от 26 июня 2015 года N ВК-7135/09
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТАРИФАМ
от 26 июня 2015 года N ЕП-7170/12
ПИСЬМО
____________________________________________________________________
Отменено на основании
распоряжения Минэнерго России от 29 ноября 2022 года N 48-р
____________________________________________________________________
В связи с поступающими обращениями о применении постановления Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2015 года N 184 "Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям" в целях реализации единой государственной политики в области электроэнергетики ФСТ России и Минэнерго России подготовлен перечень ответов на часто задаваемые вопросы по применению вышеуказанного постановления Правительства Российской Федерации согласно приложению к данному письму.
Дополнительно сообщаем, что согласно Положению о Министерстве энергетики Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2008 года N 400, разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения не относится к компетенции Минэнерго России. Мнение Минэнерго России по поставленным вопросам представлено исключительно в информационном порядке.
Заместитель
Министра энергетики
Российской Федерации
В.М.Кравченко
Заместитель руководителя
Федеральной службы по тарифам
Е.В.Помчалова
N п/п | Вопрос | Ответ |
1 | Относится ли ограничение по суммарной установленной мощности силовых трансформаторов ко всему оборудованию собственника, используемого и при передаче электрической энергии на собственные нужды, и при передаче электрической энергии сторонним потребителям? Если указанный критерий относится только к трансформаторам, используемым для оказания услуг по передаче сторонним потребителям, то нужно ли и каким образом определять долю мощности, приходящейся на оборудование с установленной мощностью не менее 10 МВА, используемое при оказании услуг по передаче электроэнергии сторонним потребителям, если через указанное оборудование трансформируется электрическая энергия, и используемая на собственные нужды, и передаваемая сторонним потребителям (например заводы, перерабатывающие предприятия?) | Согласно пункту 1 Критериев территориальная сетевая организация должна владеть на праве собственности или на ином законном основании на срок не менее очередного расчетного периода регулирования силовыми трансформаторами, используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, суммарная установленная мощность которых составляет не менее 10 МВА. |
2 | Необходимость формирования предложений по технологическому расходу электроэнергии (мощности) - потерям в электрических сетях на 2016 год в целях формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности), с учетом отнесения организаций, осуществляющих деятельность по передаче электрической энергии, к территориальным сетевым организациям в соответствии с критериями отнесения владельца объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утвержденными постановлением Правительства РФ от 28 февраля 2015 года N 184, принимая во внимание то обстоятельство, что обосновывающие документы, опосредующие соответствие вещного права на электросетевое оборудование организации, подтверждающие количественные показатели, удовлетворяющие критериям, могут быть представлены организацией до момента принятия соответствующего тарифного решения - до начала очередного финансового года (до начала 2016 года). | Территориальные сетевые организации, оказывающие услуги по передаче электрической энергии в текущем 2015 году, предоставляют предложения по технологическому расходу электрической энергии и мощности (потерям) в электрических сетях на 2016 год в порядке и сроки, установленные приказом ФСТ России от 12 апреля 2012 года N 53-э/1. |
3 | Постановлением Правительства РФ от 28 февраля 2015 года N 184 утверждены критерии отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям. | При любом пересмотре тарифных решений в течение 2015 года (в том числе в случае пересмотра тарифов на основании пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 11 мая 2015 года N 458, предписаний ФСТ России, выданных по итогам рассмотрения разногласий), подлежат применению положения постановления Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2015 года N 184, в том числе о проведении предварительной оценки соответствия владельца объектов электросетевого хозяйства Критериям, что следует из положений пункта 24 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Правила государственного регулирования), согласно которым основанием для установления (пересмотра), а также продолжения действия установленной цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии в отношении юридического лица, владеющего на праве собственности или на ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, является его соответствие критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям. |
4 | В какой период проводится анализ отнесения организаций по критериям к ТСО (N 184), до подачи заявления на регулирование или в момент рассмотрения заявления с последующим открытием дела или отказом в открытии дела по причине несоответствия критериям? (Запрос информации у ТСО о соответствии указанным критериям?) | В соответствии с п.24 Правил государственного регулирования основанием для установления (пересмотра), а также продолжения действия установленной цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии в отношении юридического лица, владеющего на праве собственности или ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, является его соответствие критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к ТСО. |
5 | Как рассматривать 3 пункт Критериев в отношении организаций, деятельность которых регулируется менее 3 лет? | Отсутствие соответствующего периода регулирования означает отсутствие факта применения понижающего коэффициента. В случае, если организация регулируется менее трех лет, количество фактов применения понижающих коэффициентов должно считаться по имеющимся предшествующим периодам регулирования. |
6 | Подлежат ли отнесению по критериям к ТСО организации обслуживающие преимущественно одного потребителя? | Да, подлежат. |
7 | У организации в аренде подстанция 110/35/10 кВ, суммарная мощность трансформаторов 100 МВА, но отсутствуют воздушные и кабельные линии двух напряжений. Подпадает ли организация под критерии ТСО? | Указанная организация не соответствует пункту 2 критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям |
