ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

     
ПРИКАЗ

от 15 февраля 2016 года N 49

Об утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Правила расследования и учета нарушений при эксплуатации и выводе из эксплуатации радиационных источников, пунктов хранения радиоактивных веществ и радиоактивных отходов и обращении с радиоактивными веществами и радиоактивными отходами"


В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 года N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст.4552; 1997, N 7, ст.808; 2001, N 29, ст.2949; 2002, N 1, ст.2; N 13, ст.1180; 2003, N 46, ст.4436; 2004, N 35, ст.3607; 2006, N 52, ст.5498; 2007, N 7, ст.834; N 49, ст.6079; 2008, N 29, ст.3418; N 30, ст.3616; 2009, N 1, ст.17; N 52, ст.6450; 2011, N 29, ст.4281; N 30, ст.4590, ст.4596; N 45, ст.6333; N 48, ст.6732; N 49, ст.7025; 2012, N 26, ст.3446; 2013, N 27, ст.3451), подпунктом 5.2.2.1 пункта 5 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 401 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст.3348; 2006, N 5, ст.544; N 23, ст.2527; N 52, ст.5587; 2008, N 22, ст.2581; N 46, ст.5337; 2009, N 6, ст.738; N 33, ст.4081; N 49, ст.5976; 2010, N 9, ст.960; N 26, ст.3350; N 38, ст.4835; 2011, N 6, ст.888; N 14, ст.1935; N 41, ст.5750; N 50, ст.7385; 2012, N 29, ст.4123; N 42, ст.5726; 2013, N 12, ст.1343; N 45, ст.5822; 2014, N 2, ст.108; N 35, ст.4773; 2015, N 2, ст.491; N 4, ст.661),

приказываю:

Утвердить прилагаемые федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Правила расследования и учета нарушений при эксплуатации и выводе из эксплуатации радиационных источников, пунктов хранения радиоактивных веществ и радиоактивных отходов и обращении с радиоактивными веществами и радиоактивными отходами" (НП-014-16).

Руководитель
А.В.Алёшин


Зарегистрировано

в Министерстве юстиции

Российской Федерации

4 мая 2016 года,

регистрационный N 41970

     

     

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом
 Федеральной службы по экологическому,
 технологическому и атомному надзору
от 15 февраля 2016 года N 49

     
Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Правила расследования и учета нарушений при эксплуатации и выводе из эксплуатации радиационных источников, пунктов хранения радиоактивных веществ и радиоактивных отходов и обращении с радиоактивными веществами и радиоактивными отходами" (НП-014-16)

     

     

I. Назначение и область применения

1. Настоящие федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Правила расследования и учета нарушений при эксплуатации и выводе из эксплуатации радиационных источников, пунктов хранения радиоактивных веществ и радиоактивных отходов и обращении с радиоактивными веществами и радиоактивными отходами" (НП-014-16) (далее - Правила) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1995 года N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст.4552; 1997, N 7, ст.808; 2001, N 29, ст.2949; 2002, N 1, ст.2; N 13, ст.1180; 2003, N 46, ст.4436; 2004, N 35, ст.3607; 2006, N 52, ст.5498; 2007, N 7, ст.834; N 49, ст.6079; 2008, N 29, ст.3418; N 30, ст.3616; 2009, N 1, ст.17; N 52, ст.6450; 2011, N 29, ст.4281; N 30, ст.4590; N 30, ст.4596; N 45, ст.6333; N 48, ст.6732; N 49, ст.7025; 2012, N 26, ст.3446; 2013, N 27, ст.3451), постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 1997 года N 1511 "Об утверждении Положения о разработке и утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 49, ст.5600; 1999, N 27, ст.3380; 2000, N 28, ст.2981; 2002, N 4, ст.325; N 44, ст.4392; 2003, N 40, ст.3899; 2005, N 23, ст.2278; 2006, N 50, ст.5346; 2007, N 14, ст.1692; N 46, ст.5583; 2008, N 15, ст.1549; 2012, N 51, ст.7203).

2. Настоящие Правила определяют категории нарушений, структуру, содержание и порядок передачи сообщений о нарушениях при эксплуатации и выводе из эксплуатации радиационных источников, пунктов хранения радиоактивных веществ и радиоактивных отходов и обращении с радиоактивными веществами и радиоактивными отходами (далее - нарушения), порядок расследования и учета нарушений, отчетность о нарушениях.

