Лица с инвалидностью могут различаться:
- по нозологии (различные нарушения зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата, центральной нервной системы и др., а также комплексные формы сенсорно-моторных нарушений и последствий различных соматических заболеваний);
- по степени тяжести и структуре нарушений;
- по времени его возникновения (врожденные или приобретенные);
- по причинам и характеру протекания заболевания;
- по медицинскому анамнезу и прогнозу;
- по наличию сопутствующих заболеваний и вторичных нарушений;
- по состоянию сохранных функций;
- по социальному статусу и другим признакам.
С целью осуществления наиболее продуктивного взаимодействия с абитуриентами-инвалидами и абитуриентами с ОВЗ в образовательной деятельности, необходимо учитывать состояние здоровья, физические, психические, личностные особенности людей данной категории.
2.1. Психолого-педагогическая характеристика лиц с нарушением зрения (слепые и слабовидящие)
По состоянию зрительной функции среди слепых выделяют: тотальную слепоту, светоощущение, практическую слепоту (наличие остаточного зрения).
Слабовидение связано со значительным нарушением функционирования зрительной системы вследствие ее поражения.
Характеристика типичных нарушений:
- нарушение пространственных образов, самоконтроля и саморегуляции, координации и точности движений;
- нарушение осанки, плоскостопие, слабость дыхательной мускулатуры;
- неврозы, болезни органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, обмена веществ;
- минимальная мозговая дисфункция (ММД), снижение слуха;
- быстрая утомляемость.