Действующий

Об организации приема инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательные организации высшего образования

3. Особенности взаимодействия с различными группами абитуриентов-инвалидов и лиц с ОВЗ

3.1. Общение с абитуриентами, имеющими нарушения зрения:

- при встрече с человеком, имеющим нарушение зрения, зрячий должен поприветствовать его первым, назвав себя;

- человек с нарушением зрения не должен чувствовать, что он зависит от зрячего, надо вести себя на равных;

- вначале надо спросить человека с нарушением зрения, нужна ли ему помощь, в какой мере, а в случае положительного ответа помочь ему;

- представляя слепого зрячему или наоборот, необходимо сделать так, чтобы он знал, в какую сторону ему надо повернуться;

- предлагая помощь, следует направлять человека с нарушением зрения осторожно, не сдавливая его руку;

- необходимо кратко описать местонахождение человека;

- в шумном помещении зрячий должен предупредить слепого, если ему надо отойти, и подвести его к стене или окну;

- в разговоре с человеком с нарушением зрения не надо избегать выражений, основанных на визуальных впечатлениях;

- если зрячий видит во внешнем виде человека с нарушением зрения какой-либо дефект или погрешность в одежде, не нужно стесняться, надо обратить на это внимание;

- при передвижении не надо держать человека с нарушением зрения за руку, ему нужно предложить взять сопровождающего за предплечье; при ходьбе зрячий должен находиться на шаг впереди; при таком положении имеется возможность движением руки сигнализировать о препятствиях, остановках, узких проходах;

- необходимо своевременно предупреждать о препятствиях: ступенях, низких притолоках и т.п.;

- при спуске и подъеме по ступеням лестницы зрячий должен находиться на ступень ниже или выше;

- при входе в помещение сопровождающий проходит в дверь первым, рукой, прижимая локоть, подает сигнал слепому, чтобы тот сдвинулся за его спину; пройдя следом человек с нарушением зрения перехватывает свободной рукой ручку двери и закрывает за собой дверь;

- следует передвигаться без резких движений, не делать рывков;

- при необходимости зачитывания человеку с нарушением зрения какой-либо информации сначала следует предупредить его об этом; читать надо всё, воздержавшись от комментариев: название, даты, текст документа - от заголовка до конца, ничего не пропуская, не объясняя редко употребляемых или международных слов;

- при чтении какого-либо документа человеку с нарушением зрения надо для убедительности дать ему документ в руки;

- при общении обращаться следует непосредственно к человеку с нарушением зрения, а не к его зрячему помощнику;

- в начале общения необходимо назвать себя и представить других собеседников, а также остальных присутствующих;

- недопустимо усаживать человека с нарушением зрения, следует направить его руку на спинку стула или подлокотник;

- при общении с группой людей, имеющих нарушение зрения, каждый раз следует называть того, к кому обращаются;

- в речи нужно избегать расплывчатых определений и инструкций, которые обычно сопровождаются жестами;

- необходимо сообщить о наличии в аудитории специальной аппаратуры/оборудования и возможности пользования ими.

3.2. При общении с абитуриентами, имеющими нарушения слуха, работники приемных комиссий:

- обязаны привлечь внимание неслышащего абитуриента движением руки;

- обязаны в процессе диалога смотреть прямо в лицо неслышащего абитуриента;

- обязаны не загораживать лицо руками, волосами или какими-то другими предметами;

- должны при устном общении находиться на близком от неслышащего абитуриента расстоянии;