ПРИКАЗ
от 25 декабря 2015 года N 368
(с изменениями на 15 марта 2018 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 апреля 2019 года на основании
приказа Казначейства России от 26 декабря 2018 года N 437
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом Казначейства России от 11 ноября 2016 года N 419;
приказом Казначейства России от 27 апреля 2017 года N 97 (вступил в силу со 2 мая 2017 года);
приказом Казначейства России от 15 марта 2018 года N 62.
____________________________________________________________________
В соответствии с Положением о внутреннем контроле и внутреннем аудите в Федеральном казначействе, утвержденным приказом Федерального казначейства от 16 октября 2014 года N 240, в целях повышения эффективности осуществления внутреннего контроля в территориальных органах Федерального казначейства
приказываю:
1. Утвердить Стандарт осуществления последующего оперативного внутреннего автоматизированного контроля в территориальных органах Федерального казначейства (далее - Стандарт) согласно приложению к настоящему приказу.
2. Осуществить пилотное внедрение Стандарта в Межрегиональном операционном управлении Федерального казначейства, Управлении Федерального казначейства по Московской области, Управлении Федерального казначейства по Нижегородской области и Управлении Федерального казначейства по Самарской области (далее - Пилотные УФК) в период с даты вступления в силу настоящего приказа по 30 апреля 2016 года.
3. Руководителям Пилотных УФК обеспечить:
организацию и проведение последующего оперативного внутреннего автоматизированного контроля в структурных подразделениях соответствующих пилотных УФК в соответствии со Стандартом;
направление в Управление внутреннего контроля (аудита) и оценки эффективности деятельности предложений по актуализации Стандарта в срок до 20 мая 2016 года.
4. Управлению внутреннего контроля (аудита) и оценки эффективности деятельности (А.В.Солодов) по результатам пилотного внедрения обеспечить внесение изменений в настоящий приказ и, при необходимости, в Стандарт на основании предложений, представленных в соответствии с пунктом 3 настоящего приказа.
5. Управлению финансовых технологий (В.В.Ткаченко) обеспечить доработку соответствующего прикладного программного обеспечения в установленном порядке.
6. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федерального казначейства А.Ю.Демидова.
Руководитель
Р.Е.Артюхин
Стандарт осуществления последующего оперативного внутреннего автоматизированного контроля в территориальных органах Федерального казначейства
(с изменениями на 27 апреля 2017 года)
1.1. Стандарт осуществления последующего оперативного внутреннего автоматизированного контроля в территориальных органах Федерального казначейства (далее - Стандарт) разработан в соответствии с Положением о внутреннем контроле и внутреннем аудите в Федеральном казначействе, утвержденным приказом Федерального казначейства от 16 октября 2014 года N 240, в целях повышения эффективности осуществления внутреннего контроля в территориальных органах Федерального казначейства (далее - ТОФК).
1.2. Настоящий Стандарт разработан для использования контрольно-аудиторскими подразделениями ТОФК при организации и проведении контрольных мероприятий в структурных подразделениях ТОФК в отношении исполнения функций и осуществления полномочий в установленной сфере деятельности в части операций и действий (в том числе по формированию документов), совершаемых в указанных структурных подразделениях ТОФК.
1.3. Целью настоящего Стандарта является установление общих правил, требований и процедур организации и осуществления контрольно-аудиторскими подразделениями ТОФК последующего оперативного внутреннего автоматизированного контроля.
1.4. Задачами последующего оперативного внутреннего автоматизированного контроля являются:
оценка эффективности внутреннего контроля, осуществляемого в структурных подразделениях ТОФК в соответствии с требованиями Стандарта внутреннего контроля Федерального казначейства, утвержденного приказом Федерального казначейства;
обеспечение оперативного информирования руководства ТОФК о выявленных нарушениях (недостатках) в деятельности ТОФК в целях своевременного принятия управленческих решений;
минимизация внутренних (операционных) казначейских рисков в деятельности ТОФК и связанных с ними вероятных неблагоприятных последствий;
обеспечение получения оперативной информации об эффективности принятых управленческих решений и реализованных мерах по предотвращению в дальнейшей деятельности выявленных нарушений (недостатков).
1.5. Настоящий Стандарт устанавливает:
требования к подготовке к осуществлению последующего оперативного внутреннего автоматизированного контроля;
требования к осуществлению последующего оперативного внутреннего автоматизированного контроля и оформлению его результатов;
требования к рассмотрению результатов последующего оперативного внутреннего автоматизированного контроля.
