ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 декабря 2023 года N 2337
О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 9 июня 2015 г. N 570
Правительство Российской Федерации
постановляет:
Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 9 июня 2015 г. N 570 "Об утверждении федеральной целевой программы "Развитие Республики Карелия на период до 2023 года" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 25, ст.3654; 2016, N 24, ст.3525; 2018, N 12, ст.1682; N 47, ст.7269; 2019, N 50, ст.7375; 2021, N 1, ст.156; N 25, ст.4799; 2022, N 1, ст.154; N 24, ст.4055).
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 27 декабря 2023 года N 2337
Изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 9 июня 2015 г. N 570
1. В наименовании и пункте 1 цифры "2023" заменить цифрами "2030".
2. Федеральную целевую программу "Развитие Республики Карелия на период до 2023 года", утвержденную указанным постановлением, изложить в следующей редакции:
"УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 9 июня 2015 года N 570
(в редакции постановления
Правительства Российской Федерации
от 27 декабря 2023 года N 2337)
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Развитие Республики Карелия на период до 2030 года"
ПАСПОРТ
федеральной целевой программы "Развитие Республики Карелия на период до 2030 года"
Наименование Программы | - | федеральная целевая программа "Развитие Республики Карелия на период до 2030 года"
|
Дата принятия решения о разработке Программы | - | распоряжение Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2014 г. N 2563-р
|
Государственный заказчик - координатор Программы | - | Министерство экономического развития Российской Федерации
|
Государственные заказчики Программы | - | Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерство транспорта Российской Федерации, Федеральное дорожное агентство
|
Основные разработчики Программы | - | Министерство экономического развития Российской Федерации, Правительство Республики Карелия
|
Цели и задачи Программы | - | целями Программы являются развитие экономического потенциала Республики Карелия и его реализация.
|
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы | - | инвестиции в основной капитал (по отношению к предыдущему году в сопоставимых ценах);
|
|
| привлечение дополнительных внебюджетных инвестиций;
|
|
| количество реконструированных объектов опорной сети автостанций Республики Карелия;
|
|
| количество построенных и реконструированных объектов в сфере здравоохранения, в том числе в приграничных муниципальных образованиях;
|
|
| количество мест, созданных в дошкольных образовательных организациях, в том числе в приграничных муниципальных образованиях;
|
|
| количество построенных и реконструированных объектов инфраструктуры физической культуры и спорта, в том числе в приграничных муниципальных образованиях;
|
Сроки и этапы реализации Программы | - | Программа реализуется в 3 этапа:
|
Объемы и источники финансирования Программы | - | общий объем финансирования Программы на 2016-2030 годы составляет 115604,9398 млн. рублей, в том числе:
|
Ожидаемые результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности | - | улучшение в Республике Карелия инвестиционного и предпринимательского климата, способствующего привлечению инвестиций, развитию экспортно ориентированных и импортозамещающих производств, повышению конкурентоспособности Республики Карелия в Северо-Западном федеральном округе за счет устранения инфраструктурных ограничений экономического развития;
|
|
| прирост инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах - в 1,43 раза;
|
I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
1. Анализ социально-экономического положения Республики Карелия
Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" определены такие национальные цели развития Российской Федерации, как сохранение населения, здоровье и благополучие людей, комфортная и безопасная среда для жизни, достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство.
В рамках достижения указанных национальных целей развития необходимо в том числе достижение таких целевых показателей, как:
повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет;
увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 70 процентов;
улучшение качества городской среды в полтора раза;
обеспечение доли дорожной сети в крупнейших городских агломерациях, соответствующей нормативным требованиям, на уровне не менее 85 процентов;
реальный рост инвестиций в основной капитал не менее 70 процентов по сравнению с показателем 2020 года;
реальный рост экспорта несырьевых неэнергетических товаров не менее 70 процентов по сравнению с показателем 2020 года.
Республика Карелия, являясь приграничным периферийным регионом, имеет важное стратегическое значение для Российской Федерации с точки зрения обеспечения национальной безопасности. По ее территории проходит самая протяженная граница с Европейским союзом - почти 800 километров.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 января 2017 г. N 13 "Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года" одними из принципов государственной политики регионального развития являются соблюдение баланса между наращиванием экономического потенциала регионов и сохранением комфортной среды жизнедеятельности населения, обеспечение устойчивого экономического роста и научно-технологического развития регионов и повышение уровня конкурентоспособности их экономики на международных рынках.
Сбалансированное территориальное развитие Российской Федерации предусматривает создание условий, позволяющих региону иметь необходимые и достаточные ресурсы для обеспечения достойных условий жизни граждан, комплексного развития и повышения конкурентоспособности экономики региона.
Такая задача приобретает особую актуальность для Республики Карелия, так как отсутствие действенных мер экономического стимулирования в перспективе неизбежно приведет к прогрессирующему отставанию показателей региона относительно средних показателей по Российской Федерации.
На протяжении последних десятилетий уровень социально-экономического развития Республики Карелия характеризуется отставанием как от среднероссийского уровня, так и от уровня Северо-Западного федерального округа. Так, показатель валового регионального продукта на душу населения по итогам 2016 года составил 78 процентов среднероссийского показателя и 66 процентов такого показателя по Северо-Западному федеральному округу. Несмотря на то, что по этому показателю Республика Карелия переместилась на 30-е место в Российской Федерации, разрыв между показателями сохраняется. В 2021 году среднедушевое значение валового регионального продукта по Республике Карелия почти на 12 процентов ниже среднероссийского уровня и на 40 процентов ниже среднего показателя по Северо-Западному федеральному округу.
