1. Юридически экипаж судна рассматривается, в зависимости от предмета регулирования, в двух основных аспектах - как человеческая составляющая, в которой выражается деятельность судовладельца по отношению ко всем иным лицам, а также как работники судовладельца, правоотношения с которыми регулируются нормами трудового законодательства. Комментируемая глава синтезирует оба данных подхода к сущности экипажа.
Комментируемая статья в общих чертах определяет состав экипажа, функциональную его структуру (командный состав и лица, не относящиеся к нему), а также несколько указывает на подзаконные акты, регулирующие вопросы состава экипажа. Экипаж судна в зависимости от функциональных характеристик подразделяется на командный состав судна и судовую команду. В состав экипажа пассажирского судна входят работники по обслуге пассажиров. При этом при некоторых видах пассажирских перевозок лица, обслуживающие пассажиров, не состоят в трудовых отношениях с судовладельцем и не являются его представителями. Это может иметь место, в частности, при фрахтовании пассажирского судна туристическими организациями, когда на судне специализированные виды туристических услуг оказываются работниками туристической организации.
2. К командному составу экипажа относятся капитан судна (и его помощники, хотя об этом в п.2 комментируемой статьи не сказано), командир дноуглубительного или дноочистительного снаряда, их помощники, механики и электромеханики, помощники механиков и электромехаников, радиоспециалисты и судовые врачи. В своей деятельности лица, входящие в командный состав руководствуются положениями КВВТ РФ, Устава службы на судах Министерства речного флота РСФСР, утв. приказом Министерства речного флота РСФСР от 30.03.82 N 30 (далее - Устава службы на судах ВВТ), Устава о дисциплине работников речного транспорта СССР, утв. постановлением СМ СССР от 26.08.85 N 812 (далее - Устава о дисциплине работников ВВТ), а также разрабатываемых на их основании должностных инструкций. На лиц командного состава возлагается руководство работой подчиненного состава (судовой команды), а также и личное участие в управлении судном и его технической эксплуатации. В Уставе службы на судах ВВТ устанавливаются обязанности лиц командного состава. Это, как правило, такие обязанности, как обеспечение безопасности плавания судна и его технической эксплуатации; обеспечение исправности и должного уровня работы технических средств и оборудования на ответственном участке или в ответственной сфере; руководство и организация труда судовой команды, проведение установленных инструктажей; подготовка судна к рейсу в рамках обязанностей и ответственного участка работы и управления. Лица командного состава обязаны требовать от подчиненных соблюдения соответствующих правил и требований, содержащихся как в законах, так и в подзаконных нормативных актах, а также требовать знания подчиненными своих обязанностей. Лица командного состава обязаны владеть навыками оказания первой медицинской помощи, что, конечно, не относится к врачам, так как они в силу образования и самой их функции на судах обязаны владеть не только такими навыками, но и всеми знаниями и навыками согласно требованиям к своей профессии. Лица командного состава несут в установленных законом случаях соответствующую ответственность при невыполнении или ненадлежащем выполнении своих должностных обязанностей. Тот факт, что такие лица относятся к командному составу, позволяет рассматривать их именно как должностных лиц.
3. Судовая команда состоит из работников экипажа, которые не относятся ни к командному составу, ни к лицам, обслуживающих пассажиров. Они не обладают властно-распорядительными полномочиями и не являются должностными лицами. Их назначение состоит в выполнении необходимых для эксплуатации судна трудовых операций. Все лица, входящие в состав экипажа, как относящиеся к командному составу, так и относящиеся к судовой команде должны быть в обязательном порядке занесены капитаном судна список членов экипажа (п.5 комментируемой статьи), в котором указываются данные, должность или трудовая функция каждого члена экипажа. Некоторые обязанности членов экипажа судна будут рассмотрены в комментарии к ст.28 КВВТ РФ.
