ПРИКАЗ
от 23 декабря 2011 года N 736
(с изменениями на 1 ноября 2023 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом Ростехнадзора от 15 июля 2013 года N 310 (Российская газета, N 187, 23.08.2013) (о порядке вступления в силу изменений см. пункт 2 приказа Ростехнадзора от 15 июля 2013 года N 310);
приказом Ростехнадзора от 1 ноября 2023 года N 397 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 01.02.2024, N 0001202402010014).
____________________________________________________________________
В соответствии с подпунктом 5.2.2.1 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 401 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст.3348; 2006, N 5, ст.544; N 23, ст.2527; N 52, ст.5587; 2008, N 22, ст.2581; N 46, ст.5337; 2009, N 6, ст.738; N 33, ст.4081; N 49, ст.5976; 2010, N 9, ст.960; N 26, ст.3350; N 38, ст.4835; 2011, N 6, ст.888; N 14, ст.1935),
приказываю:
1. Утвердить прилагаемые федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Положение о порядке расследования и учета нарушений в работе объектов ядерного топливного цикла" (НП-047-11).
2. Пункт утратил силу с 3 сентября 2013 года - приказ Ростехнадзора от 15 июля 2013 года N 310. - См. предыдущую редакцию.
Руководитель
Н.Г.Кутьин
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
19 января 2012 года,
регистрационный N 22965
Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Положение о порядке расследования и учета нарушений в работе объектов ядерного топливного цикла"
НП-047-11
(с изменениями на 1 ноября 2023 года)
1. Настоящие федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Положение о порядке расследования и учета нарушений в работе объектов ядерного топливного цикла" (далее - Положение) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1995 года N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст.4552; 1997, N 7, ст.808; 2001, N 29, ст.2949; 2002, N 1, ст.2; N 13, ст.1180; 2003, N 46, ст.4436; 2004, N 35, ст.3607; 2006, N 52, ст.5498; 2007, N 7, ст.834; N 49, ст.6079; 2008, N 29, ст.3418; N 30, ст.3616; 2009, N 1, ст.17; N 52, ст.6450; 2011, N 29, ст.4281; N 30, ст.4590, 4596; N 45, ст.6333; N 48, ст.6732; Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 1 декабря 2011 года), постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 1997 года N 1511 "Об утверждении Положения о разработке и утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии и перечня федеральных норм и правил в области использования атомной энергии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 49, ст.5600; 1999, N 27, ст.3380; 2000, N 28, ст.2981; 2002, N 4, ст.325; N 44, ст.4392; 2003, N 40, ст.3899; 2005, N 23, ст.2278; 2006, N 50, ст.5346; 2007, N 14, ст.1692; N 46, ст.5583; 2008, N 15, ст.1549).
2. Настоящее Положение определяет содержание и порядок передачи информации о нарушениях, а также категории нарушений, порядок их расследования и учета.
3. Требования настоящего Положения распространяются на вводимые в эксплуатацию, эксплуатируемые и выводимые из эксплуатации объекты ядерного топливного цикла, промышленные реакторы, а также упаковки с ядерными материалами, радиоактивными веществами и радиоактивными отходами при транспортировании их за пределами площадок объектов ядерного топливного цикла.
Список применяемых сокращений приведен в приложении N 1 к настоящему Положению.
4. Эксплуатирующая организация обеспечивает подготовку и своевременную передачу предварительной информации о нарушениях, категории которых приведены в приложении N 2 к настоящему Положению, в виде:
оперативного сообщения о нарушениях;
предварительного сообщения о нарушениях.
Передача сведений, составляющих государственную тайну, иной информации ограниченного доступа осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5485-1 "О государственной тайне" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 41, стр.8220-8235; N 41, ст.4673; 2003, N 27, ст.2700; N 46, ст.4449; 2004, N 27, ст.2711; N 35, ст.3607; 2007, N 49, ст.6055, 6079; 2009, N 29, ст.3617; 2010, N 47, ст.6033; 2011, N 30, ст.4590, 4596).
5. Передача сообщений об авариях при транспортировании ЯМ, РВ и РАО осуществляется по установленной схеме связи, инструкции сопровождающего персонала, положениям соответствующей аварийной карточки и сертификата-разрешения на перевозку упаковки исходя из требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, регламентирующих обеспечение безопасности при транспортировании радиоактивных материалов.
6. Оперативное сообщение о нарушениях на ОЯТЦ, ПР категорий А1-А6 передается по телефону или с помощью других видов связи, обеспечивающих получение информации в течение одного часа с момента выявления нарушения:
дежурному федерального государственного унитарного предприятия "Ситуационно-кризисный центр Федерального агентства по атомной энергии" (далее - ФГУП "СКЦ Росатома");
оперативному дежурному Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору;
дежурному смены центра управления в кризисных ситуациях главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по соответствующему субъекту Российской Федерации;
дежурному Федерального медико-биологического агентства.
Сообщение о нарушениях категорий П1-П5 передают по телефону или с помощью других видов связи, обеспечивающих получение информации в течение одного часа с момента выявления нарушения, дежурному ФГУП "СКЦ Росатома". В течение 24 ч с момента выявления нарушения сообщение передается:
оперативному дежурному Ростехнадзора;
начальнику отдела инспекции Ростехнадзора на данном ОЯТЦ, ПР;
дежурному смены Центра управления в кризисных ситуациях главного управления МЧС России по соответствующему субъекту Российской Федерации;
дежурному ФМБА России - о нарушениях категорий П2б, П2в.