Показатель, характеризующий объем инвестиций в основной капитал на душу населения в Республике Карелия, по итогам 2016 года в 1,8 раза ниже среднероссийского показателя и в 2,3 раза ниже такого показателя по Северо-Западному федеральному округу. В 2022 году объем инвестиций в основной капитал на душу населения в Республике Карелия в 1,1 раза ниже в сравнении со среднероссийским значением данного показателя.
Кроме этого, в регионе отмечается высокий уровень безработицы.
По итогам 2016 года число безработных по отношению к экономически активному населению, определенное по методологии Международной организации труда, в Республике Карелия составил 9,2 процента, при среднероссийском уровне - 5,5 процента. По итогам 2022 года превышение среднероссийского уровня общей безработицы сохранилось. Так, среднее значение данного показателя в целом по Российской Федерации снизилось до 3,9 процента, в Республике Карелия - до 5,8 процента.
Несмотря на негативные тенденции, Республика Карелия в настоящее время продолжает играть значимую роль в ряде секторов экономики Российской Федерации. При доле 0,4 процента численности населения Республики Карелия в общей численности населения Российской Федерации Республика Карелия по производству ряда важнейших видов продукции обеспечивает значительный стратегический вклад в экономику Российской Федерации. В Республике Карелия выращивается около 70 процентов всей российской форели, производится 20 процентов железорудных окатышей, 45 процентов газетной бумаги, 22 процента бумаги, 12 процентов целлюлозы древесной и целлюлозы из прочих волокнистых материалов.
Республика Карелия обладает уникальным опытом международного сотрудничества в самых разных областях. На территории Республики Карелия в 70-80-х годах XX века реализован крупнейший международный проект, связанный с созданием Костомукшского горнообогатительного комбината и г.Костомукши.
Медленный и сложный переход национальной и региональной экономики на инновационный путь развития создает риски сохранения отставания экономики Республики Карелия от экономики граничащих с ней территорий Европейского союза и угрозу национальной безопасности.
Решение проблемы социально-экономической стабильности предполагается осуществить с помощью федеральной целевой программы "Развитие Республики Карелия на период до 2030 года" (далее - Программа).
Для обеспечения национальной безопасности Российской Федерации Республика Карелия сосредотачивает свои усилия и ресурсы на решении острых проблем по следующим направлениям:
инфраструктурное обеспечение экономического развития региона;
экономический рост, который достигается прежде всего путем развития действующих и создания новых производств;
совершенствование государственно-частного партнерства;
рациональное природопользование, обеспечиваемое за счет сбалансированного потребления и развития прогрессивных технологий;
стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство;
повышение качества жизни граждан.
Для решения указанных проблем предлагается реализация Программы исходя из степени приоритетности решения стоящих перед Республикой Карелия задач, выбора перечня мероприятий Программы и привлекаемых дополнительных финансовых ресурсов для их реализации.
Программа предусматривает продолжение инвестирования ранее начатых проектов в реальном секторе экономики, реализацию наиболее важных мероприятий по развитию инфраструктуры, создание и модернизацию ряда производств, обеспечивающих прирост налогооблагаемой базы и создание высокопроизводительных рабочих мест, а также создание дополнительных производств и реализацию проектов по развитию инженерной и транспортной инфраструктуры.
В результате реализации указанного комплекса мероприятий предусматривается частичное снятие инфраструктурных ограничений экономического роста.
Развитие Республики Карелия в рамках Программы позволит обеспечить модернизацию и диверсификацию экономической сферы и улучшить ситуацию на рынке труда.
Объем финансового обеспечения мероприятий Программы составляет 115,6 млрд. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 38,2 млрд. рублей.
Реализация Программы позволяет минимизировать использование бюджетных средств для достижения предусмотренных результатов реализации Программы.
При этом на реализацию проектов экономического развития предусматривается привлечение средств внебюджетных источников в общем объеме 73,2 млрд. рублей.
Прирост поступлений в федеральный бюджет (нарастающим итогом) превысит затраты, предусмотренные на реализацию Программы за счет средств федерального бюджета, к 2030 году.
Наличие Программы рассматривается как условие привлечения дополнительных частных инвестиций и как государственная гарантия реализации заявленных проектов. При этом ожидается, что приоритет бюджетного финансирования проектов по развитию инфраструктуры обеспечит развитие реального сектора экономики.
Таким образом, Программа нацелена на решение наиболее острых проблем в сфере экономического развития Республики Карелия. Реализация мероприятий Программы позволит создать в Республике Карелия условия для обеспечения конкурентоспособности региональных предприятий в традиционных и новых секторах специализации, связанных с разработкой и углубленной переработкой природных ресурсов, оказанием услуг на основе инновационных технологий, обозначить новые точки экономического роста и сократить отток молодежи.
2. Основные риски, сдерживающие факторы и конкурентные преимущества Республики Карелия
В качестве ключевых сдерживающих факторов социально-экономического развития региона определяются:
монопрофильная отраслевая структура экономики с незначительным количеством эффективно работающих предприятий, высокая доля продукции с низкой добавленной стоимостью (в том числе во внешней торговле) в общем объеме продукции, значительное количество (11) монопрофильных населенных пунктов;
неравномерность размещения имеющегося природно-ресурсного, производственного, туристско-рекреационного, транзитно-транспортного, трудового и социального потенциала территорий;
значительные территориальные диспропорции в уровне и качестве жизни населения;
ограниченная конкурентоспособность промышленного комплекса с ориентацией на использование преимуществ экспортно-сырьевой сферы, высокая ресурсоемкость большинства используемых технологий;
высокий физический и моральный износ основных фондов, медленные темпы технической и технологической модернизации;