1. Утвердить прилагаемую Концепцию федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы".
2. Определить государственным заказчиком федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы" (далее - Программа) Минспорт России.
3. Установить, что предельный (прогнозный) объем финансирования Программы за счет средств федерального бюджета составляет 73976,9 млн. рублей (в ценах соответствующих лет).
4. Минспорту России обеспечить разработку проекта Программы и внесение его в установленном порядке в Правительство Российской Федерации.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев
Концепция федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы"
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, отмечается, что переход от экспортно-сырьевой к инновационной модели экономического роста связан с формированием нового механизма социального развития, основанного на развитии человеческого потенциала. Среди основных приоритетов социальной и экономической политики на 2-м этапе инновационного развития российской экономики (2013-2020 годы) указывается распространение стандартов здорового образа жизни. Важный вклад в формирование здорового образа жизни должно внести создание условий для занятий физической культурой и спортом различных групп населения.
В связи с определением направлений реализации государственной политики, обеспечивающих создание условий для граждан страны, позволяющих вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом, получить доступ к развитой спортивной инфраструктуре, и повышением конкурентоспособности российского спорта распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 года N 1101-р утверждена Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Стратегия).
Распространение здорового образа жизни предполагает внедрение в жизнь общества и закрепление в ней физической культуры и спорта, формирование у населения стремления к здоровому образу жизни через занятия физической культурой и спортом.
Приоритетные вопросы развития физической культуры и спорта закреплены также в стратегиях социально-экономического развития федеральных округов.
Решение поставленных в этих документах задач возможно только на основе развитой спортивной инфраструктуры с применением современных методологических решений. При этом область физической культуры и спорта многогранна, охватывает различные сферы деятельности, отличающиеся содержанием реализуемых внутри них мероприятий и целевыми аудиториями.
Сферы деятельности, охватывающие массовую физическую культуру и спорт, детский спорт, формирование и подготовку спортивного резерва, а также подготовку спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации, образуют единое целое. Нерешенность проблем отдельных направлений приводит к отсутствию стабильного результата во всей отрасли. Соответственно, комплексное решение проблем возможно только на основе инфраструктурных решений по всем соответствующим направлениям. При этом спортивные школы нуждаются не только в строительстве и реконструкции своих спортивных объектов, но и в обновлении спортивно-технологического оборудования, развитии и внедрении современных научных методик подготовки спортсменов. Профильные научные организации и образовательные организации высшего образования должны располагать современными спортивными объектами и учебной и научной инфраструктурой. В образовательную деятельность должны активно и оперативно внедряться результаты научных работ по совершенствованию тренировочных процессов. Спортсмены спортивных сборных команд Российской Федерации для достижения высоких результатов должны проводить подготовку в современных спортивно-тренировочных центрах и в том числе иметь возможность проходить этапы акклиматизации и соответствующей специальной подготовки в различных природно-климатических условиях. Объекты массового спорта должны быть ориентированы на массовый охват населения и строиться по экономически выгодным проектам.
Спортивная инфраструктура, имеющаяся единовременная пропускная способность спортивных объектов по отдельным видам спорта, а также быстро устаревающая методическая база подготовки спортсменов не позволяют в полной мере обеспечить комплексное решение указанных проблем в соответствии с утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 года N 1063-р социальными нормативами и нормами в сфере физической культуры и спорта.
Таким образом, нерешенность вопросов инфраструктурного и методического обеспечения в части отдельных видов спорта на сегодняшний день является существенным фактором ограничения распространения стандартов здорового образа жизни.
Концепция федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы" разработана в целях практической реализации целей и задач Стратегии, государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 марта 2013 года N 402-р (далее соответственно - Программа, государственная программа), и стратегий социально-экономического развития федеральных округов.
Анализ хода реализации федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11 января 2006 года N 7 "О федеральной целевой программе "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы" (далее - Программа на 2006-2015 годы), показывает, что поставленные задачи в основном удастся решить. Однако устойчивость системы отрасли физической культуры и спорта будет обеспечена не в полной мере.
Уровень обеспеченности Российской Федерации по итогам 2012 года спортивными залами составляет 55,5 процента норматива обеспеченности, спортивными плоскостными сооружениями - 26,7 процента норматива обеспеченности, бассейнами - 8,5 процента норматива обеспеченности. При этом наблюдается существенная дифференциация этой обеспеченности в различных субъектах Российской Федерации.
