Правительство Российской Федерации
постановляет:
Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в федеральную целевую программу "Развитие Республики Карелия на период до 2020 года", утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2015 г. N 570 "Об утверждении федеральной целевой программы "Развитие Республики Карелия на период до 2020 года" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 25, ст.3654; 2016, N 24, ст.3525).
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев
Изменения, которые вносятся в федеральную целевую программу "Развитие Республики Карелия на период до 2020 года"
Федеральную целевую программу "Развитие Республики Карелия на период до 2020 года" изложить в следующей редакции:
"УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 9 июня 2015 года N 570
(в редакции постановления
Правительства Российской Федерации
от 6 марта 2018 года N 233)
Федеральная целевая программа "Развитие Республики Карелия на период до 2020 года"
Паспорт федеральной целевой программы "Развитие Республики Карелия на период до 2020 года"
Наименование Программы | - | федеральная целевая программа "Развитие Республики Карелия на период до 2020 года" |
Дата принятия решения | - | распоряжение Правительства Российской Федерации |
Государственный заказчик - координатор Программы | - | Министерство экономического развития Российской Федерации |
Государственные заказчики Программы | - | Министерство экономического развития Российской Федерации, Федеральное дорожное агентство |
Основные разработчики Программы | - | Министерство экономического развития Российской Федерации, Правительство Республики Карелия |
Цели и задачи Программы | - | целями Программы являются развитие экономического потенциала Республики Карелия и его реализация. |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы | - | прирост инвестиций в основной капитал в 2020 году к уровню 2015 года; |
реконструкция республиканского автовокзала в г.Петрозаводске и объектов опорной сети автостанций Республики Карелия; | ||
Сроки и этапы реализации Программы | - | Программа реализуется в 2 этапа: |
Объемы и источники | - | общий объем финансирования Программы на 2016-2020 годы составляет 96927,7 млн. рублей, |
Ожидаемые результаты реализации Программы и показатели социально- | - | улучшение в Республике Карелия инвестиционного и предпринимательского климата, способствующего привлечению инвестиций, развитию экспортно ориентированных и импортозамещающих производств, повышению конкурентоспособности Республики Карелия в Северо-Западном федеральном округе за счет устранения инфраструктурных ограничений экономического развития; основные показатели социально-экономической эффективности (по отношению к уровню 2015 года): прирост инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах - в 1,3 раза; |
I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
1. Анализ социально-экономического положения Республики Карелия
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, стратегической целью страны является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу Российской Федерации как ведущей мировой державы XXI века, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан.
Для достижения этой цели необходимо на уровне страны и ее регионов сформировать адекватные ответы на следующие современные вызовы:
усиление глобальной конкуренции;
ожидаемая волна технологических изменений, усиливающая роль инноваций в социально-экономическом развитии и снижающая влияние традиционных факторов роста;
исчерпание потенциала экспортно-сырьевой модели экономического развития.
Эти задачи приобретают особую актуальность в свете нового витка международной конкуренции за природные и трудовые ресурсы, за освоение пространственного потенциала. Особая роль в решении этих задач отводится приграничным регионам как активным участникам процессов международной экономической интеграции, а также периферийным регионам, имеющим значительные запасы природных ресурсов, вокруг которых в ближайшем будущем ожидается рост конкуренции.
Республика Карелия, являясь приграничным периферийным регионом, имеет важное стратегическое значение для Российской Федерации с точки зрения обеспечения национальной безопасности. По ее территории проходит самая протяженная граница с Европейским союзом - почти 800 километров.
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, одним из стратегических целевых ориентиров в рамках государственной региональной политики является обеспечение сбалансированного социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, сокращение уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом состоянии регионов и качестве жизни. Сбалансированное территориальное развитие Российской Федерации предусматривает создание условий, позволяющих региону иметь необходимые и достаточные ресурсы для обеспечения достойных условий жизни граждан, комплексного развития и повышения конкурентоспособности экономики региона.
Такая задача приобретает особую актуальность для Республики Карелия, так как отсутствие действенных мер экономического стимулирования в перспективе неизбежно приведет к прогрессирующему отставанию показателей региона относительно Российской Федерации по средним показателям.
