(с изменениями на 11 января 2011 года)
____________________________________________________________________
Отменен с 1 января 2021 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 26 октября 2020 года N 1742
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом Минтранса России от 14 апреля 2003 года N 117 (Российская газета, N 99, 27.05.2003);
приказом Минтранса России от 11 января 2011 года N 1 (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 9, 28.02.2011).
____________________________________________________________________
В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 7 марта 2001 года N 24-ФЗ "Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 11, ст.1001)
приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о минимальном составе экипажей самоходных транспортных судов.
2. Признать утратившим силу приказ Минтранса России от 24 мая 1994 года N 31* "О минимальном составе экипажей самоходных транспортных судов внутреннего и смешанного (река - море) плавания" (зарегистрирован Минюстом России 8 июня 1994 года, регистрационный N 595).
________________
* Вероятно ошибка оригинала. Следует читать: "от 25 мая 1994 года N 31". - Примечание изготовителя базы данных.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра Н.Г.Смирнова.
Министр
С.Франк
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
11 декабря 2002 года,
регистрационный N 4029
ПОЛОЖЕНИЕ
о минимальном составе экипажей самоходных транспортных судов
(с изменениями на 11 января 2011 года)
1. Положение о минимальном составе экипажей самоходных транспортных судов (далее - Положение) распространяется на самоходные транспортные суда внутреннего и смешанного (река - море) плавания, зарегистрированные на территории Российской Федерации и получившие свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации.
2. Минимальный состав экипажа самоходного транспортного судна (далее - минимальный состав) определяет численность экипажа, члены которого имеют надлежащую квалификацию и состав которого достаточен для обеспечения безопасной эксплуатации судна, выполнения требований режима рабочего времени и времени отдыха на борту судна.
При численности экипажа менее установленного нормативом минимального состава эксплуатация судна не допускается.
3. В минимальный состав не входят работники, обслуживающие пассажиров, командный состав и судовую команду. На судах, перевозящих скоропортящиеся грузы, в минимальный состав вводится должность механика по рефрижераторным установкам.
На судах с главной дизель-электрической установкой в минимальный состав вводятся два электромеханика на пассажирских судах и один электромеханик - на судах другого типа.
На судах без символа "А", не удовлетворяющих требованиям автоматизации по одной или двум обслуживающим устройствам и системам, минимальный состав должен быть увеличен на одного матроса (рулевого) - моториста.
На судах с символом "А", не удовлетворяющих требованиям автоматизации по одной или двум обслуживающим устройствам и системам, минимальный состав должен быть увеличен на одного специалиста соответствующей специальности.
4. Соответствие судна требованиям автоматизации устанавливается органами технического надзора и классификации судов Российской Федерации.
5. На судне, зарегистрированном в Государственном судовом реестре Российской Федерации, должно находиться Свидетельство о минимальном составе экипажей самоходных транспортных судов (далее - Свидетельство), соответствующее нормативам минимального состава экипажей судов внутреннего и смешанного (река - море) плавания (приложения N 1, 2, 3, 4 к настоящему Положению).
6. Свидетельство выдается по заявлению судовладельца: капитанами портов - на суда смешанного (река - море) плавания;
Государственными речными судоходными инспекциями (ГРСИ) бассейнов - на суда внутреннего плавания.
7. Свидетельство выдается сроком на 5 лет. ГРСИ бассейнов и капитаны портов ведут учет выданных свидетельств. Копия выданного Свидетельства хранится в органе, выдавшем его.
8. Судовладелец к заявлению на выдачу Свидетельства должен приложить копии документов органов технического надзора и классификации, подтверждающие класс судна и степень его автоматизации, а также документов, устанавливающих количество закрепленных за самоходным судном несамоходных судов, эксплуатируемых без экипажей.
9. Судовладелец заполняет на каждое судно бланк Свидетельства (согласно образцам, приведенным в приложениях N 5 или 6 к настоящему Положению) в соответствии с паспортными данными судна и документами органа технического надзора.
При оформлении Свидетельства судовладелец предъявляет органу, выдающему Свидетельство, судовые документы.
