В утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года отмечается, что после завершения к середине минувшего десятилетия перехода Российской Федерации к рыночной экономической системе и создания системы базовых правовых норм и других институтов, обеспечивающих развитие рыночных отношений, основной задачей, стоящей на повестке дня в среднесрочной и долгосрочной перспективе, является задача повышения эффективности этих институтов.
Важно продолжить уже начатые преобразования, призванные обеспечить переход от системы массового образования, характерной для индустриальной экономики, к необходимому для создания инновационной, социально ориентированной экономики непрерывному индивидуализированному образованию для всех, развитию образования, связанному с мировой и отечественной фундаментальной наукой, ориентированному на формирование творческой социально ответственной личности.
Реализация Программы будет происходить в условиях серьезных вызовов. К первому вызову следует отнести кризисные явления в экономике Российской Федерации, которые будут приходиться на период реализации Программы. Структурные и институциональные изменения экономики страны являются не только сопровождающими обстоятельствами реализации задач развития образования, но и формируют новые вызовы, задают новые цели. Реализация Программы должна предусматривать вариативность сценариев развития социально-экономической ситуации в стране и сохранить в приоритете долгосрочные цели.
Еще одним серьезным вызовом, в условиях которого будет осуществляться Программа, станет новый этап технологического развития глобальной экономики. Этот этап будет характеризоваться наращиванием экономиками различных стран финансовых вложений в такие области, как новые материалы, нанотехнологии, информационные технологии, фармацевтика и биотехнологии, микроэлектроника, системотехника, фотоника. Высокими темпами уже обновляются и будут продолжать обновляться технологии в образовании.
В связи с этим в рамках Программы должны быть решены задачи, связанные с достижением высокого стандарта качества содержания и технологий на всех уровнях образования - профессиональном (включая высшее), общем и дополнительном, а также достижением качественно нового уровня развития молодежной политики, повышением доступности программ социализации учащихся и студентов для успешного их вовлечения в социальную практику.
Реализация ряда задач, носящих инновационный характер и затрагивающих комплексные проекты, требует задействования участников, относящихся к разным уровням бюджетной системы, а также их координации по времени, по срокам и направленности действий в рамках реализуемых мероприятий, транспарентности и единых нормативно-правовых механизмов. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы была призвана обеспечить организационно-финансовые условия для реализации таких проектов. Благодаря указанной федеральной целевой программе стал возможен целый ряд важнейших мероприятий, носящих комплексный характер, направленных на модернизацию и развитие системы образования, обеспечивающих выполнение системных поручений Президента Российской Федерации и решений Правительства Российской Федерации, в том числе связанных с развитием современной инфраструктуры системы дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования, внедрением новых организационно-финансовых механизмов функционирования системы образования, повышением доступности образования для учащихся и студентов с особыми образовательными нуждами, одаренных учащихся и талантливых студентов, развитием независимой системы оценки качества образования. Использование Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы в качестве основного инструмента программно-целевого управления сделало возможным адресную целевую поддержку инициатив, направленных на инновационное развитие системы образования, внедрение новых образовательных технологий, обеспечение развития кадрового потенциала системы образования в рамках реализации скоординированных задач федеральной государственной образовательной политики.
Очевидно, что в настоящее время и в среднесрочной перспективе не существует альтернативы программно-целевым инструментам управления инновационным развитием системы образования. Федеральная целевая программа развития образования является не только этим инструментом, но также важнейшим средством координации действий Правительства Российской Федерации в сфере образования на федеральным региональным, муниципальном уровнях и уровне образовательных организаций. Гибкость программно-целевого инструмента управления в виде федеральной целевой программы позволяет своевременно менять акценты в планируемых и реализуемых проектах с учетом установок и требований, предъявляемых всеми органами государственной власти и управления в рамках декларируемых государственных приоритетов. С учетом этих факторов Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы (далее - Программа) рассматривается как организационно-управленческий механизм обеспечения преемственности в реализации государственной политики в сфере образования, инструмент обеспечения непрерывности и эффективности реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы, важнейшее условие для поддержания антикризисных мер Правительства Российской Федерации в области обеспечения стабильности социальной политики и, наконец, определяющий фактор, обеспечивающий инновационное развитие экономики Российской Федерации в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Задачи, которые будут решаться в рамках Программы, носят межотраслевой характер и направлены на все уровни системы образования, в том числе на образовательные организации, находящиеся в разной ведомственной подчиненности. Реализация Программы призвана также не допустить территориальных диспропорций и сохранить единое образовательное пространство в условиях инновационных изменений, носящих системный характер.
Программа будет осуществляться в условиях реализации в полном объеме Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". Указанный Федеральный закон закрепил в правовом поле большинство из тех норм, которые были изначально разработаны и экспериментально апробированы в рамках реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы. Однако выработка реальных практических механизмов для успешной реализации ряда норм Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" возможна только в рамках программно-целевых механизмов управления. Это позволит также избежать правовых коллизий и тупиков, связанных с многоуровневым распределением полномочий в сфере образования между Российской Федерацией, ее субъектами, муниципальными образованиями и образовательными организациями. Кроме того, именно федеральная целевая программа развития образования останется важнейшим инструментом для совершенствования нормативно-правовых основ функционирования системы образования в условиях изменяющегося нормативно-правового базиса экономики и социальной сферы.