Начиная с 2001 года уровень социально-экономического развития в Республике Карелия характеризуется отставанием от среднероссийского уровня, а также от уровня Северо-Западного федерального округа. Так, показатель валового регионального продукта на душу населения по итогам 2015 года составил 75,3 процента среднероссийского показателя и 68,2 процента такого показателя по Северо-Западному федеральному округу. По этому показателю Республика Карелия переместилась с 21-го места в Российской Федерации в 2005 году на 39-е место в 2012 году, незначительно улучшив свои позиции по итогам 2015 года (37-е место). Такое отставание во многом связано с низким уровнем инвестирования. Показатель, характеризующий объем инвестиций в основной капитал на душу населения (без бюджетных средств) в Республике Карелия, по итогам 2016 года в 1,8 раза ниже среднероссийского показателя (58-е место среди всех субъектов Российской Федерации) и в 2,1 раза ниже такого показателя по Северо-Западному федеральному округу (10-е место среди субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Западного федерального округа).
Показатель безработицы в регионе превышает показатель безработицы в среднем по Российской Федерации. При среднероссийском показателе безработных, определяемых по методологии Международной организации труда, по отношению к экономически активному населению по итогам 2016 года показатель составил 5,5 процента, а в Республике Карелия - 9,2 процента. В свою очередь, это влияет на отток населения в регионе - 16 человек на 10 тыс. человек населения, тогда как в Северо-Западном федеральном округе прирост (приток населения) по этому показателю достиг 40,5 человека на 10 тыс. человек населения, а в Российской Федерации - 17,9 человека на 10 тыс. человек населения.
Несмотря на негативные тенденции, Республика Карелия в настоящее время продолжает играть значимую роль в ряде секторов экономики Российской Федерации. При доле 0,4 процента численности населения Республики Карелия в общей численности населения Российской Федерации Республика Карелия по производству ряда важнейших видов продукции обеспечивает значительный стратегический вклад в экономику Российской Федерации. В Республике Карелия выращивается около 70 процентов всей российской форели, производится 29 процентов железорудных окатышей, 42 процента газетной бумаги, 22 процента бумаги, 15 процентов целлюлозы древесной и целлюлозы из прочих волокнистых материалов, а также 10 процентов щепы технологической для производства целлюлозы и древесной массы.
Республика Карелия обладает уникальным опытом международного сотрудничества в самых разных областях. На территории Республики Карелия в 70-80-х годах XX века реализован крупнейший (до сих пор единственный в своем роде) международный проект, связанный с созданием крупного предприятия и города, - строительство Костомукшского горно-обогатительного комбината и г.Костомукши. Республика Карелия активно участвует в сотрудничестве с регионами государств - членов Европейского союза и Норвегии, в том числе при реализации совместных проектов в рамках программ приграничного сотрудничества Российской Федерации и Европейского союза, Норвежского Баренцева секретариата. В числе первых на внешней границе Российской Федерации с Европейским союзом создан еврорегион "Карелия". Этот опыт будет востребован для Российской Федерации и сопредельных государств в контексте углубления процессов евразийской экономической интеграции, а также развития партнерских отношений с Европейским союзом.
Медленный и сложный переход национальной и региональной экономики на инновационный путь развития создает риски сохранения отставания экономики Республики Карелия от экономики граничащих с ней территорий Европейского союза и угрозу национальной безопасности.
Решение проблемы социально-экономической стабильности предполагается осуществить с помощью федеральной целевой программы "Развитие Республики Карелия на период до 2020 года" (далее - Программа).
Для обеспечения национальной безопасности Российская Федерация и Республика Карелия сосредоточивают свои усилия и ресурсы на решении острых проблем по следующим направлениям:
инфраструктурное обеспечение экономического развития региона;
экономический рост, который достигается прежде всего путем развития действующих и создания новых производств;
совершенствование государственно-частного партнерства;
рациональное природопользование, обеспечиваемое за счет сбалансированного потребления и развития прогрессивных технологий;
стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство, которые укрепляются на основе активного участия Российской Федерации и Республики Карелия в развитии системы международного разделения труда;
повышение качества жизни граждан.
Для выбора вариантов решения указанных проблем были рассмотрены и проанализированы 2 сценария формирования и реализации Программы исходя из степени приоритетности решения стоящих перед Республикой Карелия задач, выбора перечня мероприятий Программы и привлекаемых дополнительных финансовых ресурсов для их реализации.
Выбор варианта решения проблемы осуществлялся с учетом возможности расходования бюджетных средств и достигаемых целевых показателей, характеризующих результаты реализации Программы.
