Профессиональные справочные системы
для специалистов строительной отрасли

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 июня 2015 года N 570

Об утверждении федеральной целевой программы "Развитие Республики Карелия на период до 2023 года" *

(с изменениями на 9 июня 2021 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2016 года N 464 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 06.06.2016, N 0001201606060038);

постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 2018 года N 233 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 13.03.2018, N 0001201803130019);

постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2018 года N 1346 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 14.11.2018, N 0001201811140012);

постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2019 года N 1568 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 09.12.2019, N 0001201912090004);

постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2020 года N 2298 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.12.2020, N 0001202012300077);

постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2021 года N 878 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 11.06.2021, N 0001202106110094).

____________________________________________________________________

________________

* Наименование в редакции, введенной в действие с 7 января 2021 года постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2020 года N 2298; в редакции, введенной в действие с 19 июня 2021 года постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2021 года N 878. - См. предыдущую редакцию.


Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Развитие Республики Карелия на период до 2023 года".

(Пункт в редакции, введенной в действие с 7 января 2021 года постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2020 года N 2298; в редакции, введенной в действие с 19 июня 2021 года постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2021 года N 878. - См. предыдущую редакцию)

2. Министерству экономического развития Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период включать Программу, утвержденную настоящим постановлением, в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

     

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 9 июня 2015 года N 570
(В редакции, введенной в действие
с 19 июня 2021 года
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 9 июня 2021 года N 878
. -
См. предыдущую редакцию)

     Федеральная целевая программа "Развитие Республики Карелия на период до 2023 года"

     

     

Паспорт федеральной целевой программы "Развитие Республики Карелия на период до 2023 года"

Наименование Программы

-

федеральная целевая программа "Развитие Республики Карелия на период до 2023 года"

Дата принятия решения о разработке Программы

-

распоряжение Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2014 г. N 2563-р

Государственный заказчик - координатор Программы

-

Министерство экономического развития Российской Федерации

Государственные заказчики Программы

-

Министерство экономического развития Российской Федерации, Федеральное дорожное агентство

Основные разработчики Программы

-

Министерство экономического развития Российской Федерации, Правительство Республики Карелия

Цели и задачи Программы

-

целями Программы являются развитие экономического потенциала Республики Карелия и его реализация.
Задачами Программы на 2016-2023 годы являются:
повышение конкурентоспособности базовых и создание новых производств и секторов экономики;
инфраструктурное обеспечение экономического развития;
развитие социальной сферы

Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы

-

инвестиции в основной капитал (по отношению к предыдущему году в сопоставимых ценах);
уровень общей безработицы;
доля средств внебюджетных источников в общем объеме финансирования Программы;
число созданных рабочих мест; количество созданных промышленных площадок;

протяженность построенных и реконструированных автомобильных дорог общего пользования регионального и местного значения Республики Карелия;
доля автомобильных дорог общего пользования регионального значения Республики Карелия, отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального значения Республики Карелия;
количество построенных и реконструированных мостовых искусственных сооружений;
количество реконструированных объектов опорной сети автостанций Республики Карелия;

количество реконструированных и приобретенных пожарных депо на территории Республики Карелия;
количество семей, имеющих 3 и более детей, которым предоставлены земельные участки для жилищного строительства, обеспеченные необходимой инфраструктурой, в рамках Программы;
количество построенных и реконструированных объектов в сфере здравоохранения;
созданная площадь под размещение государственных объектов здравоохранения;

количество реконструированных объектов в сфере культуры, в том числе с целью приспособления к современному использованию;
количество мест, созданных в дошкольных образовательных организациях;
количество построенных и реконструированных объектов водоснабжения, водоотведения и газоснабжения;
количество построенных и реконструированных объектов инфраструктуры физической культуры и спорта;
количество построенных зданий аэровокзальных комплексов

Сроки и этапы реализации Программы

-

Программа реализуется в 2 этапа:
I этап-2016-2017 годы;
II этап-2018-2023 годы

Объемы и источники финансирования Программы

-

общий объем финансирования Программы на 2016-2023 годы составляет 91431,2919 млн. рублей, в том числе:
федеральный бюджет - 16207,0543 млн. рублей;
консолидированный бюджет Республики Карелия - 1977,4399 млн. рублей;
внебюджетные источники - 73246,7977 млн. рублей

Ожидаемые результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности

-

улучшение в Республике Карелия инвестиционного и предпринимательского климата, способствующего привлечению инвестиций, развитию экспортно ориентированных и импортозамещающих производств, повышению конкурентоспособности Республики Карелия в Северо-Западном федеральном округе за счет устранения инфраструктурных ограничений экономического развития;
основные показатели социально-экономической эффективности (по отношению к уровню 2015 года):
прирост инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах - в 1,23 раза;
снижение уровня общей безработицы на 1,5 процентного пункта

     

     

I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

     

1. Анализ социально-экономического положения Республики Карелия


Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" определены такие национальные цели развития Российской Федерации, как сохранение населения, здоровье и благополучие людей, комфортная и безопасная среда для жизни, достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство.