4. В зависимости от технических характеристик судна, от уровня автоматизации и требований к эксплуатации судна, к экипажу предъявляются требования о его минимальном составе, которые содержатся в Положении о минимальном составе экипажей самоходных транспортных судов, утв. приказом Минтранса РФ от 01.11.2002 N 138. Юридическое значение требований к минимальному составу экипажа состоит в том, что наличие минимального состава является одним из основных юридических фактов (в их широком смысле), на основании которого судно допускается к эксплуатации, проще говоря, к плаванию. Если численность экипажа менее установленного нормативом (нормативы содержатся в Положении о минимальном составе экипажей самоходных транспортных судов, утв. приказом Минтранса РФ от 01.11.2002 N 138, в виде таблицы) минимального состава, то эксплуатация судна запрещается. В случае если судно выпущено судовладельцем в плавание с нарушением требования нормативов о минимальном составе экипажа, судовладелец, либо иное лицо, ответственное за эксплуатацию судна, привлекается к административной ответственности по ст.11.13 КоАП РФ нарушение правил выпуска судна в плавание. Суммы штрафов там конечно, мягко выражаясь, смешные, но нарушение данной обязанности следует рассматривать также и с учетом изменений, внесенных в КВВТ РФ ФЗ от 28.07.2012 N 131-ФЗ в части обязанностей судовладельца обеспечить безопасную эксплуатацию судна. Привлекается такое лицо к ответственности по данной статье и в случае, если оно допустит к управлению судном лицо, не имеющее соответствующего диплома. Периодические проверки судов на предмет соответствия численности и квалификации минимального состава судов требованиям нормативов осуществляются территориальными органами Ространснадзора на ВВТ. На каждом судне, которое зарегистрировано в Государственном судовом реестре, должно находиться Свидетельство о минимальном составе экипажей самоходных транспортных судов, соответствующего нормативам минимального состава. Свидетельство выдается сроком на 5 лет органами Ространснадзора, которые также ведут учет свидетельств. Когда меняется судовладелец, а также при изменении класса судна, уровня автоматизации, технико-эксплуатационных характеристик и района плавания, должно быть оформлено новое свидетельство. Если свидетельство утеряно, судовладелец подает заявление о выдаче дубликата.
Минимальный состав экипажа должен обеспечивать безопасность судна, экипажа, пассажиров, сохранность груза и имущества, а также защиту окружающей среды.
При комплектовании экипажей судов должны учитываться тип и размерение судов (составов), количество, тип и мощность судовой силовой установки и вспомогательных механизмов, конструкция, техническая оснащенность и степень автоматизации судов, их специализация, район и условия плавания, а также метод технического обслуживания и ремонта.
В процессе эксплуатации судна минимальный численный и квалификационный состав экипажей должен обеспечивать:
- безопасное несение навигационной и машинной вахт и радиовахты;
- проведение безопасных и надежных швартовых операций;
- грамотное использование противопожарного оборудования, спасательных средств, поддержание их в рабочем состоянии, а также выполнение расписания по тревогам;
- управление закрытиями, обеспечивающими водонепроницаемость, и поддержание их в рабочем состоянии;
- поддержание мер пожаробезопасности во всех доступных помещениях;
- эксплуатационную и аварийную связь, включая получение навигационной и гидрометеорологической информации;
- выполнение надлежащих действий по предотвращению ущерба окружающей среде;
- безопасную перевозку пассажиров, багажа и грузов.
Численный состав экипажей судов должен быть таким, чтобы иметь время для полноценного отдыха. Состав вахты должен быть в любой момент достаточным и соответствующим условиям, обеспечивающим наблюдение и управление судном (составом), поддержание рабочего состояния оборудования и систем безопасности, безопасную швартовку судна, сохранность груза, выполнение действий по защите окружающей водной среды, по сбору и посадке в спасательные средства всех лиц на судне. На борту судна должно быть достаточное количество квалифицированного персонала для эксплуатации и контроля за главной двигательной установкой, вспомогательными механизмами, оценки их работы (в том числе во время применения ручного управления при выходе из строя автоматических средств управления или приборов), для осуществления технического ухода и ремонта. Совмещение профессий электромеханика и радиомеханика допускается любым членом экипажа при наличии соответствующего диплома и с учетом, что в районах плавания эксплуатационная и аварийная связь, а также получение навигационной и гидрометеорологической информации обеспечивается по радиотелефону или в автоматическом режиме. При вождении грузовыми теплоходами барж-приставок и буксирными судами (толкачами) двух и более барж, эксплуатируемых без судового экипажа, в штат экипажа самоходного судна дополнительно к нормативам минимального состава добавляется по одному человеку рядового состава на каждые две баржи. Штатное расписание экипажа должно быть утверждено судовладельцем и выдано на судно до ввода его в эксплуатацию.
Что касается уровня автоматизации, технических характеристик судна и иных технических показателей, то в Положении тоже содержатся требования относительно минимального состава по отношению к таким факторам. Например, если судно длиной более 75 метров, то численность минимального состава должна обеспечивать одновременную швартовку на носу и корме судна. На судах без символа "А", не соответствующих требованиям автоматизации по одной или двум обслуживающим системам, минимальный состав должен быть увеличен на одного матроса (рулевого)-моториста, а судах с символом "А", не удовлетворяющих требованиям автоматизации по одной или двум обслуживающим устройствам и системам, минимальный состав должен быть увеличен на одного специалиста соответствующей специальности.
Таким образом, значение минимального состава экипажа состоит в том, что его наличие (в которое включается единство необходимого количества лиц соответствующих должностей и специальностей и необходимого уровня и вида квалификации таких лиц) является одним из условий допуска судна к эксплуатации. Следовало бы отдельной нормой установить обязательное наличие в минимальном составе врача.