Первый сценарий предусматривает продолжение инвестирования ранее начатых проектов в реальном секторе экономики, реализацию наиболее важных мероприятий по развитию инфраструктуры, создание и модернизацию ряда производств, обеспечивающих прирост налогооблагаемой базы и создание высокопроизводительных рабочих мест.
В результате реализации указанного комплекса мероприятий предусматривается частичное снятие инфраструктурных ограничений экономического роста.
Развитие Республики Карелия в рамках первого сценария позволит обеспечить модернизацию и диверсификацию экономической сферы и улучшить ситуацию на рынке труда.
Объем финансового обеспечения мероприятий Программы в рамках первого сценария составляет 99,1 млрд. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 9,5 млрд. рублей.
В ходе реализации первого сценария существуют риски, связанные с возможным сокращением предусмотренного внебюджетного финансирования Программы (финансовый риск), с неэффективным управлением Программой (административный риск), с масштабными природными и техногенными катастрофами, войнами (вооруженные конфликты) (риск возникновения обстоятельств непреодолимой силы).
Вместе с тем реализация первого сценария позволяет минимизировать использование бюджетных средств для достижения предусмотренных результатов реализации Программы.
Второй сценарий помимо проектов, предусмотренных первым сценарием, предполагает создание дополнительных производств и реализацию проектов по развитию инженерной и транспортной инфраструктуры.
При использовании второго сценария с учетом привлечения дополнительных средств объем финансового обеспечения мероприятий составит 228,7 млрд. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 26 млрд. рублей.
При этом на реализацию проектов экономического развития предусматривается привлечение средств внебюджетных источников в общем объеме 200,7 млрд. рублей.
Прирост поступлений в федеральный бюджет (нарастающим итогом) превысит затраты, предусмотренные на реализацию Программы за счет средств федерального бюджета, к 2024 году.
Наличие Программы рассматривается как условие привлечения дополнительных частных инвестиций и как государственная гарантия реализации заявленных проектов. При этом ожидается, что приоритет бюджетного финансирования проектов по развитию инфраструктуры обеспечит развитие реального сектора экономики.
Вместе с тем риски реализации второго сценария связаны с тем, что значительные средства на реализацию мероприятий Программы предусматриваются из внебюджетных источников. В условиях неопределенности геополитической обстановки и введения санкций со стороны Европейского союза и Соединенных Штатов Америки возможны ухудшение финансового состояния хозяйствующих субъектов, участвующих в указанных мероприятиях, и, следовательно, сокращение планируемого финансирования. Ожидаемый риск также связан с возможным сохранением значительной доли безработицы и низких темпов экономического развития.
Таким образом, наиболее предпочтительным является первый сценарий решения проблем развития Республики Карелия, предусматривающий выделение средств федерального бюджета в размере 9556,1 млн. рублей. Программа нацелена на решение наиболее острых проблем в сфере экономического развития Республики Карелия. Реализация мероприятий Программы позволит создать в Республике Карелия условия для обеспечения конкурентоспособности региональных предприятий в традиционных и новых секторах специализации, связанных с разработкой и углубленной переработкой природных ресурсов, оказанием услуг на основе инновационных технологий, обозначить новые точки экономического роста и сократить отток молодежи.
2. Основные риски, сдерживающие факторы и конкурентные преимущества Республики Карелия
В качестве ключевых сдерживающих факторов социально-экономического развития региона определяются:
монопрофильная отраслевая структура экономики с незначительным количеством эффективно работающих предприятий, высокая доля продукции с низкой добавленной стоимостью (в том числе во внешней торговле) в общем объеме продукции, значительное количество (11) монопрофильных населенных пунктов;
неравномерность размещения имеющегося природно-ресурсного, производственного, туристско-рекреационного, транзитно-транспортного, трудового и социального потенциала территорий;
значительные территориальные диспропорции в уровне и качестве жизни населения;
ограниченная конкурентоспособность промышленного комплекса с ориентацией на использование преимуществ экспортно-сырьевой сферы, высокая ресурсоемкость большинства используемых технологий;
высокий физический и моральный износ основных фондов, медленные темпы технической и технологической модернизации;
недостаточно и неравномерно развитая транспортная инфраструктура;
высокие издержки производства в условиях северной экономики - высокая энергоемкость, крайне низкий уровень газификации Республики Карелия - 6,6 процента (в среднем по Российской Федерации - 67,2 процента);