В ходе реализации Программы на 2006-2015 годы будет создана инфраструктура для тренировочного процесса спортсменов спортивных сборных команд России по видам спорта, входящим в программы Олимпийских и Паралимпийских игр, в минимальном объеме. Однако созданные спортивно-тренировочные центры не будут обеспечены инфраструктурой технического, реабилитационного и вспомогательного назначения в необходимом объеме. Задача создания условий для адаптации спортсменов в условиях различных природно-климатических зон и часовых поясов будет также решена в минимальном объеме. Спортсмены спортивных сборных команд России по наиболее массовым, но не входящим в программы Олимпийских и Паралимпийских игр видам спорта, не будут обеспечены инфраструктурой.
Реализация Программы на 2006-2015 годы осуществляется по направлениям, связанным с массовым спортом и спортом высших достижений. Объем финансирования Программы на 2006-2015 годы за счет средств федерального бюджета составит 97972,8 млн. рублей (в том числе расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 232,65 млн. рублей, на прочие нужды - 4593,09 млн. рублей).
В результате удастся решить стратегические задачи и добиться значимых результатов:
увеличить уровень привлечения населения к систематическим занятиям физической культурой и спортом;
повысить уровень материальной базы и инфраструктуры физической культуры и спорта в субъектах Российской Федерации;
укрепить систему подготовки профессиональных тренерских кадров;
продолжить и поднять на новый уровень традиции российского спорта высших достижений;
реализовать на государственном уровне активную пропаганду занятий физической культурой и спортом как составляющей здорового образа жизни.
Эти результаты приведут к созданию основных условий для развития физической культуры и спорта как составной части государственной социальной политики.
Целесообразность и эффективность реализации Программы на 2006-2015 годы подтверждаются достигнутыми значениями показателей и индикаторов:
по направлению, связанному с массовым спортом:
доля граждан Российской Федерации, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в том числе обучающихся (учащихся, воспитанников и студентов), в общей численности населения увеличилась с 12,5 процента в 2005 году до 22,5 процента в 2012 году. К 2015 году показатель составит 30 процентов (то есть прирост составит более 60 процентов);
доля женщин, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности этой категории населения Российской Федерации составила в 2012 году 15,6 процента;
доля обучающихся, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности этой категории населения Российской Федерации достигла в 2012 году 52,7 процента;
количество квалифицированных тренеров и тренеров-преподавателей физкультурно-спортивных организаций, работающих по специальности, увеличилось с 250 тыс. до 324,2 тыс. работников с учетом задействованных в коммерческом секторе, что соответствует социальным нормативам и нормам обеспеченности и требованиям рынка;
единовременная пропускная способность объектов спорта, введенных в эксплуатацию в рамках Программы на 2006-2015 годы, по направлению, связанному с массовым спортом, увеличилась с 6840 человек в 2010 году до 11223 человек в 2012 году. При сохранении темпов строительства спортивной инфраструктуры этот показатель в 2015 году составит около 28030 человек и установленный показатель будет перевыполнен на 20 процентов;
количество физкультурно-спортивных организаций и центров для занятий спортом, прошедших добровольную сертификацию, увеличилось с 10 объектов на 100 тыс. человек населения в 2006 году до 211 объектов на 100 тыс. человек населения в 2012 году;
введено в эксплуатацию 476 объектов массового спорта;
по направлению, связанному со спортом высших достижений:
доля детей, занимающихся в специализированных спортивных учреждениях, в общей численности детей 6-15 лет возросла к началу 2012 года до 19 процентов;
доля спортсменов, прошедших процедуру допингового контроля, составила в 2012 году 100 процентов в общем количестве спортсменов, включенных в список подлежащих тестированию в соревновательный и во внесоревновательный период;
доля выявленных случаев нарушения антидопинговых правил спортсменами, включенными в список спортсменов, подлежащих тестированию в соревновательный и во внесоревновательный период, в общем количестве прошедших процедуру допингового контроля составляет менее одного процента (0,57 процента);
результаты научно-исследовательских работ положены в основу многих практических разработок в сфере физической культуры и спорта и организации тренировочного процесса;
введен в эксплуатацию 41 объект спорта высших достижений.
По подпрограмме "Развитие футбола в Российской Федерации на 2008-2015 годы" Программы на 2006-2015 годы:
к началу 2012 года доля лиц, занимающихся футболом в детско-юношеских спортивных школах, составила 12,5 процента в общем количестве учащихся, систематически занимающихся физической культурой и спортом;
всего введено в эксплуатацию 178 футбольных полей с искусственным покрытием.