10. При изменении судовладельца, класса судна, степени автоматизации, технико-эксплуатационных характеристик, района плавания судна должно быть оформлено новое Свидетельство в соответствии с настоящим Положением.
11. При изменении режима рабочего времени и времени отдыха экипажа судовладелец подает заявление для оформления нового Свидетельства без приложения документов, указанных в п.8 настоящего Положения.
12. При утере или порче Свидетельства по заявлению судовладельца выдается его дубликат.
13. ГРСИ бассейнов или капитан порта могут отозвать (приостановить действие) Свидетельство при неоднократном нарушении режима рабочего времени и времени отдыха экипажа, изменении района плавания, длительности рейса, характера перевозимого груза, конструкции, механизмов, оборудования и степени автоматизации судна.
14. Минимальный состав должен обеспечивать безопасность судна, экипажа, пассажиров, сохранность груза и имущества, а также защиту окружающей среды.
При комплектовании экипажей судов должны учитываться тип и размерение судов (составов), количество, тип и мощность судовой силовой установки и вспомогательных механизмов, конструкция, техническая оснащенность и степень автоматизации судов, их специализация, район и условия плавания, а также метод технического обслуживания и ремонта.
15. При установлении минимального состава экипажей самоходных транспортных судов численный и квалификационный состав экипажей судов обеспечивает:
безопасное несение навигационной и машинной вахт и радиовахты;
проведение безопасных и надежных швартовых операций;
грамотное использование противопожарного оборудования, спасательных средств, поддержание их в рабочем состоянии, а также выполнение расписания по тревогам;
управление закрытиями, обеспечивающими водонепроницаемость, и поддержание их в рабочем состоянии;
поддержание мер пожаробезопасности во всех доступных помещениях;
эксплуатационную и аварийную связь, включая получение навигационной и гидрометеорологической информации;
выполнение надлежащих действий по предотвращению ущерба окружающей среде;
безопасную перевозку пассажиров, багажа и грузов.
(Пункт в редакции приказа Минтранса России от 11 января 2011 года N 1. - См. предыдущую редакцию)
16. Численный состав экипажей судов должен быть таким, чтобы иметь время для полноценного отдыха.
17. Состав вахты должен быть в любой момент достаточным и соответствующим условиям, обеспечивающим наблюдение и управление судном (составом), поддержание рабочего состояния спасательного, противопожарного оборудования и других систем безопасности, безопасную швартовку судна, сохранность груза, выполнение действий по защите окружающей водной среды, по сбору и посадке в спасательные средства всех лиц на судне.
18. На борту судна необходимо иметь достаточное количество квалифицированного персонала для эксплуатации и контроля за главной двигательной установкой, вспомогательными механизмами, оценки их работы (в том числе во время применения ручного управления при выходе из строя автоматических средств управления или приборов), для осуществления технического ухода и ремонта.
19. Совмещение профессий электромеханика и радиомеханика допускается любым членом экипажа при наличии соответствующего диплома и с учетом, что в районах плавания эксплуатационная и аварийная связь, а также получение навигационной и гидрометеорологической информации обеспечивается по радиотелефону или в автоматическом режиме.
20. При вождении грузовыми теплоходами барж-приставок и буксирными судами (толкачами) двух и более барж, эксплуатируемых без судового экипажа, в штат экипажа самоходного судна дополнительно к нормативам минимального состава добавляется по одному человеку рядового состава на каждые две баржи.
При работе самоходных транспортных судов длиной более 75 метров или состава более 75 метров численность рядового состава должна обеспечивать одновременную швартовку (отшвартовку) на носу и корме судна (состава).
21. Штатное расписание экипажа должно быть утверждено судовладельцем и выдано на судно до ввода его в эксплуатацию.