2.1. Термины и определения, установленные в настоящем разделе, применяются в настоящем Стандарте, во всех видах документации в рамках осуществления последующего оперативного внутреннего автоматизированного контроля в соответствии с настоящим Стандартом, а также для всех процедур последующего оперативного внутреннего автоматизированного контроля, организуемых и осуществляемых в соответствии с настоящим Стандартом.
2.2. В настоящем Стандарте применяются следующие термины:
2.2.1. ТОФК - Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства, управления Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации (субъектам Российской Федерации, находящимся в границах федерального округа).
2.2.2. Внутренний контроль - непрерывный процесс, осуществляемый в рамках управления казначейскими рисками руководителями (заместителями руководителей), иными должностными лицами ТОФК, контрольно-аудиторским подразделением Федерального казначейства, контрольно-аудиторскими подразделениями ТОФК, направленный на обеспечение соблюдения требований законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых и правовых актов Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства, иных документов, регламентирующих деятельность ТОФК, а также на повышение эффективности (экономности и результативности) деятельности ТОФК в разрезе финансового, административного и технологического направлений деятельности.
2.2.3. Последующий оперативный внутренний автоматизированный контроль (далее - ПОВАК) - внутренний контроль, осуществляемый сотрудниками контрольно-аудиторских подразделений ТОФК в рамках управления казначейскими рисками после совершения операций и действий (в том числе по формированию документов), осуществляемых в структурных подразделениях ТОФК, реализуемый путем выполнения процессов и операций ПОВАК и направленный:
на обеспечение оперативного информирования руководства ТОФК о соблюдении (нарушении) требований законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых и правовых актов Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства, иных документов, регламентирующих деятельность ТОФК по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета;
на обеспечение своевременного принятия управленческих решений и реализацию мероприятий по минимизации или устранению в дальнейшей деятельности последствий нарушений (недостатков), выявленных в деятельности ТОФК.
2.2.4. Руководство ТОФК - руководитель и заместители руководителя ТОФК.
2.2.5. Контрольно-аудиторское подразделение Федерального казначейства - Управление внутреннего контроля и аудита.
(Пункт в редакции, введенной в действие со 2 мая 2017 года приказом Казначейства России от 27 апреля 2017 года N 97; в редакции, введенной в действие приказом Казначейства России от 15 марта 2018 года N 62. - См. предыдущую редакцию)
2.2.6. Контрольно-аудиторские подразделения ТОФК - отделы внутреннего контроля и аудита ТОФК.
2.2.7. Структурные подразделения ТОФК - отделы ТОФК, в том числе отделы, созданные для осуществления функций управления Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации (субъектам Российской Федерации, находящимся в границах федерального округа) на соответствующей территории (при наличии).
2.2.8. Процессы и операции ПОВАК - действия, осуществляемые сотрудниками контрольно-аудиторских подразделений ТОФК в рамках управления казначейскими рисками с использованием прикладных программных средств автоматизации, направленные на установление соответствия деятельности структурных подразделений ТОФК требованиям законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых и правовых актов Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства, иных документов, регламентирующих деятельность ТОФК, а также на оценку соблюдения сотрудниками структурных подразделений ТОФК технологических процессов и операций при исполнении функций и осуществлении полномочий в установленной сфере деятельности в рамках закрепленных за ними должностных обязанностей.
2.2.9. Субъекты ПОВАК - контрольно-аудиторские подразделения ТОФК, осуществляющие процессы и операции ПОВАК в соответствии с возложенными на них полномочиями.
2.2.10. Объекты ПОВАК - структурные подразделения ТОФК, осуществляющие операции и действия (в том числе по формированию документов) в рамках закрепленных за ними полномочий, включенные в перечень показателей автоматизированного контроля функциональной деятельности ТОФК.
2.2.11. Предмет ПОВАК - операции и действия (в том числе по формированию документов), осуществляемые в структурных подразделениях ТОФК в рамках закрепленных за ними полномочий, в соответствии с перечнем показателей автоматизированного контроля функциональной деятельности ТОФК.
2.2.12. Перечень показателей ПОВАК - перечень показателей автоматизированного контроля функциональной деятельности ТОФК, включающий в себя операции и действия (в том числе по формированию документов), в отношении которых имеется возможность осуществления ПОВАК с использованием прикладных программных средств автоматизации, сформированный в рамках реализации решения Коллегии Федерального казначейства от 3 октября 2014 года N 30/4 "Организация автоматизированного контроля функциональной деятельности в Федеральном казначействе".
