С одной стороны, происходит процесс глобализации мирового хозяйства, ужесточающий мировую конкуренцию, а с другой - рост региональной интеграции как способа улучшения конкурентоспособности отдельных стран и регионов.
Переход российской экономики на путь инновационного развития и модернизации предполагает расширение внешнеэкономических связей как источника экономического роста, внедрение передовых технологий, доступ к международным финансовым ресурсам, наполнение внутреннего рынка качественными потребительскими товарами, а также способствует выходу российских компаний на мировой рынок.
Негативное влияние основных мировых экономических факторов обусловлено возможностью ухудшения внутренней и внешней конъюнктуры, снижения объемов внешнеторгового оборота, замедления темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности, спада промышленного производства, а также иными негативными явлениями.
Рост экономики в результате расширения и модернизации предприятий, расположенных в Российской Федерации, будет сопровождаться увеличением доли товаров российского производства на внутреннем рынке, что повлечет за собой сокращение объемов импорта при возрастающем объеме экспорта.
Воздействие интеграционного фактора в значительной мере связано со вступлением Российской Федерации во Всемирную торговую организацию, что может изменить ситуацию как на внутреннем, так и на внешнем рынках, а также динамику и структуру экспортных и импортных грузопотоков.
Прогнозируется, что в среднесрочной перспективе этот важнейший фактор будет влиять на деятельность всех российских участников внешнеэкономической деятельности, определит не только направления совершенствования всей внешнеэкономической сферы, но и в целом приведет к изменениям в структуре бюджета страны.
Очевидно, что идеология формирования доходной части федерального бюджета должна быть не только оптимизирована в соответствии с новыми реалиями, но и направлена на обеспечение экономической безопасности страны, усиление борьбы с преступлениями и административными правонарушениями, отнесенными законодательством Российской Федерации к компетенции таможенных органов, на борьбу с коррупцией и международным терроризмом, незаконным оборотом объектов интеллектуальной собственности, наркотических средств, психотропных веществ, оружия и боеприпасов, культурных ценностей и иных предметов, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза и (или) через государственную границу Российской Федерации.
Вместе с тем вступление Российской Федерации во Всемирную торговую организацию послужит стимулом к дальнейшему упрощению таможенных процедур в рамках происходящих интеграционных процессов на основе дальнейшего развития информационных технологий.
Потребуется дальнейшее совершенствование всей таможенной и транспортной инфраструктуры, а также логистических процессов.
Важнейшим фактором укрепления единого рынка, упрощения движения капиталов, рабочей силы и услуг, а также развития кооперации стало создание Таможенного союза Российской Федерации, Республики Белоруссия и Республики Казахстан.
Учитывая сложившиеся условия интеграции Российской Федерации в мировое сообщество, таможенная служба Российской Федерации будет концентрировать свою деятельность на развитие системы таможенного администрирования, которая должна стать инструментом влияния на отечественный рынок в рамках законодательной базы.
Вместе с тем в развитии интеграционного фактора нельзя не учитывать негативное влияние политической нестабильности в ряде регионов, сопредельных с Российской Федерацией, на развитие внешнеэкономических связей и транспортного сообщения России с другими странами. Влияние таких факторов может проявиться в создании альтернативных транспортных маршрутов, введении дискриминационных мер против российских участников внешнеэкономической деятельности и совершении иных действий.
Воздействие технологического фактора на деятельность таможенных органов характеризуется комплексной автоматизацией и информатизацией всех направлений деятельности. Следствием этого процесса является возникновение потенциальных угроз информационной безопасности таможенных органов. С учетом этого процесс внедрения достижений науки и техники в деятельность таможенных органов должен сопровождаться не только повышением прозрачности отдельных таможенных процессов, но и совершенствованием мер обеспечения информационной безопасности.
Активизация внешнеэкономических связей Российской Федерации, вызывающая внимание к деятельности таможенных органов в виде оценки вклада в формирование условий ведения бизнеса в Российской Федерации, а также наличие возможностей и угроз со стороны внешней среды обусловливает необходимость целенаправленного совершенствования таможенной службы Российской Федерации по направлениям ее деятельности.
В современных условиях таможенные органы Российской Федерации содействуют реализации интересов государства в сфере внешней торговли, развитию российского производства, оказывают противодействие угрозам безопасности Российской Федерации, преступлениям и административным правонарушениям, обеспечивают пополнение доходной части федерального бюджета, также содействуют созданию благоприятных условий для развития и интенсификации внешнеэкономической деятельности и минимизации издержек участников внешнеэкономической деятельности путем сокращения времени, необходимого для совершения таможенных операций, повышения качества предоставляемых государственных услуг в области таможенного дела.
Улучшилось качество таможенного регулирования и администрирования по отношению к инновационному бизнесу, но фискальная составляющая все еще превалирует над стимулирующей.
Таможенные органы Российской Федерации по-прежнему играют важную роль в пополнении доходной части федерального бюджета. Так, в 2011 году объем поступлений таможенных платежей составил более 52 процентов доходной части федерального бюджета.
Анализ поступления таможенных платежей в федеральный бюджет за прошедшие годы свидетельствует о ежегодном перевыполнении таможенными органами установленного задания.
Увеличение значения планового показателя по объемам сбора таможенных платежей происходит на фоне роста объемов внешнеторгового товарооборота Российской Федерации.