По итогам 2012 года достигнуты следующие значения других целевых показателей:
доля инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности инвалидов - 3,5 процента;
доля спортсменов, прошедших процедуру допингового контроля, в общем количестве спортсменов, подлежащих тестированию в соревновательный и во внесоревновательный период - 100 процентов;
доля граждан, занимающихся в системе спортивных школ на этапах подготовки по зимним видам спорта, в общей численности населения Российской Федерации - 0,24 процента;
количество тренеров-преподавателей по футболу детских юношеских спортивных школ, прошедших подготовку и повышение квалификации в соответствии с требованиями УЕФА - 3021 человек;
количество футболистов, зарегистрированных в единой информационной аналитической системе Российского футбольного союза - 352 тыс. человек.
Эти результаты привели к созданию в Российской Федерации базовых условий для активного использования инструментов физической культуры и спорта в социально-экономической жизни страны.
Работа по привлечению граждан к занятиям физической культурой и спортом приводит к результатам, проявляющимся в различных аспектах социально-экономической жизни страны.
Число преступлений, совершенных несовершеннолетними и при их участии, ежегодно сокращается. Если в 2006 году этот показатель (по данным Министерства внутренних дел Российской Федерации) составлял 150264 преступления, то по итогам 2012 года - 64270 преступлений.
Результаты профилактических осмотров детей в возрасте до 14 лет (по данным Министерства здравоохранения Российской Федерации) показывают, что с 2006 года наблюдается прекращение увеличения, а с 2009 года отмечается уменьшение выявленных случаев сколиоза (с 1,6 процента до 1,4 процента) и нарушения осанки (с 7,7 процента до 7 процентов).
Численность больных, взятых на учет в отчетном году, с установленными впервые диагнозами "наркомания" и "алкоголизм" снизилась до следующих показателей:
2006 год | 2007 год | 2008 год | 2009 год | 2010 год | 2011 год | 2012 год | |
наркомания (человек, на 100 тыс. человек населения) | 19 | 20,7 | 18,6 | 17,7 | 17,4 | 15,3 | 13,9 |
алкоголизм (человек, на 100 тыс. человек населения) | 135,3 | 123,1 | 122,2 | 112,5 | 108,5 | 96,7 | 85,8 |
Число дней временной нетрудоспособности граждан в Российской Федерации в 2006 году составляло 365,9 млн. дней. К 2008 году этот показатель достиг 409 млн. дней. По итогам 2012 года указанный показатель снизился до 350 млн. дней.
К прямым доходам бюджета вследствие развития сферы физической культуры и спорта следует отнести вклад сегмента торговли спортивными товарами, который оценивается примерно в 40 млрд. рублей, ежегодно поступающих в бюджет только в виде налога на добавленную стоимость. Ежегодный прирост этого рынка составляет 15-17 процентов. В 2006 году от торговли спортивными товарами в федеральный бюджет поступило в виде налога на добавленную стоимость около 27 млрд. рублей.
В рамках Программы на 2006-2015 годы по итогам 2012 года профинансировано строительство 815 различных спортивных объектов, из них по направлению, связанному с массовым спортом, осуществлено софинансирование строительства 564 объектов в регионах (включая 35 региональных спортивно-тренировочных центров), из которых 476 объектов введены в эксплуатацию. По направлению, связанному со спортом высших достижений, создается инфраструктура для тренировок спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации по видам спорта, включенным в программы Олимпийских и Паралимпийских игр. В 2008 году условиями для проведения тренировок были частично обеспечены 11 летних и 3 зимних олимпийских вида спорта. В настоящее время насчитывается 52 олимпийских вида спорта. Из них 38 обеспечены спортивной инфраструктурой федеральных спортивно-тренировочных центров ("Озеро Круглое", "Новогорск", "Ока", "Руза", "Юг-Спорт", "Токсово", "Парамоново", "Чайковский") с учетом того, что конькобежный спорт развивается на базе регионального объекта, а гольф - на базе частного объекта, создание федеральной инфраструктуры для них не планируется. Качество создаваемой инфраструктуры подтверждается результатами проведенных тестовых спортивных мероприятий, в том числе в рамках этапов международных соревнований.
Программой на 2006-2015 годы не обеспечивается создание федеральных тренировочных центров для академической гребли, бадминтона, бокса, борьбы (греко-римская, вольная), велоспорта (шоссейные гонки, трековые гонки, маунтинбайк, велоспорт-ВМХ), конного спорта, современного пятиборья, стрельбы из лука.
Вместе с тем в ходе реализации Программы на 2006-2015 годы выявились принципиальные проблемы, затрудняющие создание устойчивой системы развития физической культуры и спорта в регионах, выравнивание в обеспеченности объектами спорта субъектов Российской Федерации, создание условий для достижения стабильных и долгосрочных результатов в спорте высших достижений и формирование спортивного резерва.