2.2.13. Контрольная деятельность - деятельность контрольно-аудиторского подразделения ТОФК по осуществлению ПОВАК в отношении деятельности структурных подразделений ТОФК по исполнению функций и осуществлению полномочий в установленной сфере деятельности.
2.2.14. Контрольные мероприятия - организационная форма осуществления контрольной деятельности, посредством которой обеспечивается ПОВАК в отношении деятельности структурных подразделений ТОФК по исполнению функций и осуществлению полномочий в установленной сфере деятельности.
2.2.15. Проверяемый период - период деятельности объекта ПОВАК, подлежащий проверке.
2.2.16. Проверка - единичное контрольное мероприятие, проводимое контрольно-аудиторским подразделением ТОФК в целях:
установления соответствия предмета ПОВАК требованиям законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых и правовых актов Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства, иных документов, регламентирующих деятельность ТОФК;
оценки соблюдения сотрудниками объекта ПОВАК технологических процессов и операций при исполнении функций и осуществлении полномочий в установленной сфере деятельности в рамках закрепленных за ними должностных обязанностей.
2.2.17. Сплошная проверка - проверка всех операций и действий (в том числе по формированию документов), являющихся предметом ПОВАК, за проверяемый период.
2.2.18. Казначейские риски - вероятность наступления событий, которые могут негативно отразиться на процессах и операциях, осуществляемых ТОФК при исполнении функций и осуществлении полномочий в установленной сфере деятельности, а также на результатах деятельности ТОФК.
2.2.19. Последующий контроль - процессы и операции ПОВАК, осуществляемые контрольно-аудиторскими подразделениями ТОФК после совершения структурными подразделениями ТОФК операций и действий (в том числе по формированию документов) в рамках закрепленных за ними полномочий.
2.2.20. Нарушение - установленный факт несоответствия деятельности объекта ПОВАК требованиям законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых и правовых актов Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства, а также иных документов, регламентирующих его деятельность.
2.2.21. Недостаток - установленный факт, выявленный в деятельности объекта ПОВАК, способный оказать негативное влияние на его деятельность, в том числе на ее эффективность, не являющийся нарушением требований законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых и правовых актов Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства, а также иных документов, регламентирующих его деятельность.
2.2.22. ППО - прикладное программное обеспечение.
2.2.23. ППО АСФК-ПГЮ "Автоматизированная система Федерального казначейства".
2.2.24. ППО АСД "ЛанДокс" - ППО "Автоматизированная система документооборота "ЛанДокс".
3.1. В рамках настоящего Стандарта формой осуществления ПОВАК контрольно-аудиторскими подразделениями ТОФК является последующий контроль.
3.2. В рамках настоящего Стандарта к способам осуществления ПОВАК контрольно-аудиторскими подразделениями ТОФК относится сплошная проверка.
4.1. Организация ПОВАК в ТОФК включает в себя выполнение следующих мероприятий:
осуществление ПОВАК и оформление его результатов;
рассмотрение результатов ПОВАК;
хранение документов, сформированных в ходе осуществления ПОВАК и рассмотрения его результатов.
4.2. Процессы и операции ПОВАК осуществляются субъектами ПОВАК в рамках закрепленных за объектами ПОВАК полномочий с использованием прикладных программных средств автоматизации (ППО АС ФК).
4.3. Перечень показателей ПОВАК включает в себя операции и действия (в том числе по формированию документов), осуществляемые структурными подразделениями ТОФК, с высокой значимостью казначейского риска (от 0,8 до 1,0 единиц), определяемой в соответствии с:
классификатором внутренних (операционных) рисков по направлениям деятельности управления Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации (субъектам Российской Федерации, находящимся в границах федерального округа), утвержденным приказом Федерального казначейства (далее - классификатор рисков УФК);
классификатором внутренних (операционных) рисков по направлениям деятельности Межрегионального операционного управления Федерального казначейства, утвержденным приказом Федерального казначейства (далее - классификатор рисков МОУ ФК).
5.1. Подготовка к осуществлению ПОВАК заключается в обеспечении актуализации по мере необходимости контрольно-аудиторским подразделением Федерального казначейства Перечня показателей ПОВАК.