Расследование нарушений проводится с целью определения непосредственных и коренных причин нарушений, а также для разработки организационно-технических мероприятий, направленных на недопущение подобных нарушений в дальнейшем.

Список используемых сокращений приведен в приложении N 1 к настоящим Правилам.

3. Требования настоящих Правил распространяются на организации, осуществляющие деятельность (далее - организации):

по эксплуатации, выводу из эксплуатации РИ, не входящих в состав ЯУ и не являющихся объектами ядерного топливного цикла;

по эксплуатации, выводу из эксплуатации ПХ РВ и ПХ РАО, не входящих в состав ЯУ и не являющихся объектами ядерного топливного цикла;

по обращению с РВ и РАО, в том числе по их транспортированию, за исключением обращения с РВ и РАО на ЯУ и на объектах ядерного топливного цикла;

по транспортированию РВ и РАО вне территории организаций, за исключением перевозок, при которых порядок расследования нарушений установлен федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии "Положение о порядке расследования и учета нарушений в работе объектов ядерного топливного цикла" (НП-047-11), утвержденными приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 23 декабря 2011 года N 736 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 января 2012 года, регистрационный N 22965; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2012, N 15) с изменениями, внесенными приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 июля 2013 года N 310 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 августа 2013 года, регистрационный N 29338; "Российская газета", 2013, N 187).

Требования настоящих Правил не распространяются на деятельность по обращению с РВ и РАО при проведении работ по использованию атомной энергии в оборонных целях.

II. Категории нарушений

4. Категории нарушений, не связанных с транспортированием РИ, РВ и РАО и подлежащих расследованию и учету в соответствии с требованиями настоящих Правил, определены в таблице N 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.

5. Категории нарушений при транспортировании РВ и РАО определяются в соответствии с таблицей N 2 приложения N 2 к настоящим Правилам.

6. Категория нарушения должна определяться по значениям характеристик, определяющих радиационную обстановку, замеренным (рассчитанным) на месте нарушения (мощности дозы излучения или других параметров).

III. Структура, содержание и порядок передачи сообщений о нарушениях

7. Организации, в которых произошло нарушение, должны обеспечить подготовку и своевременную передачу информации в виде оперативного и предварительного сообщений.

Предварительное сообщение о нарушении передается в случае, если предварительно установленная категория нарушения была определена как А или АТ3, или в течение 24 часов с момента нарушения категории П1, П2, АТ1, АТ2 были пересмотрены.

Предварительно установленная категория нарушения определяется исходя из последствий нарушений в соответствии с главой II настоящих Правил.

Пересмотр предварительно установленной категории нарушения осуществляется в случае выявления дополнительной информации об обстоятельствах и последствиях нарушения.

Решение о пересмотре предварительно установленной категории нарушения принимает должностное лицо, уполномоченное руководителем организации, в которой произошло нарушение.

8. Оперативное сообщение о нарушениях всех категорий передается должностным лицом, уполномоченным руководителем организации, в которой произошло нарушение, по телефону или с помощью других средств связи, обеспечивающих получение информации в течение 1 часа с момента выявления нарушения:

оперативному дежурному Ростехнадзора;

в орган управления использованием атомной энергии, выдавший документ о признании в соответствии с Положением о признании организации пригодной эксплуатировать ядерную установку, радиационный источник или пункт хранения и осуществлять собственными силами или с привлечением других организаций деятельность по размещению, проектированию, сооружению, эксплуатации и выводу из эксплуатации ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения, а также деятельность по обращению с ядерными материалами и радиоактивными веществами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2011 года N 88 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 9, ст.1248; 2012, N 44, ст.6023; 2013, N 14, ст.1700) (далее - орган управления использованием атомной энергии);

в подразделение МТУ ЯРБ Ростехнадзора, осуществляющее надзор за РБ в организации, в которой произошло нарушение.