8 | Требование к владению линиями электропередачи на срок не менее очередного расчетного периода регулирования относится к периоду регулирования сроком не менее 12 месяцев или к долгосрочному периоду регулирования сроком не менее 5 лет (не менее 3 лет)? | В соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, "период регулирования" - период не менее 12 месяцев, если иное не предусмотрено решением Правительства Российской Федерации, на который рассчитываются цены (тарифы). |
9 | Применяются ли критерии отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям к предприятиям, впервые вышедшим на регулирование в течение 2015 года? | Да, применяются. Критерии отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям применяются к владельцам объектов электросетевого хозяйства, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, на текущий период регулирования (2015 регулируемый год) с даты начала действия постановления Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2015 года N 184 - 12 марта 2015 года |
10 | Как и когда в соответствии с ПП РФ от 28 февраля 2015 года N 184 новым ТСО будут устанавливать тарифы, если они взяли в аренду объекты электросетевого хозяйства в середине регулируемого периода? | Касательно организаций, арендующих соответствующее имущество с середины периода регулирования, полагаем целесообразным формулировать разъяснения по данному вопросу исходя из особенностей конкретных ситуаций. |
11 | В связи с вступлением в действие постановления Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2015 года N 184, что ждет сетевые организации, не подходящие под утвержденные критерии? И каким образом будет осуществляться вывод их с рынка и в течение какого времени? В отношении территориальной сетевой организации введено конкурсное производство с 17.04.2014. Имущество находится в хозяйственном ведении и подлежит продаже. Каким образом, иная, более крупная сетевая организация, сможет забрать на обслуживание линии и оборудование, которое изъято у предприятия, находящегося в стадии банкротства нельзя? | В случае выявления несоответствия юридического лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства, одному или нескольким критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов направляет такому юридическому лицу уведомление об отсутствии оснований для установления (пересмотра) цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии (с указанием критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, которым такое юридическое лицо не соответствует). |
12 | Пунктом 3 ПП РФ от 28 февраля 2015 года N 184 органам исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования до 01.01.2016 поручено принять решение об (установлении) пересмотре: | В соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 11 мая 2015 года N 458 органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов поручено принять решения об установлении (пересмотре) с 1 июля 2015 года в том числе: |
13 | В части признаков несоответствия критериям ТСО в части владения электросетевым имуществом на законных основаниях на срок не менее расчетного периода. | В части срока владения объектами электросетевого хозяйства не менее очередного расчетного периода регулирования, сообщаем, что владение организацией объектами электросетевого хозяйства на основании договора аренды, заключенного на срок менее очередного периода регулирования с последующим продлением срока действия указанного договора приводит к несоответствию указанной организации критериям в части срока владения объектами электросетевого хозяйства, поскольку период регулирования в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178, составляет период не менее 12 месяцев, если иное не предусмотрено решением Правительства Российской Федерации, на который рассчитываются цены (тарифы). |
14 | На 2015 год приняты решения регулирующего органа об установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии на новый долгосрочный период регулирования 2015-2019 годов и первый период регулирования для новых организаций 2014-2016 годов. Отсутствие тарифа на услуги по передаче электрической энергии для мелких территориальных сетевых организаций на 2016 год может привести к возникновению многочисленных бесхозных сетей на территории края (Приморский край). Должен ли РЭК руководствоваться указанными критериями в середине долгосрочного периода регулирования при принятии решения о пересмотре тарифов для данных сетевых организаций на 2016 год? Возможно ли применение указанных критериев только после завершения долгосрочного периода регулирования? | Обращаем внимание на отсутствие отлагательного условия вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2015 года N 184. Следовательно, в настоящее время любое установление (пересмотр) тарифов на услуги по передаче электроэнергии в соответствии с законодательством, в том числе, установление тарифов на годовой период регулирования в рамках долгосрочного периода регулирования, должно осуществляться исходя из соответствия/несоответствия организации Критериям. |
15 | Организация (физическое или юридическое лицо) владеет на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, но не соответствует критериям отнесения к ТСО и соответственно не может обратиться за установлением тарифа на услуги по передаче электрической энергии. | В соответствии со статьей 23.1 Федерального закона "Об электроэнергетике" плата за технологическое присоединение к электрическим сетям, а также цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям подлежит государственному регулированию. |
16 | Следует ли учитывать для подтверждения соответствия утвержденным Критериям установленную мощность силовых трансформаторов, которыми владеет организация на праве собственности или на ином законном основании но которые не используются для осуществления регулируемой деятельности и (или) находятся в резерве? | Силовые трансформаторы, не используемые для осуществления регулируемой деятельности, в том числе по причине их нахождения в резерве, не могут быть учтены при расчете суммарной установленной мощности силовых трансформаторов (МВА) при определении соответствия либо несоответствия организации критериям, поскольку в соответствии с пунктом 1 критериев предусматривается владение на праве собственности или на ином законном основании на срок не менее очередного расчетного периода регулирования силовыми трансформаторами, используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, суммарная установленная мощность которых составляет не менее 10 МВА. |
