Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 декабря 2015 года N 1418

О государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

(с изменениями на 22 июля 2017 года)
(редакция, действующая с 1 января 2018 года)

____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 июля 2021 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 25 июня 2021 года N 1013

____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2017 года N 864 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 27.07.2017, N 0001201707270008) (о порядке вступления в силу см. пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 22 июля 2017 года N 864).

____________________________________________________________________



В соответствии с Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

2. Реализация полномочий Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников центрального аппарата и территориальных органов Министерства, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

3. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2005 года N 712 "Об утверждении Положения о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляемом Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 50, ст.5299);

постановление Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2009 года N 346 "О внесении изменения в Положение о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляемом Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 18, ст.2245);

пункт 16 изменений, которые вносятся в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2013 года N 476 "О вопросах государственного контроля (надзора) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 24, ст.2999).

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

     

     

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 24 декабря 2015 года N 1418

     

Положение о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

(с изменениями на 22 июля 2017 года)

1. Настоящее Положение устанавливает порядок осуществления государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - государственный надзор).

2. Государственный надзор осуществляется в целях обеспечения соблюдения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами (далее - юридические лица), индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - обязательные требования), в соответствии с задачами, возложенными на единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

3. Государственный надзор осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти (федеральный государственный надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный надзор) согласно их компетенции.

Федеральный государственный надзор осуществляется в том числе с применением риск-ориентированного подхода.

(Абзац дополнительно включен с 4 августа 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2017 года N 864)

4. Государственный надзор осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок в соответствии с Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

5. Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного надзора, является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

6. Порядок осуществления регионального государственного надзора устанавливается высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом настоящего Положения.

7. Органами, осуществляющими федеральный государственный надзор, являются:

а) структурное подразделение центрального аппарата Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления федерального государственного надзора;

б) структурные подразделения территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации (далее -территориальные органы), в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного надзора, а также территориальные отделы (отделения, инспекции) этих структурных подразделений.

8. Органы, осуществляющие федеральный государственный надзор, взаимодействуют с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного надзора, а также с органами, уполномоченными на осуществление других видов государственного контроля (надзора).

9. Должностными лицами, уполномоченными осуществлять федеральный государственный надзор (далее - должностные лица), являются:

а) руководители, заместители руководителей и иные должностные лица (сотрудники) органов, осуществляющих федеральный государственный надзор;

б) руководители и заместители руководителей территориальных органов.

10. Должностные лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в пределах своих полномочий осуществляют:

а) организацию и проведение проверок выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований;

б) взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями по вопросам обеспечения выполнения обязательных требований;

в) производство по делам об административных правонарушениях;

г) рассмотрение обращений и жалоб организаций и граждан по вопросам обеспечения выполнения обязательных требований.

10_1. При проведении плановых проверок всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей должностные лица обязаны использовать проверочные листы (списки контрольных вопросов).

Проверочные листы (списки контрольных вопросов) содержат перечни вопросов, затрагивающих предъявляемые к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям обязательные требования, соблюдение которых является наиболее значимым с точки зрения недопущения возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры), безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Предмет плановой проверки ограничивается перечнем вопросов, включенных в проверочные листы (списки контрольных вопросов).

(Пункт дополнительно включен с 1 января 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2017 года N 864)

11. Должностные лица имеют право:

а) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и заверенной в установленном порядке копии распоряжения или приказа руководителя (заместителя руководителя) органа, осуществляющего федеральный государственный надзор, или руководителя (заместителя руководителя) территориального органа о назначении проверки посещать территории, здания, строения, сооружения и помещения, используемые при осуществлении деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводится проверка, а также проводить их обследование;

б) запрашивать у федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых проводится проверка, документы и информацию, необходимые для организации и проведения проверки выполнения обязательных требований, если указанные документы и информация относятся к предмету проверки;

в) выдавать предписания об устранении нарушений обязательных требований.

12. Доступ на режимные объекты федеральных органов исполнительной власти должностных лиц при проведении ими проверки выполнения обязательных требований на этих объектах осуществляется по согласованию с указанными федеральными органами исполнительной власти.

13. Указания и распоряжения вышестоящих должностных лиц обязательны для исполнения нижестоящими должностными лицами.

14. Должностные лица несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в соответствии с законодательством Российской Федерации.

15. Решения и действия (бездействие) должностных лиц могут быть обжалованы в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

16. В целях применения при осуществлении федерального государственного надзора риск-ориентированного подхода деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей подлежит отнесению к одной из категорий риска в соответствии с Правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. N 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".

Отнесение деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к определенной категории риска осуществляется на основании критериев отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к определенной категории риска согласно приложению.

(Пункт дополнительно включен с 4 августа 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2017 года N 864)

17. Проведение плановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в зависимости от присвоенной категории риска деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется со следующей периодичностью:

для категории высокого риска - один раз в 2 года;

для категории значительного риска - один раз в 3 года.

В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых отнесена к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.

(Пункт дополнительно включен с 4 августа 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2017 года N 864)

18. Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение в году проведения проверки установленного периода времени с даты:

а) образования (реорганизации) уполномоченных организаций, создающих в установленном порядке функциональные подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

б) начала эксплуатации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями потенциально опасных объектов и (или) критически важных объектов;

в) вхождения в установленном порядке юридических лиц (их структурных подразделений) и индивидуальных предпринимателей или находящихся в их ведении организаций и структурных подразделений этих организаций в состав сил функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

г) окончания проведения последней плановой проверки указанных в подпунктах "а"-"в" настоящего пункта организаций, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

(Пункт дополнительно включен с 4 августа 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2017 года N 864)

19. Отнесение деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением деятельности уполномоченных организаций, создающих в установленном порядке функциональные подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) к категориям риска осуществляется:

на основании решения руководителя (заместителя руководителя) соответствующего территориального органа - при отнесении к категории высокого риска;

на основании решения руководителя (заместителя руководителя) территориального отдела (отделения, инспекции) структурного подразделения территориального органа, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления федерального государственного надзора, по месту нахождения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - при отнесении к иным категориям риска.

Отнесение деятельности уполномоченных организаций, создающих в установленном порядке функциональные подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, к категории высокого риска осуществляется на основании решения руководителя (заместителя руководителя) соответствующего территориального органа по согласованию с руководителем структурного подразделения центрального аппарата Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления федерального государственного надзора.

(Пункт дополнительно включен с 4 августа 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2017 года N 864)

20. В случае пересмотра решения об отнесении деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к одной из категорий риска решение об изменении категории риска на более высокую категорию принимается должностным лицом, уполномоченным на принятие решения об отнесении к соответствующей категории риска.

Решение об изменении категории риска на более низкую категорию принимается должностным лицом, которым ранее было принято решение об отнесении к категории риска, с направлением указанного решения, а также документов и сведений, на основании которых оно было принято, должностному лицу, уполномоченному на принятие решения об отнесении к соответствующей категории риска.

При отсутствии решения об отнесении к определенной категории риска деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей считается отнесенной к категории низкого риска.

(Пункт дополнительно включен с 4 августа 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2017 года N 864)

21. Органы, осуществляющие федеральный государственный надзор, ведут перечни юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых проводятся плановые проверки.

Включение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых отнесена к категории риска, в перечни юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых проводятся плановые проверки, осуществляется на основании решений уполномоченных должностных лиц об отнесении деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к соответствующим категориям риска.

(Пункт дополнительно включен с 4 августа 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2017 года N 864)

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»