Действующий

Об организации приема инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательные организации высшего образования

Особые образовательные потребности лиц с НОДА


В структуру особых образовательных потребностей лиц с НОДА входят:

- обязательное использование специальных методов, приемов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных и ассистивных технологий), обеспечивающих реализацию "обходных путей" обучения;

- индивидуализация обучения требуется в большей степени, чем для нормально развивающегося человека;

- обеспечение создания особой пространственной и временной образовательных сред;

- создание для этой категории лиц безбарьерной архитектурно-пространственной среды;

- обеспечение специальными приспособлениями и индивидуально адаптированным рабочим местом;

- организация коррекционно-поддерживающего сопровождения в образовательном процессе.

2.4. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с расстройствами аутистического спектра (далее - РАС)

Категория лиц с РАС неоднородна по своему составу и включает в себя спектр психологических характеристик, описывающих широкий круг аномального поведения, затруднений в социальном взаимодействии и коммуникациях, а также жестко ограниченных интересов и часто повторяющихся разноплановых стереотипов и аутостимуляций.

Отмечаются следующие виды РАС:

- синдром Аспергера;

- дезинтегративное поведение;

- аутистические особенности.

     Характеристика типичных нарушений:


- неспособность адекватно реагировать на прямой зрительный контакт, мимическое выражение, жестикуляцию;

- неспособность к установлению взаимосвязей со сверстниками;

- несформированность социальных и эмоциональных связей и зависимостей с микросоциумом, которые проявляются в отсутствии модуляции поведения в соответствии с социальной и морально-этической ситуациями;

- отсутствие общих интересов или достижений с другими людьми;

- специфическое развитие речи (4 варианта речевого развития), спонтанной речи, без попыток использования естественных мимики и жестов;

- речь характеризуется монологами без конкретного адресата, достаточно часто бывает аффективна и характеризуется эхолалиями;

________________

Эхолалия - неконтролируемое автоматическое повторение слов, услышанных в чужой речи.


- повторяющаяся и стереотипная речь;

- поглощенность реципиента стереотипными и ограниченными интересами.