В структуру особых образовательных потребностей лиц с НОДА входят:
- обязательное использование специальных методов, приемов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных и ассистивных технологий), обеспечивающих реализацию "обходных путей" обучения;
- индивидуализация обучения требуется в большей степени, чем для нормально развивающегося человека;
- обеспечение создания особой пространственной и временной образовательных сред;
- создание для этой категории лиц безбарьерной архитектурно-пространственной среды;
- обеспечение специальными приспособлениями и индивидуально адаптированным рабочим местом;
- организация коррекционно-поддерживающего сопровождения в образовательном процессе.
2.4. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с расстройствами аутистического спектра (далее - РАС)
Категория лиц с РАС неоднородна по своему составу и включает в себя спектр психологических характеристик, описывающих широкий круг аномального поведения, затруднений в социальном взаимодействии и коммуникациях, а также жестко ограниченных интересов и часто повторяющихся разноплановых стереотипов и аутостимуляций.
Отмечаются следующие виды РАС:
- синдром Аспергера;
- дезинтегративное поведение;
- аутистические особенности.
Характеристика типичных нарушений:
- неспособность адекватно реагировать на прямой зрительный контакт, мимическое выражение, жестикуляцию;
- неспособность к установлению взаимосвязей со сверстниками;
- несформированность социальных и эмоциональных связей и зависимостей с микросоциумом, которые проявляются в отсутствии модуляции поведения в соответствии с социальной и морально-этической ситуациями;
- отсутствие общих интересов или достижений с другими людьми;
- специфическое развитие речи (4 варианта речевого развития), спонтанной речи, без попыток использования естественных мимики и жестов;
- речь характеризуется монологами без конкретного адресата, достаточно часто бывает аффективна и характеризуется эхолалиями;
________________
Эхолалия - неконтролируемое автоматическое повторение слов, услышанных в чужой речи.
- повторяющаяся и стереотипная речь;
- поглощенность реципиента стереотипными и ограниченными интересами.