В рамках достижения данных национальных целей развития необходимо в том числе достижение таких целевых показателей, как:

повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет;

увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 70 процентов;

улучшение качества городской среды в полтора раза, обеспечение доли дорожной сети в крупнейших городских агломерациях, соответствующей нормативным требованиям, на уровне не менее 85 процентов;

реальный рост инвестиций в основной капитал не менее 70 процентов по сравнению с показателем 2020 года;

реальный рост экспорта несырьевых неэнергетических товаров не менее 70 процентов по сравнению с показателем 2020 года.

Республика Карелия, являясь приграничным периферийным регионом, имеет важное стратегическое значение для Российской Федерации с точки зрения обеспечения национальной безопасности. По ее территории проходит самая протяженная граница с Европейским союзом - почти 800 километров.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 января 2017 г. N 13 "Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года" одним из принципов в рамках государственной политики регионального развития являются соблюдение баланса между наращиванием экономического потенциала регионов и сохранением комфортной среды жизнедеятельности населения, обеспечение устойчивого экономического роста и научно-технологического развития регионов, повышение уровня конкурентоспособности их экономики на международных рынках.

Сбалансированное территориальное развитие Российской Федерации предусматривает создание условий, позволяющих региону иметь необходимые и достаточные ресурсы для обеспечения достойных условий жизни граждан, комплексного развития и повышения конкурентоспособности экономики региона.

Такая задача приобретает особую актуальность для Республики Карелия, так как отсутствие действенных мер экономического стимулирования в перспективе неизбежно приведет к прогрессирующему отставанию показателей региона относительно средних показателей по Российской Федерации.

На протяжении последних десятилетий уровень социально-экономического развития Республики Карелия характеризуется отставанием как от среднероссийского уровня, так и от уровня Северо-Западного федерального округа. Так, показатель валового регионального продукта на душу населения по итогам 2016 года составил 78 процентов среднероссийского показателя и 66 процентов такого показателя по Северо-Западному федеральному округу. Несмотря на то, что по этому показателю Республика Карелия переместилась на 30-е место в Российской Федерации, разрыв между показателями сохраняется. В 2019 году среднедушевое значение валового регионального продукта по Республике почти на 20 процентов ниже среднероссийского уровня и на 30 процентов - среднего показателя по Северо-Западному федеральному округу. Такое отставание во многом связано с низким уровнем инвестирования.

По итогам 2016 года в Республике Карелия показатель, характеризующий объем инвестиций в основной капитал на душу населения, в 1,8 раза ниже среднероссийского показателя и в 2,3 раза ниже, чем в Северо-Западном федеральном округе. По итогам 2019 года указанный показатель в Республике в 1,6 раза ниже среднероссийского показателя и в 1,9 раза ниже, чем в Северо-Западном федеральном округе.

Кроме этого, в регионе отмечается высокий уровень безработицы.

По итогам 2019 года число безработных по отношению к экономически активному населению, определенное по методологии Международной организации труда, в Республике Карелия составило 9,2 процента при среднероссийском показателе 5,5 процента. По итогам 2019 года превышение среднероссийского уровня общей безработицы сохранилось. Так, среднее значение данного показателя в целом по Российской Федерации снизилось до 4,6 процента, в Республике - до 7,4 процента.

В свою очередь, это влияет на отток населения в регионе - 16 человек на 10 тыс. человек населения, тогда как в Северо-Западном федеральном округе прирост (приток населения) по этому показателю достиг 40,5 человека на 10 тыс. человек населения, а в Российской Федерации - 17,9 человека на 10 тыс. человек населения.

По итогам 2019 года миграционная убыль в регионе составила 11,5 человека на 10 тыс. человек (в Северо-Западном федеральном округе - прирост 39,3 человека на 10 тыс. населения, по Российской Федерации - 19,39 человека на 10 тыс. населения).

Несмотря на негативные тенденции, Республика Карелия в настоящее время продолжает играть значимую роль в ряде секторов экономики Российской Федерации. При доле 0,4 процента численности населения Республики Карелия в общей численности населения Российской Федерации Республика по производству ряда важнейших видов продукции обеспечивает значительный стратегический вклад в экономику Российской Федерации. В Республике Карелия выращивается около 70 процентов всей российской форели, производится 20 процентов железорудных окатышей, 42 процента газетной бумаги, 22 процента бумаги, 15 процентов целлюлозы древесной и целлюлозы из прочих волокнистых материалов, а также 10 процентов щепы технологической для производства целлюлозы и древесной массы.