Программа является отраслевым программно-целевым инструментом среднесрочного планирования развития в целом отрасли образования. Программа в этой связи не имеет выраженного территориального аспекта и ориентирована на поддержку различных уровней и видов образования (общего образования, профессионального образования, дополнительного образования детей и взрослых) на всех уровнях российской системы образования, - как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации.
(Абзац дополнительно включен с 17 февраля 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2017 года N 122)
Тем не менее Программой предусмотрена приоритетная поддержка субъектов Российской Федерации, расположенных в Дальневосточном и Северо-Кавказском федеральных округах, в Республике Крым и г.Севастополе, а также Калининградской области.
(Абзац дополнительно включен с 17 февраля 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2017 года N 122)
Опережающее развитие субъектов Российской Федерации, расположенных в Дальневосточном и Северо-Кавказском федеральных округах, в Республике Крым и г.Севастополе, а также Калининградской области, обеспечено в рамках мероприятия 2.2 "Повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путем реализации региональных проектов и распространение их результатов". Кроме того, опережающее развитие Дальнего Востока прежде всего обеспечено в рамках мероприятия 1.2 "Разработка и распространение в системах среднего профессионального и высшего образования новых образовательных технологий, форм организации образовательного процесса". Специальным образом приоритетная поддержка развития территорий Дальнего Востока и Республики Крым, а также г.Севастополя осуществляется при реализации мероприятия 3.5 "Создание условий, обеспечивающих доступность дополнительных общеобразовательных программ естественно-научной и технической направленности для обучающихся". Приоритетность развития территорий Дальнего Востока, Северного Кавказа и Калининградской области предусмотрена и в мероприятии 4.1 "Улучшение материально-технической базы российского образования".
(Абзац дополнительно включен с 17 февраля 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2017 года N 122)
В частности, поддержка субъектов Российской Федерации, расположенных в Дальневосточном и Северо-Кавказском федеральных округах, в Республике Крым и г.Севастополе, а также Калининградской области, осуществляется путем их приоритетного обеспечения средствами субсидий, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам указанных субъектов Российской Федерации по следующим мероприятиям Программы:
(Абзац дополнительно включен с 17 февраля 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2017 года N 122)
мероприятие 1.2 "Разработка и распространение в системах среднего профессионального и высшего образования новых образовательных технологий, форм организации образовательного процесса" - только для субъектов Дальневосточного федерального округа;
(Абзац дополнительно включен с 17 февраля 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2017 года N 122)
мероприятие 2.2 "Повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путем реализации региональных проектов и распространение их результатов" - для субъектов Российской Федерации, расположенных в Дальневосточном и Северо-Кавказском федеральных округах, в Республике Крым и г.Севастополе, а также Калининградской области.
(Абзац дополнительно включен с 17 февраля 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2017 года N 122)
Для указанных мероприятий предусмотрено проведение отбора субъектов Российской Федерации для предоставления субсидий неоднократно, - как с возможностью участия в отборе всех субъектов Российской Федерации, так и только указанных субъектов Российской Федерации в связи с необходимостью обеспечения приоритетного характера финансирования задач социально-экономического развития указанных субъектов Российской Федерации. В случае проведения повторного отбора с участием только субъектов Российской Федерации, расположенных на территориях приоритетного развития, размер субсидий, предоставляемых на софинансирование мероприятий региональных программ, должен быть не менее 20 процентов (для мероприятия 1.2 - не более 10 процентов) общего объема средств федерального бюджета, предусмотренного на предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации по соответствующему мероприятию Программы.
(Абзац дополнительно включен с 17 февраля 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2017 года N 122)
За счет приоритетной поддержки, предусмотренной в рамках мероприятия 1.2 Программы, в Дальневосточном федеральном округе будет гарантированно обеспечено создание и развитие межрегиональных центров компетенций, которые станут основными площадками для апробации новых федеральных государственных образовательных стандартов по 50 наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям среднего профессионального образования и обеспечат подготовку рабочих кадров и специалистов среднего звена в соответствии с потребностями региональных рынков труда и отраслей экономики, традиционно развивающихся на Дальнем Востоке.
(Абзац дополнительно включен с 17 февраля 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2017 года N 122)
За счет приоритетной поддержки, предусмотренной в рамках мероприятия 2.2 Программы, в Дальневосточном и Северо-Кавказском федеральных округах, в Республике Крым и г.Севастополе, а также в Калининградской области будет обеспечена приоритетная поддержка школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях (малокомплектных, расположенных в труднодоступных или отдаленных местностях). Учитывая демографическую ситуацию и социально-экономические особенности указанных регионов, такая поддержка крайне необходима общеобразовательным организациям данных регионов. Методическая, кадровая, консультационная, правовая и иная поддержка школам, находящимся на территориях указанных субъектов Российской Федерации, позволит обеспечить их обучающимся и выпускникам равные возможности на получение качественного общего образования, равную готовность к получению профессионального образования и дальнейший выбор профессии.
(Абзац дополнительно включен с 17 февраля 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2017 года N 122)
За счет приоритетной поддержки, предусмотренной в рамках мероприятия 3.5 Программы, субъектам Российской Федерации, находящимся в Дальневосточном федеральном округе, в Республике Крым и г.Севастополе, обеспечен льготный режим квот для создания на их территории детских технопарков, обеспечивающих большую по сравнению с другими регионами доступность программ дополнительного образования детей естественно-научной и технической направленности.