7. Оперативное сообщение включает:
наименование эксплуатирующей организации;
наименование ОЯТЦ (завода, установки, участка), ПР;
дату, время нарушения (местное/московское);
сведения о состоянии ОЯТЦ (завода, установки, участка), ПР до нарушения;
краткую характеристику нарушения;
сведения о предполагаемых причинах нарушения;
сведения о состоянии ОЯТЦ (завода, установки, участка), ПР на момент передачи сообщения;
сведения о радиационной, химической (при воздействии ЯМ, РВ и вредных химических веществ) обстановке на площадке и за пределами площадки ОЯТЦ, ПР;
указание должности, фамилии, имени, отчества лица, передавшего сообщение.
8. Предварительное сообщение о нарушении на ОЯТЦ, ПР, подписанное уполномоченными руководителем эксплуатирующей организации должностными лицами, передают по телефону или с помощью других видов связи, обеспечивающих получение информации, не позднее 24 ч с момента передачи оперативного сообщения:
дежурному ФГУП "СКЦ Росатома";
оперативному дежурному Ростехнадзора;
начальнику отдела инспекции Ростехнадзора на данном ОЯТЦ, ПР;
дежурному смены ФГБУ "Национальный центр управления в кризисных ситуациях МЧС России";
дежурному ФМБА России - по нарушениям категорий А1-А6, П2б, П2в.
9. Предварительное сообщение о нарушении включает:
наименование эксплуатирующей организации;
наименование ОЯТЦ (завода, установки, участка), ПР;
дату, время нарушения (местное/московское);
сведения о состоянии ОЯТЦ (завода, установки, участка), ПР до нарушения;
краткое описание возникновения нарушения, процесса его развития, предполагаемые причины нарушения;
перечень отказавших, поврежденных систем (элементов), характер и возможную причину отказа, повреждения;
сведения о радиационной, химической (при воздействии ЯМ, РВ и вредных химических веществ) обстановке в помещениях, на площадке ОЯТЦ, ПР и за ее пределами; о предполагаемых последствиях для персонала ОЯТЦ, населения и окружающей среды (по данным стационарных или переносных средств системы радиационного контроля или по данным лабораторного контроля);
сведения о принятых мерах по локализации и ликвидации последствий нарушения;
сведения о состоянии ОЯТЦ (завода, установки, участка), ПР на момент передачи сообщения;
предварительно установленную категорию нарушения;
предварительную оценку нарушения по ИНЕС;
указание должности, фамилии, имени, отчества лица, передавшего сообщение.
10. Комиссию по расследованию аварий категорий А1-А6 создает соответствующий орган управления использованием атомной энергии. В ее состав включаются представители указанного органа управления использованием атомной энергии, Ростехнадзора, МЧС России, ФМБА России, эксплуатирующей организации, а также организаций, выполняющих работы и предоставляющих услуги эксплуатирующей организации.
11. Комиссию по расследованию происшествий категорий П1-П5 создает эксплуатирующая организация.
В случае, если в процессе расследования такого нарушения выявлены последствия, соответствующие категории "авария", комиссия продолжает свою работу до начала работы комиссии, созданной в соответствии с пунктом 10 настоящего Положения, и представляет последней всю имеющуюся информацию о результатах расследования.
12. Комиссию по расследованию аварий категории АТ3 создает соответствующий орган управления использованием атомной энергии.
Комиссию по расследованию нарушений категорий АТ2, AT1 создает эксплуатирующая организация.
Состав комиссии по расследованию аварий формируется в соответствии с пунктом 10 настоящего Положения.
13. Комиссия по расследованию нарушения приступает к работе не позднее 3 суток с момента выявления нарушения. Оповещение Ростехнадзора об образовании, месте и времени начала работы комиссии осуществляет организация, создавшая комиссию.
14. Продолжительность расследования нарушения не должна превышать 15 рабочих дней со дня обнаружения нарушения. Решение о продлении срока расследования принимает должностное лицо, подписавшее приказ о назначении комиссии. Максимальный срок продления расследования не должен превышать 15 рабочих дней.
15. Эксплуатирующая организация до образования комиссии по расследованию нарушений категорий А1-А6, AT1-АТ3 принимает меры по сохранению обстановки в месте нарушения такой, какой она была на момент его выявления, прекращает все работы в месте нарушения, если это не представляет опасности для жизни и здоровья людей и не вызывает дальнейшего развития нарушения, исключает доступ персонала к месту нарушения. В случае невозможности сохранения обстановки ее следует зафиксировать (например, схемы, фотографии).
Решение о необходимости сохранения обстановки до образования комиссии по расследованию нарушений категорий П1-П5 принимает эксплуатирующая организация.
16. Запрещены несанкционированный доступ к контрольно-измерительной аппаратуре и изменение уставок предупредительных и аварийных защит с момента выявления нарушения до начала работы комиссии.
17. Эксплуатирующая организация до начала работы комиссии по расследованию нарушения проводит следующие мероприятия:
определяет характер и масштаб нарушения;
собирает сведения о радиационной (химической) обстановке на ОЯТЦ, ПР, площадке ОЯТЦ, ПР, территории за пределами площадки ОЯТЦ, ПР, в месте аварии транспортного средства; о предполагаемых дозах облучения персонала и населения в результате нарушения;
организует вызов представителей организаций, выполняющих работы и предоставляющих услуги для эксплуатирующей организации;
принимает меры по сохранению диаграмм регистрирующих приборов, осциллограмм, аудиозаписей оперативных переговоров, оперативных журналов, распечаток ЭВМ;
организует сбор сведений о характеристиках технологических процессов ОЯТЦ, нейтронно-физических характеристиках ПР, информации о состоянии коммутационной аппаратуры, отключающей и регулирующей арматуры, блинкеров и накладок на момент возникновения нарушения;
собирает после сдачи смены объяснительные записки сменного персонала, работников, участвовавших в ликвидации нарушения, его очевидцев, администрации ОЯТЦ, ПР;