17 | Необходимость предоставления каких документов предусмотрена пунктом 1 критериев для подтверждения владения на праве собственности или ином законном основании на срок не менее очередного расчетного периода регулирования силовыми трансформаторами, используемых для осуществления регулируемой деятельности, суммарная установленная мощность которых составляет не менее 10 МВА (зачастую в предоставляемых территориальными сетевыми организациями свидетельствах о государственной регистрации права на подстанции не указывается мощность установленных силовых трансформаторов, а зарегистрированным имуществом является здание самой подстанции)? | В случае если в предоставляемых владельцами объектов электросетевого хозяйства свидетельствах о государственной регистрации права на подстанции не указывается мощность установленных силовых трансформаторов, а зарегистрированным имуществом является здание самой подстанции, считаем, что суммарная установленная мощность силовых трансформаторов (МВА) в соответствии с пунктом 1 критериев может быть рассчитана как сумма фактических номинальных мощностей (МВА), определяемых по техническим паспортам силовых трансформаторов, установленных на подстанциях. |
18 | Организации - владельцы объектов электросетевого хозяйства, утратившие "статус" сетевой организации, не могут быть отнесены к субъектам электроэнергетики, и, следовательно, они не обязаны нести ответственность за надежность обеспечения электрической энергии и ее качество перед потребителями. На кого при этом возлагается соответствующая ответственность? | В соответствии с пунктом 5 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 861, в случае опосредованного присоединения потребитель электрической энергии заключает договор с той сетевой организацией, к сетям которой присоединены объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, к которым непосредственно присоединено его энергопринимающее устройство. В указанном случае именно сетевая организация (в пределах своей ответственности) отвечает перед потребителями электрической энергии (в том числе при опосредованном присоединении) за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями. |
19 | В рамках Постановления Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 N 184 не урегулирован вопрос исключения организаций из Реестра СЕМ (субъектов естественных монополий) при несоответствии критериям ТСО, что вызывает конфликт в нормативной правовой базе государственного тарифного регулирования деятельности субъектов естественных монополий. | Правовой конфликт отсутствует, поскольку включение в реестр СЕМ организации не является обязательным условием для получения ею тарифа на услуги по передаче электрической энергии и фактическое оказание этих услуг. |
20 | Не урегулирован вопрос учета тарифного уровня напряжения. | В случае если питание потребителя предусмотрено непосредственно с шин подстанции и линия электропередачи на соответствующем уровне напряжения принадлежит потребителю, то указанная линия электропередачи не используются для осуществления регулируемой деятельности организации и не учитывается при определении его соответствия либо несоответствия пункту 2 критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям. |
21 | По организациям, совмещающим регулируемый вид деятельности с основным видом экономической деятельности (регулируемый вид деятельности непрофильный (не является основным)). Вопрос актуален для организаций, у которых передача электрической энергии является совмещаемым видом деятельности. | В случае невозможности разделения оборудования (силовых трансформаторов) электрической сети предприятия на оборудование, используемое только для собственного потребления электрической энергии, и оборудование, участвующее в процессе передачи электрической энергии субабонентам, проверка соответствия пункту 1 критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям осуществляется по суммарной установленной мощности всех таких силовых трансформаторов (МВА), при этом объем (доля) оказанных услуг по передаче электрической энергии субабонентам не учитывается. |
22 | Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 N 184 определен критерий по наличию выделенного абонентского номера для обращений потребителей услуг по передаче электрической энергии и (или) технологическому присоединению без указания (принадлежности) прямой связи с Едиными стандартами качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций (Приказ Минэнерго России от 15.04.2014 N 186). Едиными стандартами качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций установлено обязательное наличие телефонного номера горячей линии по вопросам электроснабжения - единого и бесплатного для потребителей на территории эксплуатационной ответственности сетевой организации (п.27), бесплатных телефонных каналов связи между сетевой организацией и потребителями (п.28). В подтверждение исполнения указанных пунктов ТСО необходимо представить документы на право владения номера под кодом 8-800 (являются многоканальными). Установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 N 184 критерий по наличию выделенного абонентского номера для обращений потребителей услуг позволяет сетевой организации заявить номер телефона секретаря (бухгалтерии, технической службы и т.п.) организации, что позволяет соответствовать критерию ТСО, но нарушать исполнение Единых стандартов. | Пункт 4 критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям предусматривает наличие выделенного абонентского номера для обращений потребителей услуг по передаче электрической энергии и (или) технологическому присоединению. Наличие выделенного абонентского номера для обращений потребителей услуг по передаче электрической энергии и (или) технологическому присоединению, подтверждается соответствующей справкой, подписанной руководителем или иным уполномоченным лицом заявителя и заверенной печатью заявителя. |
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
официальный сайт ФСТ России
www.fstrf.ru (сканер-копия)
по состоянию на 29.06.2015