9. В оперативном сообщении приводятся:

полное наименование организации с указанием сведений о выданных лицензиях или регистрации юридического лица;

наименование объекта использования атомной энергии, на котором произошло нарушение;

место выявления нарушения;

дата и время (местное/московское) выявления нарушения;

краткая характеристика нарушения с указанием предполагаемых причин нарушения;

сведения о радиационной обстановке (по данным штатных систем автоматизированного контроля радиационной обстановки, по переносным приборам и по данным лабораторного контроля);

предварительные сведения о наличии пострадавших, подвергшихся облучению, и сведения о радиоактивном загрязнении окружающей среды;

предварительно установленная категория нарушения на момент передачи сообщения;

должность, фамилия, имя, отчество уполномоченного должностного лица, передавшего сообщение.

10. Предварительное сообщение, подписанное руководителем или уполномоченными на это должностными лицами организации, в которой произошло нарушение, передается должностным лицом, уполномоченным руководителем организации, в которой произошло нарушение, с помощью средств связи, обеспечивающих получение информации не позднее 24 часов с момента выявления нарушения:

оперативному дежурному Ростехнадзора;

в орган управления использованием атомной энергии;

в подразделение МТУ ЯРБ Ростехнадзора, осуществляющее надзор за РБ в организации, в которой произошло нарушение.

11. В предварительном сообщении о нарушении приводятся:

полное наименование организации с указанием сведений о выданных лицензиях или регистрации юридического лица;

наименование объекта использования атомной энергии, на котором произошло нарушение;

дата, время (местное/московское) и место выявления нарушения;

краткое описание возникновения нарушения, процесса его развития, предполагаемые причины нарушения;

описание отказавших, поврежденных систем (элементов), характер и возможная причина отказа, повреждения;

сведения о радиационной обстановке (по данным штатных систем автоматизированного контроля радиационной обстановки, по переносным приборам и по данным лабораторного контроля);

предварительные сведения о наличии пострадавших, подвергшихся облучению, и сведения о радиоактивном загрязнении окружающей среды;

сведения о принятых мерах по локализации и/или ликвидации последствий нарушения;

предварительно установленная категория нарушения;

должность, фамилия, имя, отчество уполномоченного должностного лица, передавшего сообщение;

предварительная оценка нарушения по шкале ИНЕС.

IV. Порядок расследования нарушений. Отчетность о нарушениях

12. Организация, в которой произошло нарушение, должна организовать и провести расследование нарушения.

13. Целями расследования нарушений при эксплуатации, выводе из эксплуатации РИ, ПХ и обращении с РВ и РАО являются установление обстоятельств и причин возникновения нарушения, окончательное определение его категории.

14. Комиссию по расследованию нарушений создает организация, в которой произошло нарушение.

15. Комиссия по расследованию нарушения должна приступить к работе не позднее 3 суток с момента выявления нарушения. До начала расследования организация, создавшая комиссию, должна письменно известить МТУ ЯРБ Ростехнадзора, осуществляющее надзор за РБ в организации, в которой произошло нарушение, о создании комиссии, месте и времени начала ее работы.

16. Продолжительность расследования нарушения не должна превышать 15 рабочих дней с момента выявления нарушения. В случаях, если для установления обстоятельств и причин возникновения нарушения, окончательного определения его категории требуется проведение сложных и (или) длительных исследований, испытаний и расследований, продолжительность расследования нарушения может быть увеличена, но не более чем на 15 рабочих дней. Мотивированное решение о продлении срока расследования принимает должностное лицо, подписавшее акт о создании комиссии.

17. До создания комиссии по расследованию нарушения организацией должны быть приняты меры по:

сохранению первичной обстановки (если это не влечет распространения последствий нарушения) и первичной информации, позволяющей уточнить исходное событие и причины возникновения нарушения;

удалению из возможно опасной зоны людей, за исключением персонала, участвующего в ликвидации последствий нарушения;

предотвращению распространения последствий нарушения.

18. Для работы комиссии должны быть созданы условия, в том числе:

обеспечен доступ ко всей необходимой информации, проектным, эксплуатационным, нормативным и другим документам;

обеспечен доступ на территорию и в помещения, имеющие отношение к расследованию нарушения, с проведением обязательного инструктажа по радиационной безопасности, по охране труда и обеспечением членов комиссии средствами индивидуальной защиты и приборами индивидуального дозиметрического контроля;

проведены необходимые технические расчеты, лабораторные исследования, испытания и проверки, осуществлена фото и/или видеосъемка объектов, их систем/элементов;

предоставлены необходимые для работы помещения, средства связи, транспортные средства;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»