Республика Карелия обладает уникальным опытом международного сотрудничества в самых разных областях. На территории Республики Карелия в 70-80-х годах XX века реализован крупнейший международный проект, связанный с созданием крупного предприятия и города, - строительство Костомукшского горно-обогатительного комбината и г.Костомукши. Республика Карелия активно участвует в сотрудничестве с регионами государств - членов Европейского союза и Норвегии, в том числе при реализации совместных проектов в рамках программ приграничного сотрудничества Российской Федерации и Европейского союза, Норвежского Баренцева секретариата. В числе первых на внешней границе Российской Федерации с Европейским союзом создан еврорегион "Карелия". Этот опыт востребован для Российской Федерации и сопредельных государств в контексте углубления процессов евразийской экономической интеграции, а также развития партнерских отношений с Европейским союзом.

Медленный и сложный переход национальной и региональной экономики на инновационный путь развития создает риски сохранения отставания экономики Республики Карелия от экономики граничащих с ней территорий Европейского союза и угрозу национальной безопасности.

Решение проблемы социально-экономической стабильности предполагается осуществить с помощью федеральной целевой программы "Развитие Республики Карелия на период до 2023 года" (далее - Программа).

Для обеспечения национальной безопасности Российской Федерации Республика Карелия сосредоточивает свои усилия и ресурсы на решении острых проблем по следующим направлениям:

инфраструктурное обеспечение экономического развития региона;

экономический рост, который достигается прежде всего путем развития действующих и создания новых производств;

совершенствование государственно-частного партнерства;

рациональное природопользование, обеспечиваемое за счет сбалансированного потребления и развития прогрессивных технологий;

стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство, которые укрепляются на основе активного участия Российской Федерации и Республики Карелия в развитии системы международного разделения труда;

повышение качества жизни граждан.

Для выбора вариантов решения указанных проблем были рассмотрены и проанализированы 2 сценария формирования и реализации Программы исходя из степени приоритетности решения стоящих перед Республикой Карелия задач, выбора перечня мероприятий Программы и привлекаемых дополнительных финансовых ресурсов для их реализации.

Выбор варианта решения проблемы осуществлялся с учетом возможности расходования бюджетных средств и достигаемых целевых показателей, характеризующих результаты реализации Программы.

Первый сценарий предусматривает продолжение инвестирования ранее начатых проектов в реальном секторе экономики, реализацию наиболее важных мероприятий по развитию инфраструктуры, создание и модернизацию ряда производств, обеспечивающих прирост налогооблагаемой базы и создание высокопроизводительных рабочих мест.

В результате реализации указанного комплекса мероприятий предусматривается частичное снятие инфраструктурных ограничений экономического роста.

Развитие Республики Карелия в рамках первого сценария позволит обеспечить модернизацию и диверсификацию экономической сферы и улучшить ситуацию на рынке труда.

Объем финансового обеспечения мероприятий Программы в рамках первого сценария составляет 91,4 млрд. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 16,2 млрд. рублей.

Первый сценарий позволит минимизировать использование бюджетных средств для достижения предусмотренных результатов реализации Программы.

Второй сценарий помимо проектов, предусмотренных первым сценарием, предполагает создание дополнительных производств и реализацию проектов по развитию инженерной и транспортной инфраструктуры.

При использовании второго сценария с учетом привлечения дополнительных средств объем финансового обеспечения мероприятий составит 228,7 млрд. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 26 млрд. рублей.

При этом на реализацию проектов экономического развития предусматривается привлечение средств внебюджетных источников в общем объеме 200,7 млрд. рублей.

Прирост поступлений в федеральный бюджет (нарастающим итогом) превысит затраты, предусмотренные на реализацию Программы за счет средств федерального бюджета, к 2024 году.

Программа рассматривается как условие привлечения дополнительных частных инвестиций и как государственная гарантия реализации заявленных проектов. При этом ожидается, что приоритет бюджетного финансирования проектов по развитию инфраструктуры обеспечит развитие реального сектора экономики.

Вместе с тем риски реализации второго сценария связаны с тем, что значительные средства на реализацию мероприятий Программы предусматриваются из внебюджетных источников. В условиях неопределенности геополитической обстановки и введения санкций со стороны Европейского союза и Соединенных Штатов Америки возможны ухудшение финансового состояния хозяйствующих субъектов, участвующих в указанных мероприятиях, и, следовательно, сокращение планируемого финансирования. Ожидаемый риск также связан с возможным сохранением значительной доли безработицы и низких темпов экономического развития.

Таким образом, наиболее предпочтительным является первый сценарий решения проблем развития Республики Карелия, предусматривающий выделение средств федерального бюджета в размере 16207,0543 млн. рублей. Программа нацелена на решение наиболее острых проблем в сфере экономического развития Республики Карелия. Реализация мероприятий Программы позволит создать в Республике Карелия условия для обеспечения конкурентоспособности региональных предприятий в традиционных и новых секторах специализации, связанных с разработкой и углубленной переработкой природных ресурсов, оказанием услуг на основе инновационных технологий, обозначить новые точки экономического роста и сократить отток молодежи.          



2. Основные риски, сдерживающие факторы и конкурентные преимущества Республики Карелия