Противодействие вызовам и угрозам в сфере национальной безопасности государства является основной целевой установкой совершенствования правоохранительной деятельности. Основная угроза экономической безопасности Российской Федерации при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу исходит от субъектов внешнеэкономической деятельности, осуществляющих недобросовестные действия, содержащие признаки преступлений и административных правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов.
В этой связи основные усилия подразделений таможенных органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, направлены на предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие преступлений и административных правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов.
Значительным шагом на пути либерализации и упрощения таможенных процедур стало расширение практики электронного декларирования, внедрение технологии удаленного выпуска, внедрение практики обязательного предварительного информирования о ввозимых товарах, сокращение срока выпуска товаров высокой степени переработки, определение минимального перечня документов, необходимых для представления в таможенных целях, введение института уполномоченного экономического оператора, обеспечение возможности выпуска товаров до подачи таможенной декларации, применение новых технологий уплаты таможенных платежей.
Вместе с тем полный переход на безбумажные технологии осложнен неготовностью других государственных контрольных органов к использованию современных механизмов взаимодействия. Даже при электронном декларировании часть документов по этой причине представляется на бумажных носителях.
Для создания благоприятных условий применения электронного декларирования требуется развитие системы электронного межведомственного взаимодействия и получение сведений о разрешительных документах непосредственно от выдавших их контролирующих органов Российской Федерации, а не от участников внешнеэкономической деятельности.
Необходимо завершить работу по формированию базы данных разрешительных документов, внедрение которой должно повысить эффективность таможенного контроля при их проверке.
Также необходимо сократить перечень документов, представляемых при декларировании товаров, в целях подтверждения соблюдения запретов и ограничений.
С 2009 года Федеральная таможенная служба осуществляет проект по использованию предварительного информирования в автомобильных пунктах пропуска. Принятые меры позволили значительно сократить время совершения таможенных операций в автомобильных пунктах пропуска.
С учетом положительного опыта введения предварительного информирования в автомобильных пунктах пропуска актуально его распространение на иные виды пунктов пропуска через таможенную границу Таможенного союза.
Упрощение таможенных формальностей при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза и сокращение времени на проведение таможенных операций требуют адекватных мер по развитию и совершенствованию таможенного контроля после выпуска.
До сих пор таможенные проверки проводятся точечно и по информации, полученной из других государственных контролирующих и правоохранительных органов, на основании поступивших жалоб, а также результатов собственной аналитической работы, не способствуя тем самым реализации системного подхода к организации проверочных мероприятий.
В недостаточной мере реализуются мероприятия проверочной деятельности, направленные на пресечение и профилактику правонарушений в отношении товаров, ввозимых для промышленной сборки автотранспортных средств, проверки уполномоченных экономических операторов, а также участников внешнеэкономической деятельности, отнесенных к низкой категории риска. Сокращение сроков и упрощение таможенного контроля при декларировании и выпуске товаров потребует активизации проверочной деятельности в отношении товаров, перемещаемых участниками внешнеэкономической деятельности, отнесенными к категории низкого риска нарушения таможенного законодательства.
В рамках Таможенного союза проведена работа, связанная с формированием единых подходов к управлению рисками и унификации национальных систем управления рисками. Проведена работа по унификации стоимостных индикаторов риска, а также индикаторов рисков, охватывающих товары, перемещаемые физическими лицами для личного пользования.
Несмотря на комплексный подход и значительный объем реализованных мероприятий, остаются актуальными проблемы недостоверного декларирования товаров, занижения таможенной стоимости, правильности классификации и обоснованности предоставления таможенных льгот и преференций, в том числе в рамках применения системы управления рисками.
Международное сотрудничество таможенной службы Российской Федерации направлено на упрощение процесса перемещения товаров и транспортных средств путем гармонизации и унификации законодательства Российской Федерации в сфере таможенного дела с нормами международного права и общепринятой международной практикой и осуществляется в рамках взаимодействия с таможенными и другими органами государственной власти иностранных государств, международными организациями и интеграционными объединениями.
Приоритетным направлением международной деятельности Федеральной таможенной службы в последние годы стала работа, связанная с формированием Таможенного союза и Единого экономического пространства.
В настоящее время Федеральная таможенная служба осуществляет активное взаимодействие с таможенными службами Республики Белоруссия и Республики Казахстан в целях решения проблемных вопросов, связанных с функционированием единой таможенной территории и практической реализацией механизмов Таможенного союза.
Взаимодействие осуществляется в рамках организации обмена информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, в том числе в целях контроля отдельных групп товаров либо отдельных характеристик товара.
Сотрудничество с таможенными службами европейских государств осуществляется в рамках совместных проектов Комитета сотрудничества Россия - Европейский союз и на двусторонней основе.
Продолжается реализация пилотного проекта по автоматизированному обмену информацией между таможенными службами государств - членов Европейского союза и российскими таможенными органами. В проекте участвуют 13 стран - членов Европейского союза. Рассматривается новое направление сотрудничества - взаимодействие в области принудительного взыскания в федеральный бюджет задолженности по уплате таможенных платежей с европейских граждан.
Представители Федеральной таможенной службы участвуют в работе Всемирной таможенной организации, подкомитета по таможенному и трансграничному сотрудничеству Комитета сотрудничества Россия - Европейский союз, в мероприятиях по линии форума "Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество", специальной рабочей группы по таможенному сотрудничеству Шанхайской организации сотрудничества. С Всемирной таможенной организацией подписан Меморандум о сотрудничестве в сфере обучения, образования, модернизации и исследований в области таможенного дела.