Комментарий к Закону РФ от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" (постатейный)

Комментарий к статье 9. Информация об изготовителе (исполнителе, продавце)

1. Согласно комментируемой статье продавец (исполнитель), а также изготовитель, обязаны довести до потребителя сведения, которые можно разделить на общие и специальные.

К общим сведениям относятся:

1) фирменное наименование (наименование). Согласно ст.54 ГК РФ юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму. Наименование некоммерческой организации и в предусмотренных законом случаях наименование коммерческой организации должны содержать указание на характер деятельности юридического лица. Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование. Требования к фирменному наименованию устанавливаются ГК РФ и другими законами. Права на фирменное наименование определяются в соответствии с правилами раздела VII ГК РФ. Наименование, фирменное наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительном документе и в едином государственном реестре юридических лиц;

2) место нахождения (адрес). Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа (см. п.2 ст.54 ГК РФ);

3) режим работы (см. подробнее комментарий к ст.11 Закона).

К специальным сведениям относятся:

1) сведения о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа - если продавцом (исполнителем, изготовителем) является ИП.

Согласно ст.51 ГК РФ юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц (см. Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").

Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления (см. приказ МНС РФ от 22.07.2004 N САЭ-3-09/436@ "О совершенствовании организации работы по регистрации и учету юридических лиц и физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, в Единых регистрационных центрах и в налоговых органах").

Согласно ст.23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.

Граждане вправе заниматься производственной или иной хозяйственной деятельностью в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, заключенного в соответствии с законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве. Главой крестьянского (фермерского) хозяйства может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя;

2) информация о лицензируемом виде деятельности, номере лицензии, органе, выдавшем лицензию, - если вид деятельности, осуществляемый продавцом (исполнителем, изготовителем), подлежит лицензированию (см. Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и др.);

3) информация о виде аккредитуемой деятельности, номере свидетельства о государственной аккредитации, сроке его действия, об органе, выдавшем свидетельство, - если деятельность исполнителя подлежит государственной аккредитации (см. Федеральный закон от 28.12.2013 N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" и др.).

Кроме того, до потребителя доводятся сведения о виде и типе торгового предприятия.

Все предприятия розничной торговли классифицируются по виду в зависимости от ассортимента реализуемых товаров. Например, различают универсальные, специализированные магазины, магазины с комбинированным, а также смешанным ассортиментом товаров.

Все предприятия розничной торговли подразделяют на различные типы в зависимости от размеров площадей торговых объектов, ассортимента предлагаемых к продаже товаров и форм торгового обслуживания покупателей. Типом предприятия розничной торговли являются, например, торговый центр, гипермаркет, супермаркет, минимаркет, гастроном и т.д.

Наиболее полная классификация видов и типов торговых предприятий содержится в ГОСТ Р 51303-2013 "Торговля. Термины и определения".

Продавец (исполнитель, изготовитель) размещает указанную выше информацию на вывесках в удобных для ознакомления потребителя местах.

Пример. В соответствии с Почтовыми правилами (приняты Советом глав Администраций связи Регионального содружества в области связи 22.04.92) у входа в каждое предприятие связи должны быть: почтовый ящик, вывеска с указанием наименования предприятия связи и почтового индекса, объявление о режиме его работы. Отделения связи, расположенные в городах и работающие по скользящему графику, с обеденным перерывом или с выходным днем должны, кроме того, иметь объявление о режиме работы и местонахождении ближайшего предприятия связи, предоставляющего услуги по другому графику или без выходных дней. Тексты вывесок и объявлений исполняются в соответствии с законами союзных республик о языках.

Правилами оказания услуг почтовой связи, утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 N 221, предусмотрено, что у входа в объект почтовой связи помещается вывеска с указанием наименования оператора почтовой связи, наименования и режима работы объекта, его почтового индекса. Внутри объекта почтовой связи на видном и доступном для пользователей услугами почтовой связи месте должны находиться книга заявлений и предложений и необходимый информационный материал, включающий, в том числе:

- наименование оператора почтовой связи и место его нахождения (юридический адрес);

- адрес объекта почтовой связи и его почтовый индекс;

- копию лицензии на оказание услуг почтовой связи;

- иную информацию, связанную с оказанием услуг почтовой связи оператором.

2. Обозначенная в комментируемой статье информация должна быть доведена до сведения потребителей также при осуществлении торговли, бытового и иных видов обслуживания потребителей во временных помещениях, на ярмарках, с лотков и в других случаях, если торговля, бытовое и иные виды обслуживания потребителей осуществляются вне постоянного места нахождения продавца (исполнителя).

В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" стационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой здание или часть здания, строение или часть строения, прочно связанные фундаментом такого здания, строения с землей и подключенные (технологически присоединенные) к сетям инженерно-технического обеспечения. Нестационарным торговым объектом признается торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.

Размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Порядок включения в схему размещения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством РФ (см. постановление Правительства РФ от 29.09.2010 N 772 "Об утверждении Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов").

Нестационарные торговые объекты являются объектами мелкорозничной торговли, предназначенными и используемыми для выкладки (демонстрации) товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.