Нормативы минимального состава экипажей самоходных транспортных судов внутреннего плавания, имеющих символ "А" в формуле класса судна и эксплуатирующихся с совмещением профессий
(с изменениями на 11 января 2011 года)
Группы судов | Профессиональный состав | Минимальная численность состава экипажей судов (чел.) при режиме работы | |||
до 14 ч включи- | до 18 ч включи- | круглосуточно | |||
одно- | двух- | трех- | двух- | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Сухогрузные суда | |||||
Грузоподъем- | Судоводит.-судомехан. | 1 | 2 | 3 | 2 |
600 т включит. | Матрос (рулевой)-моторист | 1 | - | 1 | 1 |
Грузоподъем- | Судоводит.-судомехан. | 1 | 2 | 3 | 2 |
601-1000 т | Матрос (рулевой)-моторист | 2 | 1 | 2 | 2 |
Грузоподъем- | Судоводит.-судомехан. | 1 | 2 | 3 | 2 |
1001-2400 т | Матрос (рулевой)-моторист | 1 | 2 | 3 | 2 |
Э/механик (электрик) | 1 | 1 | 1 | 1 | |
Грузоподъем- | Судоводит.-судомехан. | 1 | 2 | 3 | 2 |
2401-5500 т | Матрос (рулевой)-моторист | 2 | 2 | 3 | 2 |
Э/механик (электрик) | 1 | 1 | 1 | 1 | |
Грузоподъем- | Судоводит.-судомехан. | - | - | 3 | 2 |
более 5500 т | Матрос (рулевой)-моторист | - | - | 4 | 4 |
Электромеханик | - | - | 1 | 1 | |
Нефтеналивные суда (танкеры) | |||||
Грузоподъем- | Судоводит.-судомехан. | 1 | 2 | 3 | 2 |
до 600 т | Матрос (рулевой)-моторист | 2 | 2 | 2 | 2 |
Грузоподъем- | Судоводит.-судомехан. | - | 2 | 3 | 2 |
600-1500 т | Матрос (рулевой)-моторист | - | 2 | 3 | 2 |
Э/механик (электрик) | - | 1 | 1 | 1 | |
Грузоподъем- | Судоводит.-судомехан. | - | - | 3 | 2 |
1501-3300 т | Матрос (рулевой)-моторист | - | - | 3 | 3 |
Э/механик (электрик) | - | - | 1 | 1 | |
Грузоподъем- | Судоводит.-судомехан. | - | - | 3 | 2 |
3301 т и более | Матрос (рулевой)-моторист | - | - | 3 | 3 |
Э/механик | - | - | 1 | 1 | |
Боцман | - | - | 1 | 1 | |
Буксировщики, толкачи | |||||
Мощность главных | Судоводит.-судомехан. | 1 | 2 | 3 | 2 |
двигателей от 55 до 184 кВт | Матрос (рулевой)-моторист | 1 | 1 | 1 | 1 |
Мощность | Судоводит.-судомехан. | 1 | 2 | 3 | 2 |
Матрос (рулевой)-моторист | 1 | 1 | 2 | 2 | |
Мощность | Судоводит.-судомехан. | 1 | 2 | 3 | 2 |
Матрос (рулевой)-моторист | 2 | 2 | 3 | 3 | |
Мощность | Судоводит.-судомехан. | 1 | 2 | 3 | 2 |
Матрос (рулевой)-моторист | 2 | 2 | 3 | 3 | |
Э/механик | 1 | 1 | 1 | 1 | |
Пассажирские водоизмещающие суда | |||||
До 100 спальных мест | Судоводит.-судомехан. | 1 | 2 | 3 | - |
включительно | Матрос (рулевой)-моторист | 2 | 3 | 6 | - |
Э/механик (электрик) | 1 | 1 | 1 | - | |
Спальных мест 101-300 | Судоводит.-судомехан. | - | - | 4 | - |
Матрос (рулевой)-моторист | - | - | 8 | - | |
Э/механик | - | - | 1 | - | |
Радиоспециалист | - | - | 1 | - | |
До 100 мест включительно | Судоводит.-судомехан. | 1 | 2 | 3 | 2 |
для сидения | Матрос (рулевой)-моторист | 1 | 2 | 3 | 2 |
101 и более мест для | Судоводит.-судомехан. | 1 | 2 | 3 | 2 |
сидения | Матрос (рулевой)-моторист | 2 | 2 | 3 | 3 |
Скоростные суда на подводных крыльях | |||||
"Ракета", | Судоводит.-судомехан. | 1 | 2 | - | - |
"Метеор" | Матрос (рулевой)-моторист | 2 | 2 | - | - |
Матрос (рулевой) | - | 2 | - | - |