Действующий

Об организации приема инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательные организации высшего образования

Особые образовательные потребности слепых и слабовидящих


В структуру особых образовательных потребностей слепых и слабовидящих лиц входят:

- получение специальной помощи средствами образования;

- психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие обучающегося с педагогами и сверстниками;

- использование специальных технических средств обучения: в том числе персонального стационарного или переносного компьютера, оснащенного необходимым для данной категории обучающихся программным обеспечением (например, программой невизуального доступа JAWS for Windows), синтезатором речи, обеспечивающих реализацию "обходных" путей обучения;

- индивидуализация обучения требуется в большей степени, чем для обучения здоровых сверстников;

- обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды, включая дополнительные индивидуальные занятия по учебным дисциплинам;

- максимальное расширение образовательного пространства за счет расширения социальных контактов с широким социумом;

- целенаправленное обогащение (коррекция) чувственного опыта за счет развития сохранных анализаторов (в том числе и остаточного зрения);

- формирование компенсаторных способов деятельности;

- профилактика вербализма и формализма знаний за счет расширения, обогащения и коррекции предметных и пространственных представлений, формирования, обогащения, коррекции понятий;

- развитие полисенсорного восприятия предметов и объектов окружающего мира;

- обеспечение доступности учебной информации для тактильного и зрительного восприятия слепыми с остаточным зрением и слабовидящими, включая доступность материалов, подготовленных по рельефно-точечной системе Брайля;

- возможности для мелкотиражного производства учебной литературы, отпечатанной рельефно-точечным шрифтом Брайля (только при наличии соответствующего оборудования);

- наличие тифлопедагога или другого специалиста, владеющего рельефно-точечной системой Брайля.

2.2. Психолого-педагогическая характеристика лиц с нарушением слуха (глухие и слабослышащие)


К категории глухих относятся лица со стойким двусторонним нарушением слуха, при котором при врожденной или рано возникшей (до овладения речью в 3 года) глухоте, естественный ход развития словесной речи оказывается невозможным.

К категории слабослышащих относятся лица со снижением способности обнаруживать и понимать звуки, при сохранении минимальной возможности самостоятельного формирования словесной речи.

Характеристика типичных нарушений:


- нарушение функций вестибулярного аппарата;

- задержка моторного и психического развития;

- нарушение речи, памяти, внимания, мышления, общения;

- нарушения равновесия, ритмичности, точности движений (особенно мелкой моторики), реагирующей способности, пространственно-временной ориентации;

- дисгармоничность физического развития, нарушение осанки;

- заболевания дыхательной системы, вегетативно-соматические расстройства.