1. Комментируемая статья определяет исчерпывающий перечень участников регулируемых комментируемым Законом отношений, выделяя в особую группу участников, имеющих статус субъектов страхового дела, и общие требования к ним.
Итак, п.1 комментируемой статьи относит к таким участникам следующих субъектов:
1) страхователей, застрахованных лиц, выгодоприобретателей (см. комментарий к ст.5 Закона);
2) страховые организации, в том числе перестраховочные организации. Перестраховочными организациями являются страховые организации, осуществляющие исключительно деятельность по перестрахованию (см. комментарий к ст.6, 13, 14.1 Закона);
3) общества взаимного страхования (см. комментарий к ст.7 Закона);
4) страховых агентов (см. комментарий к ст.8 Закона);
5) страховых брокеров (см. комментарий к ст.8 Закона);
6) страховых актуариев (с 1 января 2015 года - просто "актуариев", см. комментарий ниже);
7) объединения субъектов страхового дела, в том числе саморегулируемые организации (см. комментарий к ст.14 Закона);
8) Банк России, осуществляющий функции по регулированию, контролю и надзору в сфере страховой деятельности (далее - орган страхового надзора) (см. комментарий к ст.30 Закона);
9) специализированные депозитарии (см. комментарий к ст.26.2 Закона).
Следует отметить, что страховые организации, общества взаимного страхования, страховые брокеры и до 1 января 2015 года также страховые актуарии выступают в качестве субъектов страхового дела. Конкретный же перечень и наименование субъектов страхования зависит от вида страхования. Так, например, в соответствии с ФЗ об ОМС (ст.9) субъектами обязательного медицинского страхования являются: застрахованные лица; страхователи; Федеральный фонд. Субъектами обязательного пенсионного страхования согласно ст.4 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" являются страхователи, страховщик и застрахованные лица.
В качестве субъектов обязательного социального страхования (ст.6 Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования") выступают страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ в ст.2 также устанавливает перечень субъектов обязательного государственного страхования, относя к ним страховщиков, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей.
2. Деятельность субъектов страхового дела подлежит лицензированию (см. комментарий к ст.32 Закона). Однако следует учесть, что данное правило не распространяется на страховых актуариев, которые согласно комментируемой статье подлежат аттестации, а с 1 января 2015 года и вовсе исключены из состава субъектов страхового дела.
С 1 января 2015 года актуарная деятельность в России, под которой понимается деятельность по анализу и количественной, финансовой оценке рисков и (или) обусловленных наличием рисков финансовых обязательств, а также разработке и оценке эффективности методов управления финансовыми рисками, регулируется отдельным нормативным правовым актом - Федеральным законом от 2 ноября 2013 года N 293-ФЗ "Об актуарной деятельности в Российской Федерации" (далее - ФЗ "Об актуарной деятельности в Российской Федерации").
Объектом обязательного актуарного оценивания является деятельность:
- уполномоченного органа при разработке страховых тарифов по обязательному страхованию;
- негосударственных пенсионных фондов;
- страховых организаций;
- обществ взаимного страхования.
В качестве уполномоченного органа выступает Банк России, а к субъектам актуарной деятельности отнесены:
- актуарий - физическое лицо, осуществляющее на профессиональной основе в соответствии с трудовым договором или гражданско-правовым договором актуарную деятельность и являющееся членом саморегулируемой организации актуариев;
- ответственный актуарий - актуарий, сведения о котором внесены уполномоченным органом в единый реестр ответственных актуариев, который имеет право осуществлять в соответствии с трудовым договором или гражданско-правовым договором подготовку актуарного заключения для направления его в уполномоченный орган и несет ответственность за обоснованность содержащихся в таком заключении выводов в соответствии с законодательством Российской Федерации.